Классный час "Волшебница - вода"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных;
  • повышать познавательную активность детей, прививать основы экологических знаний;
  • познакомить с отрицательным влиянием человека на природу;
  • воспитывать привычку бережного отношения к природе, расширять кругозор.

Оборудование:

  • рисунки облака, капелек, самовар, глобус, фотографии рек, озёр, морей, океанов,
  • рисунки учащихся на тему " Портреты воды", музыкальное оформление (звук журчания воды), сосуды с водой, лёд в формочках, пластилин, трубочка (для опыта), снежинки, сосульки, облака из фольги.

Ход классного часа

I. Организация внимания учащихся.

II. Основная часть.

(Звучит музыка)

1.Отгадывание загадки

Я и тучка, и туман.
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.

- О чём мы будем говорить на нашем классном часе, догадались?

- Да, сегодня мы поговорим о волшебной воде. Почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень - очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячими капельками пара. Вот она какая разная!

(Показываю глобус)

- Ребята, что это такое?

- Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный - голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше всего. Голубым цветом на нём изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша.

2. Чтение стихотворения о воде.

Учитель.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!

Ученик 1.

В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В дом туманом к нам вползает.

Ученик 2.

Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких стройных елеё.
Рушится потоком селей.

Ученик 3.

На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.

Ученик 4.

Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!

Учитель.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить!

В озере её найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница вода!

- Ребята, а вы можете найти воду в природе? Где она бывает? Где путешествует?

3. Выставка рисунков учащихся.

- Вот какие рисунки к нашему классному часу вы нарисовали.

(беседа по рисункам)

4. Отгадывание загадок.

Облака, облака, всё летят куда-то,
Облака, облака, белые, как вата,
Поскорей их разгадать нужно нам, ребята!

- Из чего состоят облака?

- Да, из капелек воды.

- На капельках написаны загадки о воде. Вы, ребята, берёте капельки, читаете загадку и все вместе отгадываете.

1.

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (дождь)

2.

Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча)

3.

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (снег)

4.

Я вода, да по воде же и плаваю. (лёд)

5.

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (град)

6.

Вечером родится,
Ночь живёт,
Утром умирает. (роса)

7.

Растёт она вниз головой.
Растёт не летом, а зимой.
Но солнце её припечёт -
Она заплачет и умрёт. (сосулька)

8.

Молоко над речкой плыло
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (туман)

5. Значение воды для всего живого.

- Где используют воду?

- А что значит вода для всего живого, для вас?

- Какое бы животное или растение мы не взяли, в него входит вода. Если массе человека 60 кг, то в его теле содержится около 40 литров воды. Вода не только поит, но ещё и кормит - по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств - ничего не сделать без воды.

6. Сюрпризный момент.

- Ребята, а почему на наш классный час я принесла самовар.

(открываю крышку самовара, в котором кипела вода)

- Посмотрите-ка сюда:
У меня внутри - вода.
На вопрос вам отвечаю:
Без воды не выпить чаю:
Я - блестящий самовар.
Из-под крышки вьётся пар.
Пар - водичка или нет?
Ну-ка дайте мне ответ?!

- Да, ребята, пар - это тоже вода. При высокой температуре наша волшебница - вода превратилась в пар.

- Всегда ли вода жидкая?

- В каких состояниях вода встречается в природе?

7. Показ опытов.

- Вы знаете, что некоторые предметы плавают на воде. Если предмет лёгкий. То вода удерживает его на поверхности - на плаву. Огромные айсберги плавают в море, потому что лёд легче воды. Льды выдерживают даже вес белых медведей. Способность предмета плавать определяется его формой и весом. Металлические и стеклянные предметы в отличие от деревянных обычно не плавают.

- Я бросаю в воду кусок пластилина. Он утонул.

- А сейчас я пущу на воду лодочку, сделанную из такого же куска.

- Почему она плавает?

- Да потому, что поверхность лодки больше, чем поверхность куска пластилина, и поэтому она может держаться на воде. Предмет будет плавать лучше, если его можно наполнить воздухом.

- Все вы, наверное, видели на воде жука - водомерку. Они свободно бегают по воде. Это происходит потому, что поверхность воды похожа на тонкую, упругую плёнку, достаточно прозрачную, чтобы выдержать вес насекомого. Это явление называется поверхностным натяжением.

- У меня в руках соломинка (палочка) с намыленным концом. Если я прикоснусь палочкой к капле воды, то капля растечётся. Мыло на соломинке (палочке) разрушает поверхность натяжения. Из - за этого капля не может сохранить округлую форму.

8. Знаете ли вы, что:

1.Сколько океанов и морей на нашей планете?

Океанов - 4, морей - 54

2. На Кипре каждое лето проводится праздник воды, посвящённый богине Афродите.

3. Самое большое озеро на Земле:Каспийское море.

4. Самое глубокое озеро:Байкал.

5. Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер равен 9 см.

6. Самый сильный дождь шёл целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

7. Великий снегопад продолжался 24 часа на Серебряном озере в США с 14 - 15 апреля 1921 года.

8. Самая короткая река находится в Америке. Её длина 134 метра.

9. Решение экологической задачи.

- Ребята, а вы знаете, что такое экология? Кто такие экологи?

(Экология - наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает)

- Сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли экологов.

- Некоторые промышленные предприятия спускают отработанную воду в водоёмы. В ней оказываются химические вещества.

- Как это может отразиться на обитателях воды? Что предлагаете сделать?

III. Вывод. Подведение итогов.

Вода - одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. В результате деятельности человека в реках Сена, Волга, Дунай купаться нельзя. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дето после купания покрываются сыпью. В организме рыбы происходят мутации (изменения): увеличивается в размере печень, рыбы рождаются с двумя хвостами. Чистой воды становится всё меньше и меньше. От загрязнения воды страдает всё живое.

- Ребята, как нужно охранять воду?

- Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек - это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает - и снова в поход.

По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьётся,
Дождями вернётся.

Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Это волшебница, чудо - вода!