Проект интегрированного урока (литература + математика) по теме "Персонажи Н.В. Гоголя в другом историческом времени". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Урок был показан 24.04.2009 в рамках всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные технологии в преподавании филологических дисциплин”, организованной НГПУ им. Добролюбова.

Цель урока:

– сформировать целостное представление о литературе как предмете, входящем в циклический блок других предметов;
– на основе сопоставительного анализа образной системы произведений вывести зависимость типа героя от социальных условий эпохи, в которую он бытует.

Ход урока

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся

Приветствие

   

Вводная часть

Сегодня на уроке мы встретимся со старыми литературными героями. Правда, насколько они нам будут знакомы или незнакомы, решать придётся каждому в отдельности. Звучит запись начала повести М.Булгакова в исполнении учащегося: “Чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною! Испакостил, изгадил репутацию так, что некуда носа показать. Ведь, ежели узнают, что я – Чичиков, натурально, в два счёта выкинут, к чёртовой матери! Да ещё хорошо, как только выкинут, а то ещё, храни бог, на Лубянке насидишься…А всё Гоголь, чтоб ни ему, ни его родне…”
  Действительно, так начиналось произведение, опубликованное М.А.Булгаковым 4 сентября 1922 года в московской газете “Накануне”. А называлось оно “”

Откуда мы знаем этого героя?

Кого ещё из знакомых нам персонажей встречаем в этом произведении?

Что объединяет всех их в поэме Н.В.Гоголя?

Давайте вспомним, что рассказал нам Гоголь об этих персонажах

Учащиеся отвечают на вопросы.

Демонстрируется презентация “Герои поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души””, созданная учащимися

Основная часть

Вспомните главную особенность персонажей Гоголя.

Можно ли было предположить о возможности их существования в какое-то другое время? Почему?

Какой эксперимент проводит с ними Булгаков?

 
  Бытует в литературоведении мнение о невозможности переселения героя в другое историческое время. Булгаков, экспериментируя, пытается подтвердить лил опровергнуть это.

В какое время и место он перемещает гоголевских персонажей?

Говорят об их статичности, неизменяемости.Нет

Перемещает в другое историческое время

Москва 1920-х годов

  Вспомните курс истории России. Чем необычно это время? НЭП
  Сформулируйте тезисно сущность эпохи НЭПа. Какими чертами должен был обладать человек этого времени?

Действительно, современники этой эпохи отмечали как положительные, так и отрицательные стороны НЭПа. Например, философ Н.А.Бердяев в статье “Духи русской революции”, с которой, кстати, Булгаков был хорошо знаком, писал следующее: “По-прежнему Чичиков ездит по русской земле и торгует мёртвыми душами. Но ездит он не медленно в кибитке, а мчится в курьерских поездах и повсюду рассылает телеграммы. Та же стихия действует в новом темпе. Революционные Чичиковы скупают и перепродают несуществующие богатства, они оперируют с фикциями, а не реальностями, они превращают в фикцию всю хозяйственно-экономическую жизнь страны”.

Сам же Булгаков называл это время торговым ренессансом, когда оживились предприниматели самого разного свойства. И следовательно, это было подходящее поле деятельности для гоголевских персонажей.

Отвечают на вопросы
  Приспособились ли в непривычной обстановке персонажи Гоголя?

Изменилось ли что-то в нравах и характерах их? Или они остались прежними?

Что повлияло на их изменение?

Кого из гоголевских помещиков не находим у Булгакова? Почему?

Следовательно, от чего зависит возможность бытования того или иного героя в определённой исторической эпохе?

На основе текста доказывают, что приспособились

Новые требования времени

Отвечают

Социальные условия, личностные качества, предъявляемые исторические требования

  Давайте посмотрим, что у нас получилось:

=

Что напоминает эта запись?

Решим её, чтобы вывести формулу бытования литературного типа героя:

Тип героя =

Математическую пропорцию
  Мы только что вывели универсальную бытования литературного типа героя. В произведениях, которые мы будем изучать в 10 – 11-х классах, она будет использована как основная при объяснении причин появления того или иного литературного персонажа. Вспомните хотя бы Онегина или Печорина. Нам трудно было объяснить, как возникли эти персонажи, ставшие лишними в своей среде. А решило это как раз то, что попали они в определённую историческую среду и социальные условия, при которых проявились их определённые личностные качества. То же произошло и с героями Гоголя. Кто из них стал успешным в условиях НЭПа? Почему? Отвечают
  Таким образом, провалился ли эксперимент М.Булгакова по перемещению состоявшихся героев в другую историческую среду?

Следовательно, мы опровергли мнение критиков о невозможности подобного эксперимента в литературе.

Нет

Домашнее задание

Хочу предложить вам вслед за Булгаковым провести собственный эксперимент. Попробуйте переметить гоголевских персонажей в 2009 год – эпоху глобального экономического кризиса – и посмотреть, кто из них окажется в выигрыше в этот раз. Запись домашнего задания.

Окончание

Предлагается заполнить оценочный лист* и сдать его учителю. Заполнение оценочного листа.

Оценочный лист

ФИ, класс.

  1. Презентация:
  2. 5

    4

    3

    2

           
  3. Личностное участие:
  4. Самоустранение  
    Пассивный слушатель (фиксатор процесса)  
    Активный слушатель (поглотитель информации)  
    Участник процесса  
    Активный помощник учителя  
  5. Участие одноклассников:
  6.                                           
           
           
           
  7. Итоги урока:
  8. Не открыл для себя ничего нового  
    Материал вызвал познавательный интерес  
    Сделал определённые открытия  

Презентация