Литературно-музыкальная композиция "Целый мир от красоты"

Разделы: Литература


Цель:

  • Познакомится с жизнью и творчеством А.А. Фета; показать, насколько возвышенными, чистыми и мудрыми были стихи А.А. Фета.

Задачи:

  • Развивать умение отличать подлинную красоту поэзии от пустой красивости на примере поэзии А.А.Фета;
  • Развивать речь студентов;
  • Воспитывать чувства гордости за прекрасные стихи истинного поэта истинного поэта А.А. Фета;
  • Через фетовскую поэзию воспитывать любовь к русской литературе и к Родине.

Место проведения: актовый зал.

Оснащение: Художественная литература, сборники стихов, романсы, микрофоны, аудиоаппаратура, мультимедийная презентация, музыкальная фонограмма.

Оформление зала: Презентация, см. Приложение 1, Приложение 2,
Музыкальное сопровождение можно получить, связавшись с авторами статьи!

Ход мероприятия

(Слайд на фоне музыки П.И. Чайковского.)

Вступительное слово учителя: Целый мир от красоты. Кто создал красоту? Как? Не красивость – а именно красоту. Современное искусство озабочено прежде всего поисками красивости, торжественности: броские костюмы, потрясающие эффекты, пафосные речи. А подлинная красота, как и подлинная культура сложнее, серьезнее. Она зачастую трудна для осмысления, она трагична и всегда непредсказуема. Цель нашей встречи – прикоснуться к этой подлинной красоте и отойти от пустой красивости.

“Чистый воздух поэзии” – это особая атмосфера, в которую мы предлагаем dам погрузиться. Сегодня встреча посвящена лирическому поэту А.А. Фету.

Эпиграф: «Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию».

(Слайд: портрет А.А. Фета (1820 – 1892 гг.))

Ведущий: В семи километрах от г. Мценска Орловской губернии в помещичьей усадьбе Новоселки в семье Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлоты Фет 23 ноября 1820 г. родился Афанасий Афанасьевич Фет (Шиншин).

(Слайд: Новосельская усадьба)

Новосельская усадьба состояла из двух деревянных флигелей, хозяйственных построек, обширного сада (фото). Афанасий Фет провел здесь свои детские и юношеские годы. Они прошли в условиях небогатой провинциальной дворянской семьи.

Ведущая: Мальчиком Фет любил вместе с крестьянскими ребятишками ловить перепелов, лазить по деревьям, ездить верхом. Он с упоением бродил по красивым окрестностям деревни, восторженно любовался тенистым садом Новосельской усадьбы. Много лет спустя А. Фет с легкой грустью написал:

Приветствую тебя, мой добрый, старый сад,
Цветущих лет цветущее наследие!
С улыбкой горькою я пью твой аромат,
Которым некогда мое дышало детство.

(Слайд: Добрый, старый сад)

Ведущий: Ребенком поэт слушал сказки о жар-птице, о водяном, о бабе-яге, которые рассказывала ему дворовая девушка Просковья, а когда подрос, попал под опеку первого “Учителя” русской грамоты – домашнего повара Афанасия.

С самих ранних лет он был “Жаден до стихов”, везде старался их разыскать, учил наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное, стихи Пушкина и его поэма “Кавказский пленник”. “О, какое наслаждение испытывал я, повторяя сладостные стихи великого поэта”, – вспоминал Фет.

(Слайд: Поэма “Кавказский пленник”)

Ведущая: Образование Фет получил сначала в немецком пансионе в городе Верро (Эстония). В 14 лет Фета отвезли в Петербург готовиться к университетскому экзамену, через три года он поступил в Московский университет. Здесь Афанасий Афанасьевич познакомился с поэтами и писателями. Часто собирались вместе, читали стихи, говорили о литературе. Афанасий Фет сам стал писать стихи. Он решил показать их Николаю Васильевичу Гоголю. Гоголь нашел у юного поэта “Несомненное дарование”, и в 1840 г. вышел первый сборник стихов Афанасия Фета.

(Слайд: Стихотворение “Вечер”)

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыхании ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Ведущий: На стихи А. Фета писали музыку П. Чайковского Римский Корсаков, Балакирев и Рахманинов.

(Слайд: Поэт А.А.Фет и великие композиторы)

Стихотворение “На заре ты ее не буди”, положенное на музыку А. Варламовым, стало почти народную песней.

(Музыка “На заре ты ее не буди”)
(Слайд: Стихотворение “На заре ты ее не буди”)

Ведущая: Выход стихотворений А. Фета стал ярким событием отечественной словесности нового десятилетия. В 1843 году вышло его стихотворение “Я пришел к тебе с приветом!” “Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!” – таково было впечатление от этого стихотворения Василия Боткина.

(Слайд: “Я пришел к тебе с приветом”)

Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня веселым веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, – но только песня зреет.
(1843 г.)

Ведущий: После окончания университета в 1845 году А. Фет поступил на военную службу. Фет избрал наследственный для Шеншиных род войск – кавалерию. По собственному признанию Фета, в первые годы военной службы муза его “Упорно безмолвствовала”.

(Слайд: Военная служба)

Но вот на пороге 1850–х годов стали появляться фетовские стихотворения. Стихотворение, с которого началась громкая слава Фета и которое навсегда стало для многих русских читателей символом фетовской поэзии, это стихотворение “Шепот, робкое дыхание”.

(Слайд: Стихотворение “Шепот, робкое дыхание…”)

Шепот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!

Ведущая: Какая отточенность слова. Ни одного глагола, а какое напряжение чувства!
В 1853 году Фет становится постоянным сотрудником журнала “Современник”, где печатаются его стихи.

(Слайд: “Уснуло озеро…”)

Уснуло озеро; безмолвен черный лес;
Русалка белая небрежно выплывает;
Как лебедь молодой, луна среди небес
Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

Уснули рыбаки у сонных огоньков;
Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;
Порой тяжелый карп плеснет у тростников,
Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.

Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я;
Но звуки тишины ночной не прерывают, –
Пуская живая трель у соловья,
Пусть травы на воде русалки колыхают…

(Слайд: Поэзия Фета – загадка)

Ведущий: Поэзия Фета – загадка. Неуловимые звуки слагаются в слова, и слышится мелодия стиха, рождающая ассоциации с цветом, с чувством, с мыслью. Лирика Фета завораживает, уводит в особый мир, созданный по непонятным законам ритма.

(Слайд: Хутор Степановка, музыка “Уноси мое сердце…”)

Ведущая: В 1858 году А. Фет выходит в отставку, покупает хутор Степановку с двумястами десятинами черноземной пахотной земли на юго-западной окраине родного ему Мценского уезда Орловской губернии и решает оставить литературу и заняться сельским хозяйством. 17 лет жизни отдал Фет Степановке, превратив ее в образцовое доходное хозяйство, более того – бывший хутор стал хорошо устроенной усадьбой со скромным, но уютным домом, с прудом, садом (показ фото). В Степановке бывали у Фета И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, В.П. Боткин.

(Слайд: Поэт и великие люди)

Ведущий: А. Фет прожил долгую и непростую жизнь. Судьба не раз наносила ему удары. О некоторых событиях их жизни Фета мы сейчас Вам расскажем.

(Под музыку движутся пары, останавливаясь перед зрителями, сообщают факты из жизни А.Фета, “замаскированные под светские сплетни”)
(Сцена: пара первая.)

Она: Ах, что-то сегодня Фет мрачен. Это так на него не похоже. И хозяйке бала ничего в альбом не написала сегодня.
Он: Как? Вы разве не слышали скандальной новости о смерти Марии Лазич, дочери отставного генерала, которая была влюблена в Фета? У них был роман, когда он служил в Херсонской губернии.
Она: О смерти? Но она так молода… была… Бедняжка, что могло случится? Ах, не томите, расскажите все скорее.

(Слайд: Лирика А.А.Фета)

Он: Ее платье вспыхнуло от неосторожно брошенной непотушенной спички. Охваченная пламенем, Мария воскликнула: “Ради Бога, спасите письма!” – письма Фета к ней. Затем бросилась по ступеням в сади упала, вся обгоревшая. Через 4 дня она скончалась. Последние слова ее были: “Он не виноват – а я”.
Она: Какая ужасная смерть! А что же их счастью помешало? Ведь поговаривали, что он тоже в нее влюблен.
Он: Как что? Отсутствие денег. Да, он полюбил бедную девушку Марию Лазич, но вынужден был отказаться от брака с ней по материальным соображениям. Что он мог предложить Марии? Он вынужден служить в армии, чтобы офицерский чин дал ему право на потомственное дворянство.

Ведущая: Отголоски этого трагического события слышатся в лирике Фета. Памяти своей возлюбленной он посвящает цикл стихов “Ты отстрадала, я еще страдаю”; “Светил нам день, будя огонь в крови”, “Я говорил при расставаньи”.

(Музыка “Я говорил при расставаньи…”)
(Слайд: пара вторая)

Дама с веером: Вчера читала новые стихи Фета. А говорили, что, служа в армии, Фет совсем перестал их сочинять.

Т.А. Кузьминская: Так и было в первые годы его службы, там в Херсонской губернии. А когда он стал служить в гвардии, стал часто бывать в Петербурге. Сошелся с Некрасовым, Тургеневым, Толстым…

Дама с веером (перебивая): Львом Николаевичем? Вашим племянником? Так Вы знакомы с Фетом!

Т.А. Кузьминская: Да. Однажды я даже пела для него. Фет гостил у наших знакомых. Они устраивали вечер. Меня попросили спеть. Мне было страшно начать пение при таком обществе. Меня смущала мысль, что Фет меня будет критиковать, ведь он слышал так много настоящего хорошего пения.

Окна в сад были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитом лунным светом, перекрикивали меня… Это было так странно, как их громкие терли мешались с самим голосом. Я чувствовала, как понемногу мой голос крепнет, делается звучнее…

(Звучит романс Глинке “Я помню чудное мгновение”)

Когда я замолчала, Фет подошел ко мне и сказал: “Когда Вы поете, слова летят на крыльях. Прошу Вас, повторите романс”.
А на другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошел Фет, подошел к столику и положил листок со стихотворением со словами: “В память вчерашнего Эдемского вечера!”.

Дама с веером: Ах, позвольте угадать! Это было стихотворение “Сияла ночь, лунной был полон сад…”

(Музыка “Сияла ночь…”)

Ведущая: К концу 70-х годов А. Фет переезжает в имение Воробьевка Курской области. Основными его занятиями становится снова поэзия и переводы. Афанасий Фет пишет много стихов, в основном только о природе и любви. В 1883 году, когда Фету было уже 63 года, он издает сборник стихотворений “Вечерние огни”.

(Слайд)

Ведущий: Любовь и природа – любимые темы А. Фета. Природа у Фета всегда сияет, радуется, трепещет. В ней, даже когда идет дождь или падает снег, все полно жизни:

Ночь светла, мороз сияет,
Выходи – снежок хрустит,
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.

Ведущая: Для Фета природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий.

(Музыка “Тихо вечер догорает…”)

Ведущий: поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благовеет перед печальной березой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину.

(Слайд: стихотворение “Печальная береза”)

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, –
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Ведущая: По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. В жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов.

(Слайд: Любовная лирика)

Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. У Фета целый цикл лирических посланий, адресованных Софье Андреевне Толстой, Татьяне Кузьминской, ее сестре Елене Хомутовой, Сологуб и многим другим женщинам.

Веровать в прекрасное, любить прекрасное – высокое счастье поэта и высшая его цель. Неслучайно многие стихи Фета стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека.

(Музыка “Я тебе ничего не скажу”)

Ведущий: 21 ноября (3 декабря по новому стилю) 1892 года Афанасий Афанасьевич Фет умер в Москве. Похоронен в селе Клейменове Орловского уезда, родовом имении Шеншийных.

Ведущая:

Облаком волнистым
Пыль встает в дали;
Конный или пеший –
Не видать в пыли!
Вижу: кто-то скачет на лихом коне,
Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в мир поэзии А. Фета. Его стихи несут на себе живой отпечаток русской души. Кому дорога Родина, тому обязательно придется по сердцу фетовская поэзия.

(Слайд: Целый мир от красоты…)

Ведущая:

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.
Что такое день или век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечество.

Список использовано литературы

  1. Благой Д.Д. Мир как красота: о “Вечерних огнях” А.Фета // Фет А.А. Вечерние огни. М., 1979.
  2. Большая советская энциклопедия. М.: Изд-во “Советская энциклопедия”, 1977.
  3. Дружинин А. Стихотворения А.А.Фета. Прекрасное и вечное. М., 1988.
  4. Фет А.А. Стихотворения, поэмы. Тула: Приокское книжное издательство, 1983..
  5. Фет А.А. Стихотворения “Поэтическая Россия”. М.: Изд-во “Советская Россия”, 1979.
  6. Фет А.А. Стихотворения. Москва – Ленинград: Изд-во “Советский писатель”, 1963.
  7. Фет А.А. Стихотворения “Соловьиное эхо”. Тула: Приокское книжное издательство, 1978.
  8. Чичерин А.В. Движение мысли в лирике Фета// Сила поэтического слова. М., 1985.