Беседа с учащимися 8-го класса на тему "Характер"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Анализ мероприятия

  1. Беседа 8 “А” с психологом на тему “Характер”
  2. дата проведения – 08.10.2010 г.
  3. организатор – психолог Кондратьева Д.А.
  4. состав группы учащихся – 13 человек (списочно) – мальчики.
  5. открытое мероприятие проводилось в форме беседы. Включено в план работы по адаптации и социализации подростков в коллективе. Это второе мероприятие в этом классе. Первое – тренинг “Сплочение”, в котором участвовал классный руководитель.
  6. Цель: мероприятие рассчитано на формирование рефлексии, критического отношения к себе и факторам окружающего мира.
  7. Обоснование: коллектив состоит только из мальчиков–подростков 14–15 лет. Большинство состоит на учетах в школе и городе. Практически всем мало уделяется родительского внимания. В семьях нет традиции душевно разговаривать с детьми. И, как следствие, они не научены адекватно реагировать на житейские ситуации, взаимодействовать с учителями и одноклассниками. Они не умеют анализировать свое эмоциональное состояние, не умеют управлять своим поведением. Затронутая тема “Характера” должна была, по моему замыслу, обратить их мысли на собственную личность. Как известно, подросток еще не обладает сформированным, как у взрослого, мировоззрением. Он носит в себе лишь зародыш будущей личности, которая вызревает в нем, опираясь на влияние мировоззрений окружающих взрослых. И в потоке абстрактных чужих идей я предложила им структуру, опору для самоанализа. Мы отметили общность людей по критерию характера, обсудили разнообразие комбинаций его черт, подчеркнули фактор собственной воли в формировании и изменении своего характера, как субстрата личности. Надеюсь, что ученики осознали неделимость мира на черное и белое, и это позволило им иначе взглянуть на свои прошлые ошибки, оправдать себя, дать себе второй шанс.
  8. Подготовка мероприятия: по плану мероприятие состояло из 7 частей:
  • введения, которое помогло ученикам сформулировать тему самим (проблемный момент, активирующий интерес и мотивацию к работе),
  • теоретического анализа с включением элементов дискуссии,
  • дыхательной гимнастики,
  • анализа биографического примера по теме,
  • самодиагностики (тест “А есть ли у тебя сила воли?”),
  • метафоры (притча о кофе),
  • рефлексии в форме опроса учащихся.

9. Анализ хода мероприятия: Работа проходила (активно, эмоционально, вяло). В ходе мероприятия учащиеся приобрели знания о сущности человеческого характера. Заключительный этап (рефлексия) показал, что (вынесли, запомнили, задумались). Взаимоотношения с педагогом–психологом установились (доверительные, открытые, доброжелательные).
10. Оценка мероприятия: об эффективности и успехе данного мероприятия, которое представляет собой лишь малую часть работы с этим классом, можно будет судить, наверное, спустя какое–то время. У психологов нет яркого и немедленного результата труда, тем более, что для усвоения и понимания новых истин человеку необходимо время для осмысления. (Успех, неудачи, замеченные ошибки.)
11. Следующее мероприятие, запланированное в этом классе, называется “Воспитание личности настоящего человека”. Это будет открытая дискуссия, в ходе которой учащиеся сами определят признаки “настоящего человека”.

Слайд 2

Шар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка – хрупкий стебелек.

Видно, распалясь от разговора,
Парень между прочим рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,

Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые горячие глаза...

Слайд 3

А потом, вздохнув, сказала тихо:
– Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!

Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал: – Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!

Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел... И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!

Слайд 4

Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка – хрупкий стебелек.

А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.

Первый хрипло буркнул: – Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки

– Все, что есть, на бочку, и живей!

Слайд 5

А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал, спеша, отстегивать часы.

И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул: – Эй, коза!
Что надулась?! – И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.

Дальше было все как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами: – Мразь! Фашист проклятый!–
Как огнем, детину обожгла.

Слайд 6

– Наглостью пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!–
Голос рвется, яростен и звонок:
– Нож в кармане? Мне плевать на нож!

За убийство "стенка" ожидает.
Ну а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был – все равно найду!

И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался: – Ладно... Тише, гром...–
А второй промямлил: – Ну их к черту! –
И фигуры скрылись за углом.

Слайд 7

Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,

Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка – "слабая натура",
"Трус" и "воробьиная душа".

Слайд 8

Что вы можете сказать о героях стихотворения Асадова “Трусиха”?

Как одним словом можно назвать все эти определения?

Слайд 9

Все это характер. И именно характер станет сегодня темой нашей беседы. В ходе занятия вы определите, каким бывает характер, как люди друг от друга отличаются и почему, и, конечно, психолог не может оставить вас без тестирования, с помощью которого вы определите некоторые свойства своего характера.

Начнем с того, что дадим определение самому этому термину.

Слайд 10

Характер (от греч. charakter – отпечаток, признак, отличительная черта) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности человека, его "нрав", проявляющийся в деятельности, общении, поведении, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном ему круге эмоциональной жизни.

Наиболее общие свойства характера можно расположить диаметрально: сила – слабость, твердость – мягкость, широта – узость, цельность – противоречивость. Многогранность характера заключается в том, что в различных ситуациях у человека могут проявляться разные, возможно, что и противоположные свойства, при этом единство его характера мало того, что сохраняется, но в этом оно и проявляется.

Можно ли сказать, что человек уже рождается с характером? Как вы полагаете, изменяется ли характер у человека в течение жизни?

Слайд 11

И, хотя сила характера (или как ее еще называют – сила воли) – это лишь одна из многочисленных черт характера, она достойна, чтобы у нее тоже было определение.

Слайд 12

Воля – способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий.

Сила воли представляет собой способность человека активно противодействовать различным препятствиям, возникающим на пути к поставленной им цели. При этом данные препятствия могут носить как внешний, так и внутренний характер.

Какие могут возникать внутренние препятствия? (Лень или страх.)

А сейчас давайте немного отдохнем и ПОУЧИМСЯ ДЫШАТЬ ЧЕРЕЗ ПАЛЕЦ. Это чудесное упражнение придумал человек с потрясающей силой воли. И я вам расскажу о нем сразу после гимнастики.

Слайд 13

Разминка:

Дыхание через палец (Норбеков)

Сосредоточимся на своем указательном пальце. А теперь следим за своим дыханием. Не пытаемся его ускорить, задержать или замедлить, – просто следим за ним. Вдох–выдох, вдох–выдох... С каждым вздохом мысленно чуть увеличиваем длину (не время – длину!) выдоха. Опустим веки, постараемся расслабить глаза.

Представим мысленно выдыхаемый нами воздух. Окрасим его в любой цвет, который придет на ум. При этом отмечаем краем сознания, что вдох вносит в нас прохладу, а выдох – уносит тепло. Оба этих процесса сопровождаются легким, едва ощутимым пощипыванием, покалыванием. Особенно это заметно при дыхании через нос.

Продолжаем мысленным взором следить за процессом дыхания. Чуть увеличим интенсивность цвета воздушной струи.

А теперь направим вдохи–выдохи к пальцу. Представим, что воздух входит через палец и выходит тоже через него, а не через рот или нос.

Вдох омывает палец прохладой, насыщает свежей энергией, с теплом на выдохе из пальца выносится отработанный энергетический шлак. Это так просто. Вдох приносит хорошее, выдох уносит плохое.

Если у вас есть какое–то неприятное ощущение или боль в каком–нибудь органе, то попробуйте дышать через соответствующую область тела. Например, висками, ногами, спиной или животом.

Слайд 14

Родился Мирзакирим Санакулович Норбеков в 1957 г. в горном ауле близ Самарканда. В 1976 г. пошёл в армию, где был избит и комиссован по состоянию здоровья. Долго лечился. У него отказали почки. Он получил самую тяжелую степень инвалидности и был выписан из больницы – умирать домой.

Но кто-то посоветовал ему обратиться к деревенскому целителю. Их еще называют старцами.

Он пришел к старцу в дом. Не пришел – приковылял. И попросил его слабым голосом вылечить. Но старец, не поворачивая головы и продолжая заниматься хозяйством, весело ответил ему, что покойников не лечит.

В недоумении Норбеков ушел домой. На следующий день он снова повторил попытку. Но с тем же результатом.

Обдумав все, в тот же день он снова пришел в дом старца, схватил его за грудки и стал громко и настойчиво его упрашивать.

Тогда старец так же весело сказал, что теперь видит, что Мирзакирим еще пока не умер, и согласен помочь ему.

Юноша поселился у него в доме, выполнял все хозяйские поручения, работал по дому и совсем позабыл про свою тяжелую смертельную болезнь.

Прошло уже 30 с лишним лет, а Мирзакирим Норбеков и сейчас жив и здоров. Он стал известнейшим целителем, который организовал свою школу целительства, метод которой активное и позитивное отношение к жизни.

Хорошо известно, что, чем сильнее у человека развита воля, тем выше его устойчивость по отношению к неблагоприятным обстоятельствам жизни, тем он меньше подвержен влиянию стресса и в большей степени пригоден для успеха.

Тест на силу воли.

Слайд 15–32

Когда человек не может держать себя в руках и управлять своей судьбой? (Когда он находится в отчаянии)

Притча о Кофе!

Слайд 33

Приходит ученик к Учителю и говорит:
“Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил,… что мне делать?”
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой.

Слайд 34

В одну емкость бросил морковь, в другую – положил яйцо, а в третью – насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й емкости.
“ Что изменилось?” – спросил он ученика
“Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде” – ответил ученик.
“Нет”,– сказал Учитель, “Это лишь поверхностный взгляд на вещи.

Слайд 35

Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой.

Слайд 36

Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут”
“А кофе?” – спросил ученик.

Слайд 37

“О! Это самое интересное! Зерна кофе остались собою в новой враждебной среде и изменили ее – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.

Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации”.

Желаю Вам быть всем, как эти зерна кофе, которые попадая в любые обстоятельства изменяют их и преображают этот мир.

Слайд 38

Какова была тема сегодняшней беседы?

Что нового ты узнал сегодня?

Откуда берется характер?

Может ли человек сам изменить свой характер?

Что нужно для этого?

Что ты запомнишь из сегодняшнего занятия?

Что заставило тебя задуматься?

Остались ли еще вопросы?

Участникам дарятся буклеты на память о занятии (Приложение 1).