Групповое логопедическое занятие по артикуляционно-акустической дисграфии во 2-м классе по теме "Дифференциация звуков [c]–[c']

Разделы: Логопедия


Цели: дифференциация звуков [с] - [с‘]

Задачи:

  • Вырабатывать четкую дифференциацию  звуков [с] - [с‘] изолированно, в слогах и словосочетаниях;
  • Формировать умение различать звуки [с] - [с‘], по акустическим и артикуляционным признакам;
  • Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового  анализа и синтеза;
  • Совершенствовать пространственную ориентировку;
  • Развивать пространственного представления, межполушарные взаимодействия;
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Закреплять навыки согласования прилагательных и существительных.

Оборудование:

  • Надписи: СТОРОЖЕВАЯ, ГОВОРЯЩИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, СРОЧНЫЕ, ХИТРАЯ МОДНОЕ, ПОПУГАЙ, ПИСЬМА, ЛИСА, ГОРОШЕК, ПЛАТЬЕ, СОБАКА
  • Надписи – названия транспорта: САМОКАТ, ВЕЛОСИПЕД, САМОСВАЛ   АВТОБУС, САНКИ и т.д.
  • Буква «С», синий и зеленый колокольчики, синий и зеленый наушники

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

– Здравствуйте, дети. Сегодня на нашем занятии  мы с вами отправимся в путешествие, но прежде, мы выполним упражнения, после которых вы будите лучше слышать, запоминать, размышлять.

– Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, соедините ладони вместе и потрите их друг о друга, разогретыми руками быстро потрите щеки. Кончиками пальцев, часто как по барабану постучите по макушке, сожмите руки в расслабленный кулак и начинайте энергично, быстро поглаживать внешнюю и внутреннюю сторону предплечья.

II. Основная часть

1. Формулирование темы занятия запись её на доске

– Вот мы и готовы к путешествию, а узнать –  куда,  нам помогут загадки:

У него – два колеса                                 Что за чудо – длинный дом!
И седло на раме.                                      Пассажиров много в нем.
Две педали есть внизу,                           Носит обувь из резины
Крутят их ногами. (Велосипед )              И питается бензином. (Автобус)

                * * *                                                         * * *
Быстро в небе проплывает,                   Есть и водный, и воздушный,
Обгоняя птиц полет.                              Тот, что движется по суше,
Человек им управляет.                           Грузы возит и людей.
Что такое? ... (Самолет )                       Что это? Скажи скорей! (Транспорт )

                * * *                                                            * * *
Возьмут с большой горы разбег,           Удивительный вагон!
Когда на землю ляжет снег.                  Посудите сами:
А в гору их за поводок                           Рельсы в воздухе, а он
Везёт-старается седок. (Санки)             Держит их руками. (Троллейбус)

                 * * *

На дыбы поставил кузов
И избавился от груза (Самосвал)

(Ответы выставляются на доске)

– Посмотрите что за надписи находятся на доске? Как мы все назовем одним словом? (Транспорт)
– А кто скажет что общего во всех названиях данного транспорта? (В написании всех слов встречается буква С)
– Молодцы. Вот сегодня мы и будем путешествовать по стране буквы  «С»
– Тема нашего занятия дифференциация звуков [с] - [с']

2. Определение норм артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами)

– К путешествию все готовы? Тогда в путь. Первая станция «ГИМНАСТИЧЕСКАЯ». Здесь нас ждет старый приятель ЯЗЫЧОК. Вместе с ним мы выполним артикуляционную гимнастику для четкого произношения повторяемых  звуков. Приготовили зеркала.

«Лопаточка»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Закрыть рот повторить 4 раза

«Почистим нижние зубы»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» зубы, делая движения из стороны в сторону, снизу вверх, под счет до 6. Повторить 4 раза

«Киска сердиться»: улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет 1 выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы, на счет 2 вернуться в исходное положение, не отрывая кончик языка от нижних зубов. Повторить 4 раза

– Молодцы. Наше путешествие продолжается.

Мы едем едем, едем
В далекие края
Прекрасные соседи,
Отличные друзья

3. Сравнительная характеристика звуков [с] - [с']. Соотнесение звуков с буквой и символами

– Вот мы на станции «ЗВУКОВАЯ».Посмотрите девочка плачет, давайте спросим, что у нее случилось? Девочка, как тебя зовут и что у тебя случилось?

Ребенок: Меня зовут …, а плачу я потому, что не могу выполнить задание. Ребята помогите мне.

– У меня есть 4 символа (колокольчики и наушники.) помогите мне выбрать те символы, которыми обозначают звуки буквы С. Давайте поможем девочке, для этого нам нужно вспомнить, а что  обозначают эти символы? (син.кол. – твердый звонкий, зел.кол. – мягк.звонк., син.науш. – твердый глух, зел.наушн. – мяг.глухой)

(Работа с речевыми профилями звуков.)

Звук [С]: Губы в улыбке, кончик языка находиться за нижними зубами, воздушная струя холодная, направлена посередине языка

– Повторим все вместе на одном дыхании, теперь по одному.

Звук [С’]: Губы в улыбке, кончик языка находиться за нижними зубами, воздушная струя холодная, направлена посередине языка. Спинка языка приподнята и выгнута вперед вверх, язык напряжен

– Повторим все вместе на одном дыхании, теперь по одному
– Что общего в профилях?
– В чем  разница?
– Назовите букву, которая данные звуки обозначает на письме.
– Как на письме определить мягкость звука [С]:
– Молодцы. Продолжаем путешествие

4. Развитие слухового и зрительного восприятия (построение словосочетаний)

Ждет гостей
Из дальних стран
На балконе
Царь Салтан

И у него на станции «ПУТАНИЦА» есть для нас задание, для того что бы его выполнить, нужно внимательно посмотреть на задание №1 на наших листочках

СТОРОЖЕВАЯ                      ПОПУГАЙ
ГОВОРЯЩИЙ                        ПИСЬМА
ЗЕЛЕНЫЙ                              ЛИСА
МОДНОЕ                                ГОРОШЕК
СРОЧНЫЕ                              ПЛАТЬЕ,
ХИТРАЯ                                 СОБАКА

– Посмотрите внимательно, что обозначают слова в левом столбике? (Признаки) А в правом? (Предметы)
– Составь словосочетания: соедини линиями слова – признаки из левого столбика со словами из правого столбика (простым карандашом).
– Давайте проверим, что у нас получилось (проверка на доске).
– Молодцы. Наше путешествие продолжается.

Мы едем едем, едем
В далекие края
Прекрасные соседи,
Отличные друзья

5. Развитие памяти (письмо по памяти)

– Станция «ВСПОМИНАЙ-КА». Сейчас я даю вам немного времени, что бы вы постарались запомнить сочетания слов, которые мы получили в № 1.
– Время истекло.
– Перевернем наши листочки, и запишем словосочетания, которые вам удалось запомнить.. Записываем ручкой.
– Хорошо, теперь я окрою доску, а вы проверите
– Молодцы!

6. Развитие фонематического восприятия

– Сейчас мы немного отдохнем и поиграем на станции «ХЛОПУШКИ», я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, которое  начинается со звука [С], хлопните в ладоши 1 раз. Если услышите слово, в котором нет звука [С] – хлопните 2 раза.

Слова: сапог, кошка, шапка, сова, лиса, солнце, луг, река, кисель, стол.

– А теперь, я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, которое заканчивается на звуки [С, С`], хлопните в ладоши 1 раз. Если услышите слово, в котором нет звуков [С – С']– хлопните 2 раза.

Слова: мак, шар, нос, сосна, насос, клен, кипарис, барабан, завод, барбарис.

7. Соотнесение звуков с буквой и символами

– Молодцы. С этим заданием справились, можем продолжить наше путешествие. Но что бы двинуться в путь нужно выполнить задания деда Буквоеда…
Дед Буквоед съел  все буквы С и заменил их символами, а цвет у них не обозначил. Нужно навести порядок  в словах –  раскрасить символы синим и зеленым цветом.

К доске вызываются 4 человека дается им по 2 слова. Остальные делают на листах

 Замени символы буквой С.

.          ОБАКА      ОВА           НОКИ          ОНА

           ОК             ЕНО            ЫР               ЛИЯТА  

8. Развитие внимания

– Приближаемся к станции «УГАДАЙ-КА».Здесь буква С, нам тоже оставила задание

У вас есть листочки,  на которых записана пословица. Для того что бы её прочитать, нужно простым карандашом зачеркнуть все буквы С. Кто первым прочитает пословицу, поднимет руку

СССССДСЕСЛСУССССССВСРСЕСМСЯ,СССССССАССССПСОСТСЕСХСЕСССССЧСАССССССС.(Делу время – потехи час)

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

9. Совершенствование ориентации в пространстве, умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого (графический диктант)

– Молодцы, буква С вами сегодня довольна, но каждое путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться. Возвращаться мы будем на….а это мы узнаем если выполним последнее задание. У нас на листочках есть клетки. Я думаю, что транспорт на котором мы поедим домой мы нарисуем под диктовку. Готовы?  (графический рисунок паровоза.)

Описание графического рисунка:

Ведем 3 клетки вниз,1кл. – вправо, 1 кл. – вверх, 1 кл – вправо, 1 кл – вниз, 1 кл.  – вправо,1 кл. – вниз, 2 кл. – вправо, 1 кл. – вверх, 1кл. – вправо, 1 кл. – вверх, 2 кл. – вправо, 1 кл. – вниз, 1  кл. – вправо, 1 кл. – вниз, 2 кл. – вправо, 1кл. – вверх, 2 кл. – вправо, 1 кл. – вверх, 2 клетки. – влево, 6 кл.– влево, 4 кл. – вниз, 2 кл. – влево, 1 кл. – вверх, 1 кл. – влево,  2 кл. – вверх, 1 кл. –  вправо, 3 кл. – вверх, 1 кл. – вправо, 1 кл. – вверх,6 кл. – влево, 1 кл. – вниз, 1 кл. – вправо, 3 кл. – вниз, 1 кл. – вправо, 2 кл. – вниз, 1 кл. – влево, 3 кл. – вниз, 1 кл. – влево, 1 кл.вверх, 1 кл. – влево.

– Что у нас получилось? (Паровоз)
– Какой последний звук слышится в этом слове?
– Какой буквой его обозначаем. З?
– На следующее занятие мы с вами отправимся в город буквы З.

III. Итог занятия

Домашнее задание:

– Что бы наше следующее занятие было интересным, дома вам нужно будет повторить все, что вы знаете о букве «З»
– На сегодня наше занятие закончено.

Использованная литература:

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речиучащихся начальных классов: книга для логопедов / Л.Н.Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Козак О.Н. Загадки и кроссворды /О.Н.Козак. – Спб.: союз, 1997.
  4. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов /Е.В.Мазанова. – М.:Издательство ГНОМ и Д. – 2006.