В.Орлов. "Как малышу маму нашли". Слова, обозначающие признаки предметов

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Научить с помощью вопросов: какая? какое? какой? какие? распознавать слова, обозначающие признаки предметов среди других частей речи; ввести понятие “имя прилагательное”; уметь правильно задавать вопрос к прилагательным в зависимости от их рода.
  2. Продолжить работу над совершенствованием техники чтения и выразительности речи.
  3. Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
  4. Воспитывать чуткое отношение к товарищам, учить воспринимать людей такими, какие они есть.

Ход урока

I. Организация класса.

  • Сядете, когда назову слово, отвечающее на вопрос “какое?” и обозначающее признак предмета.

Я вижу небо голубое-голубое.

II. Сообщение темы.

  • Сегодня на уроке мы будем работать со словами, которые отвечают на вопросы какая? какое? какой? какие? и обозначают признак предмета.
  • Посмотрите, что главное на уроке:

На доске: Главное на уроке.

  1. Запомнить вопросы, на которые отвечают слова, обозначающие признак предмета.
  2. Научиться распознавать слова, обозначающие признак предмета.

III. Оформление тетрадей.

  • Оформим тетради.
  • Но, прежде чем начать их оформление, проверим положение тетрадей и осанку.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

  • Напоминаю, что сегодня 5 апреля, слово “классная” пишется с двумя буквами “эс”. Это слово из словаря. Написание таких слов мы запоминаем. Они не поддаются проверке.

IV. Объяснение нового.

  • Внимание на доску.

На доске картинки: мяч яблоко шарик

  • Какие предметы изображены на рисунках?
  • Какой частью речи являются слова, обозначающие предмет?
  именем существительным
  • На какие вопросы отвечают имена существительные?
  кто? что?
  • Хорошо. А сейчас догадайтесь о каком из изображенных предметов я говорю:
  • Этот предмет: круглый, красный, вкусный.
  • Какие слова помогли вам догадаться, что это яблоко.
  • Эти слова обозначают признаки яблока, признак предмета, т.е. сообщают нам какое оно по цвету, размеру, вкусу, форме.
  • Откройте учебник на странице 100.
  • Прочитайте теорию о словах, которые обозначают признак предмета. Обратите внимание на какие вопросы отвечают такие слова.
  • Итак, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета?
  Какая? Какое? Какие? Какой?
  • Запомните это.

Слова, которые отвечают на эти вопросы, относятся к одной части речи, которая называется так:

На доске: Имя прилагательное.

  • Прочитайте про себя.
  • Вслух все вместе.
  • А теперь научимся подбирать имена прилагательные по вопросам:
  • Прочитай те слово, записанное на доске

На доске: Верблюд (какой?)

  • К какой части речи оно относится?
  • Докажите.
  • Расскажите все, что знаете об этом животном, используя в своем рассказе слова, обозначающие признак предмета. горбатый, коричневый, большой
  • Охарактеризуете следующие имена существительные.
Дом (какой?)
Лиса (какая?)
Море (какое?)
Цыплята (какие?)
деревянный, маленький, красный
пушистая, рыжая, хитрая
голубое, глубокое, красивое, соленое
желтые, маленькие, шустрые
  • Молодцы, имена прилагательные подбирали правильно и заметили, что вопрос зависит от имени существительного.
  • Ребята, а знаете, почему эта часть речи так называется: имя прилагательное.

Потому что все слова из этой части речи прилагаются к именам существительным. Эти слова обозначают признаки предметов, а предметы – это и есть имена существительные, то есть имя прилагательное характеризует имя существительное.

  • Давайте убедимся в этом. Охарактеризуем существительное “молоко”.
  • Подберите подходящие (показать) имена прилагательные, которыми можно охарактеризовать данное имя существительное.

На доске:

Молоко

 

 

 

парное
колючее
горбатое
вкусное
теплое
зеленое
белая
  • Света нам прочитает имена прилагательные вслух, а вы про себя отмечайте, какими именами прилагательными можно охарактеризовать существительное “молоко”.
  • Итак:
  • Подходит ли к существительному “молоко” прилагательное “белая”?
  • Как сказать грамотно?
  • Что обозначают эти имена прилагательные?
  признак молока
  • Да, признак данного предмета.
  • Используя новые знания выполним упражнение из учебника на странице 105 (сто пять) под номером 7 (семь).
  • Прочитайте первое задание к упражнению.
  • Найдите и зачитайте только имена прилагательные в данном упражнении вопросом, пожалуйста).
  • С помощью вопроса вы доказали, что это имя прилагательное.

Итак, вместо многоточия мы должны вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, которые только что зачитали.

У кота…лапки, ……коготок.

  • Какие могут быть лапки у кота? бархатные
  • А бархатные, это какие? нежные, мягкие
  • У кота бархатные лапки, а коготок (какой?) острый.
  • Прочитайте, какое предложение у нас получилось.
  • Попытайтесь самостоятельно составить следующие предложения.
  • Какие предложения у вас получились? 2-3 человека
  • Прочитайте, свой рассказ.
  • А как можно озаглавить его? (Котенок.)
  • Какую орфограмму вы увидели в этом слове? – безударную гласную
  • Каким словом проверим? Как напишем слово “котенок”?
  • Запишем название рассказа на следующей строчке с красной строки.
  • Просмотрите еще раз весь текст, с какими орфограммами вы встретитесь, работая с ним:

Безударный гласный: коготок – коготь;
Удвоенный согласный: длинный;
Сочетание ЧУ – ЩУ: чуткий;
Парный согласный в корне слова: шубка – шуба;
Клички животных пишутся: с большой буквы

  • Запишите текст к себе в тетрадь
  • Следим за посадкой!!!
  • Подчеркните вставленные имена прилагательные волнистой линией (по вопросам).
  • А теперь немного отдохнем.

Физминутка.

  • Я называю слово. Если это слово обозначает предмет, т.е. если это имя существительное – присели, а если признак предмета, т.е. имя прилагательное – хлопок.

Белый, рогатый, тетрадь, колючий, ручка, дневник, пушистый, зебра, хитрый.

V. Чтение нового произведения.

  • Ребята, догадайтесь, о ком я говорю:

Он – мохнатый, бурый, косолапый   
Она – рыжая, пушистая, маленькая 
Он – серый, трусливый, косой           

 о медведе
 о белке
 о зайце

  • Какие слова вам помогли точно узнать о каком животном идет речь?
  • К какой части речи они относятся?
  • Как можно сказать одним словом: заяц, медведь, белка. (Животные.)
  • Сегодня на уроке мы прочитаем сказку о животных.
  • Откройте учебник на странице 101 (сто первой)
  • Прочитайте название сказки. (Как малышу маму нашли.)
  • Садитесь удобнее. Послушайте сказку.
  • Приготовьтесь ответить на мои вопросы. Это может сделать только внимательный слушатель. Чтение сказки учителем.
  • Кому понравилась сказка?
  • Что случилось с малышом?
  • А кто догадался, кто же была мама малыша?
  • Прочитаем эту сказку целыми словами еще раз, чтобы глубже понять прочитанное. Но для этого поработаем над техникой чтения.
  • Возьмите в руки карандаш. По моему сигналу начнете читать шепотом. Когда скажу стоп, поставьте точку, где закончили читать.
  • Начали (я хожу слушаю).
  • Стоп, поставили точку.
  • Руку на локоток.
  • А теперь читаете с самого начала то же самое, но постарайтесь прочитать дальше первой точки, потому что текст знакомый.
  • Посмотрим, у кого получится.
  • Начали.
  • Стоп, поставили точку.
  • Поднимите руку, кто прочитал дальше первой точки. Молодцы.
  • Вы прочитали только второй раз, а как улучшилась техника чтения?
  • А теперь читаем то же самое третий раз. Постарайтесь прочитать дальше второй точки, но уже без ошибок и целыми словами.
  • Начали.
  • Стоп, поставили точку.
  • Поднимите руку, кто прочитал дальше второй точки. Молодцы.
  • А теперь поработаем над дикцией. Будем читать скороговоркой. При этом важно четко проговаривать окончания.
  • Я бы читала так…
  • Попробуйте также (t=10 мин.)
  • Стоп. А теперь продолжайте читать дальше чуть медленнее, но зато целыми словами. (Я хожу слушаю.)

2 урок.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

  • Продолжаем работать над сказкой. Читаем сказку выразительно, целыми словами, готовясь к выборочному чтению.

VI. Работа по содержанию произведения

  • Все следим. (Читают по цепочке по абзацам.)
  • Каким был малыш?
  • Найдите и прочитайте это в тексте.
  • Какие прилагательные употребляет автор для характеристики малыша?
  • Хорошо. Кто помог малышу отыскать его маму?
  • Почему рассмеялся Малыш?
  • Найдите и зачитайте этот отрывок.
  • Почему мамы всего леса переполошились, услышав плачь Малыша?
  • Почему Малыш не согласился жить с Бельчихой, Барсучихой, Медведицей?
  • А почему ему нужна была только его мама?
  • Вспомните, каким цветом представила себе Лягушка маму Малыша.

зеленым

  • К какой части речи относится это слово? Докажите.

– какая? – вопрос имени прилаг., признак мамы, т.е. признак предмета.

  • После чтения необходимо позаботиться о своем зрении.

Физминутка.

  • Встаньте. Постарайтесь увидеть у меня на картинке фигуру и занять такое же положение.
  • Отдохнули. А теперь продолжаем работу.
  • Вспомните, что у нас главное на уроке:
  • Так на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета
  • Что еще было главным на уроке?
  • Вот мы сейчас и проверим, научились ли вы распознавать слова, обозначающие признак предмета.

VII. Закрепление пройденного.

  • Для этого выполните упражнения из рабочей тетради на стр.37 под номером 67.
  • Прочитайте текст и скажите, о ком идет речь? (Про себя.)
  • Какая у дятла спинка?

крылья?
лапки?
шапочка?

  • Слова какой части речи помогли нам понять, как выглядел дятел?
  • Хорошо. А теперь выполним это упражнение по заданию учебника.
  • Прочитайте это задание.
  • Списывайте внимательно, без ошибок, диктуя себе по слогам. При списывании заметьте, какие имена прилагательные встречаются в тексте.
  • Обратите внимание на посадку. Как сижу, так и пишу.
  • Кто уже написал, попечатайте, не теряйте время зря. Проверьте, грамотно ли вы списали текст.
  • Возьмите в руки карандаш. Давайте найдем в тексте имена прилагательные и подчеркнем их волнистой линией.
  • А как вы будете узнавать имена прилагательные?
  • По каким вопросам?
  • Итак, давайте искать слова, отвечающие на эти вопросы и обозначающие признак предмета.
  • Какие имена прилагательные увидели? (обязательно с вопросом от имени существительного)
  • Верно, подчеркните их волнистой линией.
  • Итак, что обозначают имена прилагательные?
  • На какие вопросы отвечают?
  • Расскажите друг другу про имя прилагательное, используя схему, которая дана на доске.
  • Поднимите руку, кто запомнил сведения об именах прилагательных?
  • Молодцы. Это было главное на уроке.

VIII. Итог:

И в заключении, подводя итог нашему уроку мне хочется еще раз проверить, как хорошо вы усвоили новую тему:

Имя прилагательное.

  • Составьте предложение, чтобы в нем было имя прилагательное, а мы его постараемся найти.
  • На какой вопрос отвечает это имя прилагательное?
  • Молодцы. Я сегодня довольна нашей работой. Мы смогли не только познакомиться с новым материалом, но и повторить изученный материал, поработать над техникой чтения, над ее выразительностью.

Мне хочется сегодня сказать спасибо за урок:…(оценки).

Урок окончен.