Мотивация, как фактор повышения качества обучения

Разделы: Иностранные языки, Администрирование школы


Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета выступает одновременно и мотивом, и целью.

Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), стипендии, похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащегося не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.

В статье приводиться пример методики диагностики мотивации изучения английского языка, который может использоваться в образовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими английского языка.

Общая характеристика методики. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету.

Содержание тест – вопросника предложенного учащимся взято с сайта http//:www.psihologu.info и в вопросах заменено слово предмет на английский язык. Для удобства можно использовать таблицу для заполнения результатов учащимися (см. <приложение 2>).

Микроисследование заключается в определении уровня учебной мотивации и сопоставление его с качеством образования учащихся. В исследовании целесообразно диагностировать учащиеся с 3-х по 11 классы и учителей, работающих в этих классах. Анкета заполнялась учащимися анонимно.

После проведения анкетирования все результаты были внесены в электронную таблицу Microsoft Office Excel (см. <приложение 1>).

Данное исследование можно рассматривать с позиции школы, а можно и непосредственно достижение ученика, класса, параллели и учителя-предметника. Для этого необходимо построить следующие диаграммы:

- уровень учебной мотивации по группам каждого класса по 20-и бальной шкале (см.<приложение 3>);

- диаграмма зависимости качества знаний и уровня учебной мотивации в % (см. <приложение 4>);

- диаграмма зависимости уровня учебной мотивации, качества и СОУ по параллелям;

- диаграмма зависимости уровня учебной мотивации, качества и СОУ по каждому классу, который принимал участие в исследовании.

По диаграммам из <приложения 3> можно заполняем следующую таблицу:

Группа Внешняя мотивация
(1-10)
Внутренняя мотивация
(11-20)
Внутренняя мотивация учащихся
Низкий уровень
(0-5)
Средний уровень
(6-14)
Высокий уровень
(15-20)
3 “А” группа 1 4 13 0 10 7
3 “А” группа 2 2 13 1 7 7
…….          
4 “А” группа 1 7 6 1 10 2
Итого по начальной школе 40 119 8 98 53

Теперь для наглядности можно использовать график распределения, на котором хорошо видно смещение “колокола” вправо, что означает, что уровень учебой мотивации учащихся выше предполагаемой данной методикой. Всего лишь треть учащихся имеет внешнюю мотивацию, а внутренняя мотивация преимущественно на среднем уровне, что показывает заинтересованность школьников к английскому языку, как к предмету.

Далее можно рассмотреть зависимость мотивации, качества знаний и уровень обученности учащихся в начальной школе (см. <приложение 4>). Во всех классах уровень учебной мотивации ниже качества знания и уровня обученности. Также по графикам, можно определить в каких классах самый низкий, высокий уровень учебной мотивации.

Используя данную методику можно проанализировать методы и подходы деятельности педагога.

По диаграммам из <приложения №3> нужно заполнить таблицу классами, которые ведет учитель и рассматривать уже деятельность педагога:

Группа Внешняя мотивация
(1-10)
Внутренняя мотивация
(11-20)
Внутренняя мотивация учащихся
Низкий уровень
(0-5)
Средний уровень
(6-14)
Высокий уровень
(15-20)
5 “В” 6 6 0 10 2
……          
итого 28 33 9 44 8

Теперь для наглядности можно использовать график распределения, на котором хорошо виден “колокол”. Это означает, что уровень учебой мотивации учащихся, с которыми работает учитель, является приемлемым и сбалансированным. Таким образом, педагог правильно подбирает методы и приемы работы с учащимися при условии, что у ребят низкий уровень качества знания и обученности. Внутренняя мотивация преимущественно на среднем уровне, что показывает заинтересованность школьников к английскому языку, как к предмету.

Далее можно рассмотреть зависимость мотивации, качества знаний и уровень обученности учащихся в группах педагога (см. <приложение 4>).

По данной методике можно проанализировать и деятельность методического объединения школы. Для этого необходимо построить:

- диаграмма зависимости уровня учебной мотивации, качества и СОУ по параллелям ;

- диаграмма зависимости уровня учебной мотивации, качества и СОУ по каждому классу, который принимал участие в исследовании

По этим диаграмма можно сделать выводы о соотношении уровня учебной мотивации и качества знаний методического объединения.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

В данной исследовательской работе исследовались все факторы, которые могут повлиять на мотивацию учащегося и его интерес к учёбе. Помимо этого на основе уровня мотивации и обученности мы можем судить не только об успехах ученика, но и о деятельности учителя, как педагога.

Хотелось бы отметить, что в современной школе не достаточно проводится коррекционная работа по ликвидации причин, приведших к низкому уровню мотивации. Обучение в школе не позволяет реализовать индивидуальный подход, благодаря которому стало бы возможным разрешить некоторые проблемы.

Литература

1. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

2. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.– М., 1990. – 212 с.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.

4. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. – 198 с.

5. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1962. – Т. 2. – 476 с.

6. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.

7. Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 146 с.

8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. – 321с.

9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984. – 176 с.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982. – 245 с.

11. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

12. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.

13. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.

14. http//:www.psihologu.info