Тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся как один из факторов построения индивидуальной образовательной траектории развития учеников

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


"Школа - это лестница для духовного восхождения человека".
Ш.А. Амонашвили

Сколько существует человеческое сообщество, столько времени идёт поиск человеком способов повышения качества обучения, особенно в общеобразовательной школе. Мы переходим к информационному обществу, становление которого на современном этапе его развития реализуется за счет высокого уровня информационных технологий, в первую очередь коммуникативных. Все в большей степени нарастает объем информации, в котором следует уметь ориентироваться образованному человеку XXI века.

Главное, что зависит от нас как от педагогов - это не просто дать ученику конкретные знания, а отправить его в путь саморазвития.

Саморазвитие, самообразование, самосовершенствование, самореализация :. Красиво. Но добиться этого не просто. Занимаясь с учениками проектной деятельностью, мы убедились, что ребята с большим увлечением и интересом разрабатывают оригинальные проекты на актуальные темы. Причем, очень важно, чтобы эта работа осуществлялась обязательно в сотрудничестве учителя и ученика, а не навязывалась педагогом. Роль учителя в проектной образовательной технологии - организационная: учитель выступает в роли тьютора. Тьютор - это консультант-наставник, осуществляющий методическую и организационную помощь учащимся в рамках проектной деятельности.

Тьютор - не тот, кто передает знание, пусть даже добытое в результате самообразования, а тот, кто передает опыт учения. Вот и получается, что быть тьютором в рамках какого-либо школьного предмета можно только в том случае, если вы сами продолжаете находиться в позиции изучающего. Нам очень близка позиция тьютора: я люблю и умею учиться. Не зря китайский философ Конфуций сказал: "Учитель и ученик растут вместе...". А теперь попробуем показать, почему именно тьюторское сопровождение проектной деятельностью помогает запустить индивидуальную траекторию саморазвития ученика. Мы предоставляем полную самостоятельность ученикам в выполнении работ, оставляя за собой только контроль. Суть тьюторского сопровождения заключается в организации работы на материале реальной жизни учеников, расширении его собственных возможностей, подключении субъективного отношения к построению собственного продвижения к успеху.

Своими основными функциями тьютора в отношении учащихся считаем:

  • диагностику состояния процесса обучения учащихся;
  • осуществление целеполагания;
  • обеспечение мотивации у учащихся и вовлечение их в деятельность;
  • управление деятельностью учащихся;
  • коррекцию деятельности учащихся;
  • контроль за выполнением заданий;
  • рефлексию деятельности.

Тьюторское сопровождения позволяет учитывать интересы каждого из учеников, помогать осваивать способы нахождения новых знаний, отвечать на их конкретные запросы, что ведет к изменению позиции учителя.

Таким образом, из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, проектной деятельности своих учеников.

Проект (перев. с лат. - "брошенный вперед") - форма совместной деятельности педагогов и учащихся, в процессе которой достигается изначально запланированный результат.

Проект - это "пять П": Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт - Презентация.

Считаем, что проектная методика относится к личностно-ориентированному обучению, поскольку весь процесс базируется на интересах, способностях учеников, которые имеет возможность выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения, оценить сложность проектировочной деятельности.

Данная работа стимулирует учащихся не только к более глубокому изучению предмета, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникативных технологий. Работы выполняются в режиме презентаций Power Point, также используются программы Word, Fotoshop.

И так, достаточно результативна проектная деятельность, где учитель выступает в роли тьютора, помогая учащемуся строить индивидуальную образовательную траекторию.

В результате в методической копилке появились проекты на самые разные темы: мультимедийные пособия по общей биологии и экологии, лабораторный практикум 6-11 кл, тестирование по разным разделам биологии, включая тестовую технологию ЕГЭ, слайдовые презентации для проведения родительских собраний (права ребенка, ПДД, "Вредные привычки", "Формула здоровья", и так далее).

Наши ученики, продолжают движение к самореализации по своей индивидуальной траектории развития, старт которой был дан в школе.