Понятие "знание": культурно-психологический аспект

Разделы: Школьная психологическая служба


Мир есть мое представление.
А. Шопенгауэр

Педагогическая деятельность убеждает в понимании того, что каждая личность проходит свой уникальный путь постижения культурного наследия своих предшественников и человечества в целом. Какие-то архетипы (по К.Г. Юнгу) передаются в свернутом виде подсознательно, но сознание, в том числе осознание себя (“Я-концепция”) формируется каждым человеком только посредством его активной личной деятельности в онтогенезе, проходя одни и те же этапы развития. Эти фазы (этапы) на сегодняшний день хорошо изучены и в возрастном плане, и в процессуальном, и в содержательном. Особо выделяются здесь работы Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева [1], П.Я. Гальперина и др.

Общепринятым на сегодня является содержание индивидуального сознания. Это усвоенные человеком знания, умения, навыки, привычки, ценности, идеалы, установки, убеждения и др. Некоторые из них, являясь элементами общечеловеческой или национальной культуры, заложены в качестве образовательных целей, в федеральные образовательные стандарты различных уровней. Задавая направленность личностного развития, образовательные цели выделяют ведущую из них – усвоение обучающимся определенных знаний, как части опыта, накопленного человечеством за свое историческое развитие. Это методологически верный подход, так как все другие психические образования: и умения, и навыки и привычки и пр., основываются на знаниях, как на фундаменте. Например, умения, можно рассматривать как алгоритмические знания, примененные единожды, дважды, трижды на практике, с некоторой осторожностью, под контролем сознания и с риском неуспешности из-за непредвиденных обстоятельств и совершаемых ошибок.

Особая ценность знаний для человека – аксиома. Сложилась научная педагогическая школа – “знаниевая педагогика” с ее закономерностями, принципами и методами, формами деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса, которая на сегодня в сфере образования занимает доминирующее положение. При этом ряд ее методологических положений подвергаются критике из-за оторванности знаний от практики, из-за усвоения обучающимися знаний вчерашнего дня, и избавление от этих недостатков сделало процесс реформирования российского образования перманентным.

Не втягиваясь в критику “знаниевой педагогики”, следует обратить внимание на факт непонимания сущности самого понятия “знание” как обучающимися, так и значительной частью педагогов. Виду того, что оно перестало быть только философским понятием и выделилось по своей природе в как понятие психологическое, то требуется его новое осмысление как психического образования. В пилотном исследовании, проведенным нами на базе ставропольских школ и вузов, на прямой вопрос опросного листа “Что такое знание?” были получены ответы более 100 студентов, учителей и преподавателей. Многие (28 %) просто терялись, не зная, что ответить, другие (72 %) называли их аналогию: сведения, данные или информация. Просьба прояснить понятие точнее, полнее, глубже, выводило опрашиваемых на аналогию их с фактами, с тем, с чем человек знаком или сталкивался, с тем, что может рассказать другим, то, что изложено в учебниках и других изданиях.

Анализ современных научных публикаций на педагогические темы выявил тот факт, что понятие “знание” авторами употребляется как аксиома, без раскрытия сущности данного понятия, вкупе с другими психическими образованиями, лишь в общем виде [2,14;2,118], видимо полагающими, что данное понятие общеизвестно. Но вышеупомянутое исследование показало, что это не так, что следует каждому новому поколению обучающихся, наряду с раскрытием цели дисциплины, где на первом месте будет усвоение определенных знаний, давать развернутую характеристику их сущности, психологическую в первую очередь. В этом случае учебная цель – овладение определенными знаниями, перестанет быть для них абстрактной задачей, а процесс их постижения обретет конкретные ориентиры, то есть станет более осознанным. Например, в качестве учебной цели может быть не только усвоение новых знаний, но и продвижение на занятии в направлении повышения полноты, глубины, точности уже имеющихся у учащихся знаний.

Рассматривая понятие “знание” не с философской (обобщающей), а с родовой, процессуально-содержательной стороны, прежде всего следует выделить в нем психологический аспект ввиду того, что оно есть порождение человеческой психики, что знание есть психическое образование, элемент сознания личности. Это отмечается и в глоссарии: “Зн́ание – субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий” [3].

Слово “сознание” можно представить как совокупность (“со”) знаний. И действительно основным содержанием сознания человека выступают его знания. Что-то знать, это значит иметь представление о чем-то. А представление в психологии рассматривается как “свернутый” образ (картина) прошлого восприятия, хранящийся в памяти человека и способный актуализироваться (всплыть, развернуться в сознании) посредством слов, являющихся его условным заместителем (сигналом сигнала). Мы произносим слово и что-то вспоминается. Если вспоминается, значит мы это знаем. В случае же когда произнесенное слово-сигнал, не важно как произнесенное: про себя или вслух, не вызывает в сознании никакого образа-представления, значит мы этого не знаем или знали в прошлом, но оно стерлось в памяти будучи забытым или вытесненным чем-то другим.

Совокупность взаимосвязанных посредством осмысления представлений человека об окружающей действительности, образует мировоззрение человека, выступающее содержанием его личности. В зависимости от объема информационных единиц сознания, мировоззрение у наших предков могло быть пещерным, а у современных людей – планетарным; по глубине и достоверности представлений о явлениях мира оно может быть обыденным или научным [4]. Чаще имеют место промежуточные мировоззренческие позиции людей.

Современный образованный человек становится носителем научного мировоззрения и его усвоенный культурный потенциал достаточно высок.

Единичное знание, т.е. субъективный образ элемента объективной реальности, или их система, в последующем может приблизиться к объективному пройдя испытание практикой (проверку на истинность).

Психологический образ-представление, и как форма и как содержание, строится из составляющих его параметров (характеристик), данных нам в ощущениях: форме, цвете, весе, размере и др. А так как набор, комбинации характеристик реальных элементов действительности различны, то и их отраженные психикой образы-копии будут отличаться один от другого этими признаками-характеристиками. Причем психикой человека отражаются и познаются, не все параметры познаваемой реальности, а их часть, почему и отличаются знания одного и того же одним человеком и другим их полнотой, глубиной, точностью (истинностью). В частности, в зависимости от уровня познания объекта личностью, можно различать, например, ложные, репродуктивные, научные знания и знания трансформации. Особую ценность представляют последние: это такие полные, глубокие, исчерпывающие знания, на базе которых возможно рождение новых знаний.

Так как в познании (постижении знаний) процессуальная сторона универсальна, не зависит от национальности познающего, его местожительства и задействованы многие когнитивные процессы, в том числе и память, то знания могут накапливаться, а с помощью воображения и мышления (мыследеятельности) подвергаться преобразованиям в виде дополнений, уточнений, замены и других приемов. В последующем, с помощью речи и невербальных средств, знания могут передаваться. А что передается? Да те признаки-параметры, наполняющие собой образ-представление, т.е. свойства, качества, состояния, процессы, которые, в свою очередь, состоят из размера, цвета, формы и др. физических характеристик, имеющих вербальное обозначение. Из них воспринимающий информацию в своем сознании воссоздает свой образ-представление и если он адекватен исходному, то возникает ощущение понимания другого.

Здесь мы просматриваем тот факт, что в обмене знаниями между людьми велика роль развитости их речи, их тезаурус, тот понятийный арсенал, позволяющий личности актуализировать (извлекать из памяти с помощью слов) представления, их системы, а затем и осуществлять передачу другим, с помощью какого-то носителя, в виде информации. Так культура любого народа закреплена в его языке и может быть постигнута через язык этого народа, что делает актуальной многоязыковую и речевую развитость, а с этим у современного молодого поколения нарастают проблемы. Психолог Ольга Троицкая отмечает: “К сожалению, приходится признать: наши дети с трудом поддерживают разговор на усложненные темы” [5].

Проводимые исследования отмечают четко выраженную тенденцию снижения интереса детей и молодых людей к чтению из-за легкой доступности наглядно-образной информации. Сформировалось по определению философа Владимира Пржиленского “клиповое поколение” [6]. Являясь, с одной стороны, более легкой, экономичной в восприятии, а с другой, из-за достижений технического прогресса и более доступной, экранно-образная информация вытесняет печатно-вербальную. У молодых людей, при этом, возможно сокращение объема словарного запаса, а также снижение понятийной глубины постижения реальности в силу того, что наглядный образ представляет лишь внешние атрибуты, форму предмета, процесса, а наполняющее форму существенное содержание, включающее в себя суть, причины явлений в значительной мере, остается скрытым от познания, обедняя его. Борис Пастернак, лауреат нобелевской премии 1958 года в области литературы, в доступной литератору форме ориентировал познающую личность на глубокое познание явлений. Он писал:

Во всем мне хочется дойти до самой сути,
В работе, в поиске пути, в душевной смуте,
До истины протекших дней, до их причины,
До оснований, до корней, до сердцевины! [7,511]

Только такое глубокое знание достойно образованного, культурного человека.

Видимо следует сожалеть, что поверхностное наглядно образное знание многого, у современного поколения приходит на смену глубокому постижению сути отражаемых предметов, явлений, процессов. Писатель Юрий Поляков, открывая на одной из недавних конференций разговор на тему снижения интереса молодежи к чтению, как важному средству интеллектуального развития, приподнял проблему до государственного звучания: “Навыки серьезного чтения – такое же достояние страны, как нефть, газ, высокие технологии” [8]. Соглашаясь с ним, следует отметить, что ничто, так как чтение не развивает понятийное мышление человека, а значит и его интеллект, не расширяет его словарный запас. А интеллект нации, как высшая культурная ценность, был и будет.

Коренное отличие информационного общества от предшествующего ему индустриального в том, что сегодня мы живем в условиях глобализации и на первый план выходит системное познание мира и его явлений, требуется новое мировоззрение, количественные приоритеты заменяются качественными. Взаимопроникновение культур, чему прямо будет способствовать реализация болонских соглашений в области высшего профессионального образования, происходит столь стремительно, что сопровождающий этот процесс приток новых (иностранных) слов в индивидуальное сознание, отчасти компенсирует снижение объема и глубины усвоенных понятий родного для молодежи языка. Оценка этого факта не однозначная. Постижение культурной ценности, не важно научной ли, музыкальной или художественной, невозможно без ее вербального сопровождения, поэтому культурный обмен, обогащение неизбежно будет происходить через заимствование слов другого языка. Усвоение ценностей мировой культуры объективно сопряжено со знанием языков других народов, так как именно в их языках, как в форме, она и содержится. Только если передача сведений и их восприятие другими осуществляется на одном языке, то возникает понимание, взаимопонимание, сотрудничество. Сотрудничество народов, а не конфликты между ними – магистральный путь развития человечества и осознание этого все большим числом людей – залог прогрессивного развития человеческой цивилизации. И можно приветствовать обязательность включения в перечень вступительных в вузы России экзаменов в форме ЕГЭ по русскому языку, а для гуманитарных специальностей – и иностранного языка.

Таким образом, жить в глобализованном мире, активно с ним взаимодействовать, постигать ценности мировой культуры будет более возможным, если познающая личность будет понимать психологическую сущность и ценность усваиваемых знаний и целенаправленно стремиться овладевать языками своего и других народов в которых содержится их культура. Есть надежда, что разрабатываемые сейчас ФГОС второго поколения для среднего общего образования позволят отчасти противостоять негативным тенденциям в личностном формировании молодого поколения. А что касается КИМов ЕГЭ, то актуальность их коренного совершенствования осознается практически всеми, а значит будучи модернизированными они смогут диагностировать не только объем и точность знаний школьников, но и ключевые компетентности как более социально ценные личностные характеристики выпускников школ.

Литература

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
  2. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., и др. Рабочая концепция одаренности.– 2-е изд.– М.,2003, с.9,14; Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – 2-е изд.– М.,1996, с.118.
  3. Понятие “знание” // http://ru.wikipedia.org.
  4. Там же.
  5. Троицкая О. Почему современный подросток читает 0,6 книги в месяц // Российская газета. – 2007. – 11 октября.
  6. Пржиленский В. О мире, который впереди//Ставропольская правда, 2006, 3 марта.
  7. Три века русской поэзии. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1986, с.511.
  8. Поляков Ю.// Материалы конференции “Подросток и современное общество: правда и ответственность”. – М., 2007.