Виды соединений древесных материалов

Разделы: Технология


Цели урока:

  1. Обучающие: Формирование представлений у учащихся о различных видах соединений древесных материалов и их свойствах, применение данных соединений в проектно-технологической документации.
  2. Развивающие: Развивать умение:
    • анализировать информацию;
    • сравнивать, делать выводы;
    • пользоваться справочным материалом;
    • самостоятельной проектно-технологической культуры школьников.
  3. Воспитывающие: Воспитать культуру умственного и физического труда, убеждённость в возможности познания природы, технологических процессов, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества.

Метод обучения: проблемный.

Тип урока: комбинированный.

Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа, поисково-проектная работа.

Средства обучения: плакаты, макеты, готовые изделия, справочная литература, компьютер.

Демонстрационное оборудование: заготовки для сборки угловых соединений, контрольно-измерительный и разметочный инструмент, образцы угловых соединений, столярный инструмент, компьютер.

Оборудование на столах учащихся: две заготовки для углового соединения, контрольно-измерительный инструмент, разметочный инструмент.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг. момент

Приветствие учеников.

Учёт присутствующих.

У каждого из вас на столах лежат заготовки и инструменты. Будьте осторожны и бережны при обращении с инструментом.

Приветствуют учителя.

2. Мотивация. Актуализация знаний.

 

Сегодняшний урок мы начнём с воспоминаний видов соединений древесных материалов. Разберём требования к соединениям отдельных изделий в зависимости от их применения.

Учащиеся называют соединения, которые применялись на уроках «Технологии», а так же и другие соединения, приводят примеры, где они применяются. Рассказывают о требованиях к соединениям названных изделий.

3. Целеполагание (постановка проблемы).

Вы назвали множество соединений, частично их охарактеризовали.

Возникает вопрос: что влияет на выбор определённого вида соединения в отдельных изделиях?

Условия применения, нагрузка на изделие, климатические условия, вот основные параметры, по которым определяют вид соединения.

Учащиеся записывают тему урока, записывают воздействие основных параметров на выбор соединения: нагрузка, климатические условия, условия использования изделия.

4. Изучение нового материала.

 

С древних времён люди для производства деревянных изделий применяли различные виды соединений: сращивание заготовок, соединения в полдерева, шиповые соединения. Для увеличения прочности соединения заматывались нитками, склеивались клеями.

В чисто столярных изделиях не должно быть инородных тел даже в виде крепёжных деталей: гвоздей, шурупов, заклёпок, скоб.

Мастера-краснодеревщики при производстве мебели полностью исключали применение металлов в соединениях. Настало время познакомиться с этими соединениями.

Первое, самое простое соединение, называется угловое или серединное в полдерева.

Задаётся вопрос: Где они применяются?

Второе соединение  в полдерева с помощью шкантов. Это соединение уже более прочное.

Чем ещё можно скрепить соединение?

Где применяются?

Третье соединение шиповое.

Открытым сквозным шипом.

Это соединение прочнее соединения в полдерева.

Где применяется?

 

Познакомимся с элементами этого соединения. Рисунок на доске с элементами шипового соединения.

Новые понятия: шип, проушина, щёчки, заплечики.

В столярном деле применяются и другие соединения. Познакомимся с ними – смотрим на компьютер.

Ближе с ними познакомимся в 7 классе.

Охарактеризуйте соединение в ласточкин хвост.

Мы познакомились с вами с одной из самых важных тем в столярном деле. Качественное соединение в изделии – залог его долговечности.

Для выполнения соединений нужно применить все знания и умения, полученные ранее.

Разглядывают различные изделия, определяют виды соединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юрий Ошмаров показывает соединения на компьютере.

Называют изделия с применением данных соединений.

Юрий показывает изображение на компьютере.

Гвоздями, шурупами, заклёпками, болтами, с помощью клея.

Называют изделия с этими соединениями.

Юрий показывает изображение.

 

Называют изделия с применением этого соединения.

Смотрят на изображение на компьютере. Зарисовывают в тетрадь соединение с доски.

Записывают новые понятия по теме урока.

 

Смотрят на компьютер, изучают соединения.

 

 

Называют достоинства этого соединения.

5. Практическая работа.

Приступая к практической работе постарайтесь внимательно изучить чертёж. Затем как можно точнее произведите  разметку. Карандаш при этом должен быть остро заточен. При запиливании шипов и проушин соблюдайте черту.

Качественно выполненная работа – это прочное и надёжное изделие.

Вы видите как сложно изготовить различные соединения в мебели.

Постарайтесь бережно относиться к любой мебели: не качайтесь на стульях, не двигайте столы, не подняв их. Грубое обращение с мебелью приводит к расшатыванию соединений, а затем и к поломке её.

При пилении соблюдайте меры безопасности, особенно в начале запиливания. Не допускайте перекоса ножовки,  сильно не давите на неё. Надёжно закрепляйте заготовку в зажиме.

Соблюдая эти меры труд становится безопасным и приятным. 

При долблении проушин проверьте исправность долбёжного инструмента: состояние ручки, наличие на ней колец. Под заготовку подложите подложку, воизбежании порчи верстака.

Берегите своё рабочее место, бережно обращайтесь с инструментом

Критерии оценки изделия:

  • внешний вид.
  • прямоугольность.
  • прочность.

Производят разметку заготовок  углового соединения в полдерева.

Запиливают и скалывают излишки древесины под черту.

Зачищают заготовку напильником, производят сборку изделия.

Зачищают соединение.

Оценивают качество изделия.

Производят разметку углового шипового соединения.

Запиливают шипы и проушины.

Долбят проушины, зачищают соединение.

Производят сборку изделия.

Зачищают соединение.

Оценивают качество изделия.

 

 

 

 

Сдают изделия для проверки.

Обсуждают качество изделий, оценивают работу.

6. Закрепление

Вернёмся к теме урока.

Какую проблему мы ставили перед собой?

Перечислите изученные виды соединений.

Назовите достоинства этих соединений.

Изучить технологию изготовления соединений древесных материалов.

Перечисляют виды соединений, называют их достоинства.

7. Итог урока.

И так мы рассмотрели важную тему соединения древесных материалов.

Вы познакомились с видами соединений, научились производить разметку и изготовление этих соединений.

Пригодится ли это вам?

Подведение итогов урока.

Оценка деятельности учащихся.

Благодарю вас за участие в работе урока.

Тема нами изучена. В жизни она будет иметь большую значимость, особенно для любителей мастерить, для создания творческих проектов, для самоутверждения в жизни.

Наводят порядок на рабочих местах, прибирают инструмент, приводят себя в порядок.