Использование песка и воды для работы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта

Разделы: Логопедия


Цель:

  • нормализовать мышечный тонус.
  • развивать артикуляционный аппарат.
  • растормаживать речевую функцию.
  • развивать и корригировать сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление) и сенсорные способности.

Песок и вода в природе часто существуют нераздельно - это песчаные берега морей и океанов. Есть и отдельные огромные океаны песка - пустыни. Да н сам организм человека содержит, как известно, воду и кремний - одну из составных частей песка. С песком и водой ребенок знакомится очень рано. Большинство новорожденных детей с удовольствием принимают ежедневные теплые ванны, шлёпая ручками и бултыхая ножками в воде. А сколько радости доставляет детям возможность побродить по лужам, а то и потрогать водичку в них руками. И, обычно, чем лужа глубже, тем больше привлекает к себе, тем интереснее её исследовать. наблюдая за детьми на песчаном берегу, видно, как они ,погружают руки в песок. Заполняют ямки водой. При этом обязательно работают обе руки, а не одна, ведущая, как при письме в тетради или на доске. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой и разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, выдавить yrлубление, нарисовать целые картины, создать озера, моря, наливая в песочные ямки воду ...

Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими сочетанную структуру дефекта весьма эффективно. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук.

Наблюдения за детьми показали, что из ряда предложенных для деятельности предметов и материалов - цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, конструктор, пазлы, разрезные картинки, разнообразные игрушки - большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой (37- 38 ) и песком. Заходя в логопедический кабинет, дети сами просят: "Давайте поиграем в песочек и воду".

Особенно ценным, на наш взгляд, является реализация принципa природосообразности процесса обучения и воспитания детей имеющих сочетанную структуру дефекта. В играх дети сразу же "заселяют" воду и песок "жителями" и начинают с ними разговаривать. Уже давно известно, что при разговоре с самим собой или с мнимыми собеседниками судороги у заикающихся дошкольников не возникают. Кроме того, движения рук ребенка в песке и воде также снимают в большинстве случаев судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а песок и теплая вода обладают релаксационным действием. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке - они либо играют, либо говорят, необходимо· обучить их этому.

Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и обработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, Ilроговаривание слогов, слов. Если звукопроизносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения с ритмичными движениями на песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы стала' установка: "Играй и говори одновременно".

Для индивидуальных занятий с детьми можно использовать ящик размером 50х70 см, наполнить ero мелким просеянным и прокаленным песка слоем 9 см. Для воды подойдет широкий овальный или круглый таз темно-синего цвета, глубиной 50 см, который устанавливается на специальном столе. Тёмный цвет не раздражает глаза ребёнка, а блики от солнечного, яркого, искусственного света гасятся. Синий цвет пластмассы, из которого изготовлен таз, наиболее приближён к естественному цвету воды в природе. При выполнении упражнений пальцы обеих рук должны быть погружены в песок или воду. Для игры с песком и водой ребёнок должен иметь клеёнчатый фартучек и индивидуальное полотенце. Вот несколько примеров использование воды и песка в индивидуальной коррекционной работе с детьми, имеющими сложную структуру дефекта:

№ п/п Направление работы Содержание
1 Артикуляционные упражнения *"Лошадка" - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, "скакать по песку" или по воде. *"ИНДЮКИ" - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком "бл-бл-бл", пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

*"Качели" - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или воде в том же направлении. *"Часики" - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку или воде.

*"Накажи непослушный язычок" - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком "П-П-П", ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде

2 Автоматизация звуков *"Сильный мотор" - произносить звук [р], проводя указательным

пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - - рисовать на песке или на воде букву р ,произнося одновременно звук[ р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

*"Слабый моторчик" -- произносить звук [р'], про водя мизинцем дорожку по песку, воде.

* "Горочка" - набрать в руку песок или воду и произносить звук [с],

насыпая горку(или выливая воду из ладошки).Вариант этого упражнения -выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком [с]и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее. *"Дорожка" - произносить заданные логопедом слоги, "прошагивая" их пальчиками или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

*"Совпадение" - логопед закапывает в песок игрушки со звуком [ш]: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук [Ш]. Ребенок называет игрушку и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

3 Развитие фонематического слуха *"Спрячь ручки" - прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

*"Слоговые дорожки" -рисовать круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.

*"Водолаз" - со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с

дифференцируемыми звуками.

*"Два моря" - таз делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в "море [с]" и "море [Ш]").