Литературно-музыкальная композиция "В ней есть душа, в ней есть свобода…" (Времена года в русском искусстве)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Учитель: Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства– природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отзывалась бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана и Поленова, Саврасова и Шишкина, в музыке Чайковского, Рахманинова. “В ней есть душа, в ней есть свобода”, -это сказано о природе. В ней неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться…(Слайд 1, 2, 3)

Весна.

1. Стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского “Весна, весна! Как воздух чист…”(Слайд 4, 5, 6)

Весна, весна, как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.
Что с нею, что с моей душой?
С ручьём она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!...

2. Проектируется на экран картина Левитана “Большая вода”.(Рассказывает о картине Левитана “Большая вода”) “С природою одною он жизнью дышал”, -так определил Исаак Левитан назначение художника-пейзажиста. Он умел внимательно и вдумчиво слушать природу, дышать с нею в унисон, нежно и трепетно любил её. И природа на полотнах художника – живая. Его живопись называют “школой любви к Родине”. На картине “Большая вода”перед нами весна. Ещё не зазеленели почки, но уже растаял весь снег, и прозрачная, весенняя, голубая вода вышла из берегов и затопила леса и прибрежные деревушки. Это весна ещё не зелёная– она голубая. В прозрачной студеной воде отражаются тонкие, как свечки, стволики берёз. Тени деревьев падают на землю и на воду. (Слайд 7, 8)

Звучит романс на слова Ф.И.Тютчева “Весенние воды” (Слайд 9–14)

3. На экран проектируется картина Саврасова “Грачи прилетели”. (Слайд 15) Создатель русского пейзажа Алексей Саврасов, проживший тяжёлую и трагическую жизнь, оставил нам в наследство бесценный подарок-картину “Грачи прилетели”. Сколько веков грачи суетливо вили гнёзда над жильём человека. Сколько веков неслись радостные голоса вдоль улиц: “ Смотрите! Весна! Грачи прилетели!”однако только Саврасов открыл для этих весенних птиц, словно створку окна, раму своей картины. Картина обошла всю Россию в гравюрах, фотографиях, цветных копиях.

4. …На окраине маленького селенья возвышается шатровая колокольня. К светло-голубому, с высокими облаками небу тянутся ещё голые, но уже встрепенувшиеся ветки берёз. Лёд на пруду растаял, снег стал хрупким. На деревья с шумом опускается стая грачей. На глазах у зрителей происходит чудо– рождается весна.

5. Стихотворение О. Лебёдушкиной “Весна начинается с неба”. (Слайд 16–18)

Весна начинается с неба.
Сначала оно светлеет
И чистою голубизною
Стекает к земле седой
Вливаясь в застывшие трубы,
В забытых печурках тлеет,
Стучит по земле капелью,
Серебряною водой.

6. Весна начинается с криков
Весёлых стай воробьиных,
Которые неумолчно
Взахлёб о весне твердят,
И с радужного сиянья,
В сплетении веток длинных,
И с хрупких берёз-подростков,
Что встали пугливо в ряд.

7. Весна начинается с взглядов,
Оттаявших после стужи,
Весна начинается в сердце,
Где ясная тишина
А может, её начало
В той первой, огромной луже?
Не знаю, но всем понятно:
Она началась весна.

8. Ученик рассказывает о фортепианной пьесе П.Чайковского “Апрель”. (Слайд 19–20)
В декабрьском номере журнала “Новеллист”за 1875 год было напечатано сообщение о том, что знаменитый композитор Чайковский обещал в будущем году поместить в журнал серию своих фортепианных композиций , характер которых будет вполне соответствовать как названию пьес, так и впечатлению того месяца, в котором каждая из них появится в журнале. Так родился цикл “Времена года”.12 пьес – 12 месяцев. Эпиграфы пьесам подбирал сам композитор из стихотворений русских поэтов. В пьесе “Апрель” Чайковский передаёт ощущение ожидание весны– радостное, трепетное, устремлённое навстречу солнцу, надеждам и счастью.

9. Стихотворение Д.Самойлова”Была туманная луна”(фоном звучит пьеса “Апрель” из цикла П.Чайковского “Времена года”, слайд 21–22).

Была туманная луна,
И были нежные берёзы…
О, март-апрель, какие слёзы!
Во сне какие имена!
Как корочку, хрустящий след
Жуют рассветные морозы…
О, март-апрель, какие слёзы –
Причины и названья нет!
Вдали за гранью голубой,
Гудят в тумане тепловозы…
О, март-апрель, какие слёзы!
О, чем ты плачешь? Что с тобой?

Лето.

10. Отрывок из произведения Ивана Бунина “Первая любовь”. (Слайд 23–25) “Лето, именье в лесном западном краю. Весь день проливной свежий дождь, его сплошной шум по тесовой крыше. В притихшем доме сумрак, скучно…В саду покорно никнут под водяной бегущей сетью мокрые деревья, красные цветники у балкона необыкновенно ярки. Над садом , в дымном небе, тревожно торчит аист: почерневший, похудевший, с подогнутым хвостом и обвислой косицей, негодуя, волнуясь, подпрыгивая, крепко, стучит клювом: что же это такое, потоп, настоящий потоп! Но вот, часа в четыре дождь светлей, реже. Ставят самовар в сенцах– бальзамический запах дыма стелется по всей усадьбе. А к закату совсем чисто, тишина, успокоенье…Уже синеет вечер. Бор душист, сыр и гулок: чей-то дальний голос, чей-то протяжный зов или отклик долго отдаётся в самых дальних чащах. Просеки кажутся узки, пролёты их стройны, бесконечны, уводят своей вечерней далью. .. А пока выходишь на поляну, радует юная сосновая поросль: она прелестного, бледного тона, зелени нежной, болотной, легка, но крепка и ветвиста. Вся ещё в брызгах и мелкой водяной пыли…

Стихотворение Бориса Пастернака “Июль”. (Слайд 26–28)

По дому бродит приведенье
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени
По дому бродит домовой…
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаём
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаём.
Июль, таскающий в одеже,
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечёсаный растяпа,
Пропахший липой и травой,
Батвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

Звучит пьеса “Июнь” из цикла П.Чайковского “Времена года”. (Слайд 29–33)

12. Стихотворение Никитина “Утро на берегу озера”. (Слайд 34–36)

Ясно утро. Тихо веет тёплый ветерок.
Луг, как бархат, зеленеет, в зареве восток.
Окаймлённое кустами молодых ракит,
Разноцветными огнями озеро блестит.
Тишине и солнцу радо, по равнине вод
Лебедей ручное стадо медленно плывёт,
Вот один взмахнул лениво крыльями– и вдруг
Влага брызнула игриво жемчугом вокруг.

13. На экран проектируется картина Шишкина “Рожь”. (Слайд 37) Картина Ивана Шишкина “Рожь”-вся светлая, золотая, голубая. Её содержание передают слова самого художника, торопливо записанные им однажды на одном из рисунков: “ Раздолье. Простор. Угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство…”жаркий летний день. В воздухе чувствуется приближение грозы. Ласточки летают над самой дорогой. И до горизонта простирается под голубым небом золотое море ржи. Людей на картине нет. Однако это человек вырастил рожь, колёса его повозки выбили на дороге колею, это он вырубил сосновый бор. Но не поднялась рука до конца загубить могучую красоту: возвышаются среди ржи , до самого горизонта, вековые сосны. Если мы посмотрим на эти удивительно красивые деревья, на сосны, освещённые солнцем, на цветы, на опушке леса, то , наверное, поймём, почему Шишкина называли единственным настоящим знатоком и рисовальщиком русского леса.

14. Стихотворение А.Фета “Зреет рожь над жаркой нивой”. (Слайд 38)

Зреет рожь над жаркой нивой,
И то нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы…
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

15. Отрывок из произведения И.Тургенева “Затишье”. (Слайд 39–43)… Над самой кручею широкого оврага находился небольшой берёзовый “заказ”. Молодые деревья росли очень тесно, ничей топор ещё не коснулся до их стройных стволов…Недавно, вставшее солнце затопляло всю рощу сильным, хотя и не ярким светом; везде блестели росинки, кое-где внезапно загорались рдели крупные капли; всё дышало свежестью, жизнью, и той невинной торжественностью первых мгновений утра, когда всё уже так светло и ещё так безмолвно. Только и слышались рассыпчатые голоса жаворонков над отдалёнными полями, да в самой роще две-три птички , не торопясь, выводили свои коротенькие коленца и словно прислушивались потом, как это у них вышло. От мокрой земли пахло здоровым , крепким запахом, чистый, лёгкий воздух, переливался прохладными струями. Утром, славным летним утром веяло от всего, всё глядело и улыбалось утром, точно румяное, только что вымытое личико проснувшегося ребёнка.

Осень.

Звучит “Осенняя песня” П.Чайковского. (Слайд 44, 45)

16. Стихотворение Н.Рыленкова “Осенние октавы”.

Кто говорит, что осень-время прозы?
Нет, учит нас поэзии она,
Не ею ли нам заново открыто,
Что в шуме гроз когда-то пережито?
Помедли, осень, на опушке года –
С походкой мягкой рыжая лиса.
Пусть скупо светит солнце с небосвода,
Зато сияют рощи и леса.
В такую пору мудрая природа
Нам в буднях открывает чудеса,
Чтоб мы верней ценили год от году
Проникновенной осени погоду.

17. Стихотворение Ф.И.Тютчева “Есть в осени первоначальной” (Слайд 46)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё-простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь,
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.

18. На экран проектируется картина Левитана “Золотая осень”. (Слайд 47.) Левитан так же, как Пушкин, Тютчев и многие другие поэты и художники , ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета , смывала дождями зелень. Тёмные краски лета сменялись золотом, пурпуром и серебром. Воздух делался чище, холоднее, и дали становились гораздо глубже, чем летом. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Он оставил около ста “осенних картин”, самая знаменитая из которых-”Золотая осень”.

Звучит романс на музыку Пономаренко “Отговорила роща золотая” (С.Есенин.) (Слайд 48, 49)

19. Стихотворение И.Бунина “Листопад”. (Слайд 50, 51)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют,
То там , то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.

20. Отрывок из произведения К.Паустовского “Наедине с осенью”. (Слайд 52, 53) Сейчас я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве , но и в природе. Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам? Да что говорить! Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы…, каждый лист был совершенным твореньем природы, произведением её таинственного искусства., недоступного нам, людям. Этим искусством уверено владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам. Я пишу всё это осенней ночью. Осени за окном не видно, она залита тьмой. Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватой свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём, и ночью…. И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.

21. Стихотворение А.Дементьева “Нет ничего прекрасней русской осени” . (Слайд 54)

Нет ничего прекрасней русской осени,
Когда сентябрь и солнечен, и тих,
Давно скворцы свои дома забросили,
И где-то с грустью вспоминают их.
Проходит снова осень по земле,
Кружатся листья, как воспоминанья.
Как искры в остывающей золе,
Мерцают звёзды…вечно их мерцанье.
Но всё пройдёт – жалей иль не жалей.
Всё превратится в памятную небыль.
И этот свет, и золото полей,
И тишина покинутого неба.
По синей речке барабанит дождь.
И в стаю сбились лодки на причале.
И только лес божественно хорош
В цветах любви, надежды и печали.

Зима.

Звучит пьеса “Январь ”из цикла П.Чайковского “Времена года”. (Слайд 55–58)

22. Отрывок из произведения К.Паустовского “Прощание с летом” . “Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и невольно казалось, что лето окончилось навсегда их земля уходит всё дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу. Был конец ноября– самое грустное время…Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. За стеной дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мёртвой”.Умер дождь, умер ветер, умер беспокойный шумливый сад. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну– за стёклами всё было снежно и безмолвно. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом всё стихло…земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. А утром всё хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, листья на крыльце, чёрные стебли крапивы, торчащие из-под снега…”

23. Стихотворение Н. Рыленкова “У наших зим – особенная прелесть”. (Слайд 59–60)

У наших зим – особенная прелесть
Под вечер успокоится пурга,
И хлынет снег, как будто загорелись
Закатом подожжённые снега.
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке, чудеса.

24. На экран проектируется картина И. Грабаря “Февральская лазурь”. (Слайд 61) На пейзаже известного русского художника Игоря Грабаря снег искрится и переливается под солнцем, тени яркие, цветные. Деревья, пронизанные солнцем, как бы закружились в лучах в хороводе. Настоящий праздник лучезарного неба и жемчужных берёз.

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво, обходя кругом
Обсыпает ветки новым серебром.

Звучит романс на слова А.С.Пушкина “Зимний вечер”. (Слайд 62–67)

Учитель. (Слайд 68) Все богатства русского пейзажа.

В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зелёные весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей,
Узорочье луговин цветное,
Тёплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озёр.
Всё это твоё, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.