Интерактивные технологии в учебном процессе

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования, при котором повышение образованности и профессиональности связывалось с увеличением объема знаний, и начинается переход к интенсивному пути развития образования. Он требует становления принципиально новых образовательных подходов в противовес широко распространенным сегодня репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации. Новые технологии должны базироваться на продуктивности, креативности, мобильности и опираться на научное мышление, формирование которого у обучающихся становится основной задачей образовательного процесса.

Широкое распространение в образовательном процессе получают активные методы обучения. Интерактивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение.

Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников занятий, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого знания. В ходе таких уроков не даются готовые знания, учитель побуждает учащихся к самостоятельному поиску информации. В процессе организации, управления и контроля развития интерактивного общения он преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя детям самостоятельность в выборе средств достижения своей цели, адекватных учебных действий, партнеров по деятельности. Таким образом, при интерактивном обучении заметно изменяются функции основных участников образовательного процесса: учителя и учащегося. Основная роль учителя – организовать взаимодействие с учащимися, она требует владения интерактивной компетентностью, включающей в себя следующие умения:

– определять стратегию взаимодействия с обучающимся;
– организовывать групповую работу (правильно распределять групповые роли, четко формулировать цели и задачи взаимодействия, определять проблему, осуществлять грамотный инструктаж, консультирование);
– управлять групповым взаимодействием, создавать «коммуникативное поле»;
– руководить дискуссией, полемикой.

Приступая к работе с учащимися в интерактивном режиме, нужно нацелить их на соблюдение правила «трех нельзя»:

– нельзя ссылаться на то, что «уже все сказали»;
– отказываться сообщать свое мнение группе;
– демонстрировать свое плохое настроение.

Для того чтобы интерактивная деятельность была успешной, учитель должен:

– продумать и оптимально организовать учебное пространство, подготовить вспомогательный материал;
– обеспечить психологическую готовность учащихся и учителя к совместному сотрудничеству на партнерской основе;
– нацелить учащихся не только на освоение учебного материала, но и на поиск, открытие необходимых для жизни практических знаний и опыта (сочетание познавательной и социальной мотивации);
– вовлечь всех учащихся в диалоговую деятельность;
– не допустить большого количества человек в группе, чтобы каждый учащийся имел возможность высказаться;
– продумать ход занятия и регламент, обеспечить строгое их соблюдение.

Подготовка к уроку на основе интерактивного обучения начинается с формулировки его темы, которая непременно должна содержать проблему, поле противоречия, иначе условие для столкновения различных точек зрения, версий не будет обеспечено.

Создание проблемной ситуации и ее решение непосредственно связывается с функцией творческого мышления. Учащиеся постепенно приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения. В ходе такой работы у школьников возникает потребность аргументировано, обоснованно изложить свое мнение, без чего знания не могут перейти в убеждение, стать подлинно своими.   Задача учителя состоит вовсе не в том, чтобы сформировать безошибочное мнение, поскольку такое вообще не существует, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.   

Использование технологии проблемного обучения и воспитания создает благоприятные условия для активизации устной речевой деятельности учащихся, которая в свою очередь способствует развитию личностных качеств, необходимых для эффективного общения.

Одной из интерактивных образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является технология развития критического мышления учащихся. Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Но уже сегодня сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает вежливый скептицизм  (ничто не принимается на веру), сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление не является отдельным навыком, оно сочетает в себе следующие умения:
– выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
– аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
– брать на себя ответственность;
– работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком;
– задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
– решать проблемы;
– вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
– участвовать в совместном принятии решения;
– выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Например, уместно использовать данную технологию на уроках истории в 9-11-х классах при изучении деятельности исторических личностей (лабораторно-практическое занятие «Иван Грозный и его эпоха»; урок решения проблемных задач «Петр I – реформатор, спасший Россию, или тиран, ее погубивший?»; урок – размышление «Сфинкс, не разгаданный до гроба» и т.п.), а также при анализе важнейших реформ в истории страны (урок – суд  «Надо ли было отменять крепостное право?»; урок – диспут «Аграрная реформа П.А. Столыпина: необходимость, сущность и противоречия» и т.п.).

Формирование критического и творческого мышления осуществляется и через использование метода проектов. Основной его тезис: я знаю, для чего мне надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить. Каждый ученик, принимая участие в проектировании, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков. Для того, чтобы проект получился, надо верить в ученика. Мое твердое убеждение – нет плохих учеников. Они все яркие, талантливые, неповторимые индивидуальности.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара одной проблеме и т.п.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.   Например,  доклад о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; выпуск газеты, план мероприятий и т.п.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Использование исследовательских методов:
– определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
– выдвижение гипотезы их решения;
– обсуждение методов исследования;
– обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и т.п.);
– сбор, систематизация и анализ полученных данных;
– подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
– выводы, выдвижение новых проблем исследования.

В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей. Например, очень острая проблема городов – загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и биология, и химия, и обществознание, и физика. Или такая тема: «Отечественные войны 1812 и 1941 – 1945 годов – проблема патриотизма народа и ответственности власти». Здесь не только история, но и политика, этика.

Таким образом, метод проектов является одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий. Он позволяет развивать познавательные навыки учащихся, критическое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

В ходе каждого урока необходим этап актуализации знаний, его можно провести с помощью метода «мозгового штурма». Существуют разные формы «мозгового штурма»: групповая прямая (совместный поиск возможных решений имеющейся задачи); групповая обратная (определение недостатков в имеющейся проблеме); индивидуальная (каждый участник за короткий промежуток времени должен сформулировать не менее одной оригинальной идеи). Перед началом «мозгового штурма» необходимо создать у обучающихся доброжелательный настрой, добиться раскованности.

При проведении «мозгового штурма» возможны лишь уточняющие вопросы, абсолютно неприемлемы критические замечания и промежуточные оценки, а поощрение и поддержка партнеров приветствуется. Участники должны формулировать суждения и идеи кратко и четко, действовать по принципу «чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели штурма».

Одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия. Учебный материал в ходе дискуссии усваивается за счет:
– обмена информацией между участниками;
– разных подходов к одному и тому же предмету;
– сосуществования различных, вплоть до взаимоисключающих,  точек зрения;
– возможности критиковать и даже отвергать любое мнение;
– поиска группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Задача дискуссии – коллективно, с разных точек зрения, под разными углами обсудить и исследовать спорные моменты. Например, в курсе истории XX века метод дискуссии можно использовать при изучении тем: «Закономерна ли буржуазно-демократическая революция в России (1905-1907 гг.)»; «Проблемы советского общества в 50-60-е годы XX века»; «Какое общество было построено в СССР в 30-х гг.?» и т.п.

Основные правила ведения дискуссии:

– нельзя критиковать людей, только их идеи:
– цель дискуссии не в определении победителя, а в консенсусе;
– все участники должны быть вовлечены в дискуссию;
– выступления должны проходить организованно, с разрешения ведущего, перепалка недопустима;
– каждый участник должен иметь право и возможность высказаться;
– обсуждению подлежат все позиции; – в процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию;
– строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах;
– в заключение всегда должны подводиться итоги.

По ходу дискуссии учитель должен следить, чтобы слишком эмоциональные и разговорчивые школьники не подменили тему, и чтобы критика позиций друг друга была обоснованной. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие.

В целом хотелось бы отметить, что самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность является главным средством развития личности обучающегося, она раскрывает его потенциальные способности, формирует необходимые в современном мире навыки самообразования, ориентации в стремительном потоке информации. Использование интерактивных технологий – лучший способ активизировать эту деятельность у школьников.