Урок-исследование "Цена Победы"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • на основе анализа документального материала определить роль, значение, а также дать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией;
  • на основании документальных источников, в том числе, зарубежных, изучить и сопоставить различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне;
  • продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи исторических явлений;
  • развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал;
  • формировать умение рассматривать историческую проблему с различных позиций, находить их общие и отличительные черты;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами;
  • выработать умение представить аргументированную собственную точку зрения по рассматриваемой проблеме.

Планируемые результаты. Изучив документы, учащиеся получают представление о неоднозначной оценке роли советского руководства, в высказываниях зарубежных политиков периода Второй мировой войны. Определяют собственную позицию по проблеме и аргументировано ее представляют. Отрабатываются умения применять информацию в ходе устного ответа. Совершенствуют умение работы с историческими источниками. Формируется умение объективно оценивать деятельность людей в конкретный период истории.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Форма урока: работа с документами в малых группах.

Оборудование урока: учебник – Шестаков В.А. История России, XX– нач. XXI века.; рабочие листы с документами заданиями, фотографии.

ТСО: проектор или документ-камера.

План урока.

I. Вступительное слово учителя.
II. Самостоятельная работа с документами и учебником в группах.
III. Подведение итогов работы с документами. Дискуссия.

Подготовительная работа.

Формируются несколько рабочих групп, перед каждой из них ставится задача найти соответствующие документальные материалы (в количестве от 3 до 5). (Список литературы и других источников в Приложении 2.)

Первая группа. Высказывания зарубежных деятелей периода Второй мировой войны, а также авторов, пишущих об этом периоде истории, в которых были бы представлены разные (в первую очередь противоположные) точки зрения и оценки действий советского руководства в годы Великой Отечественной войны.

Вторая группа. Подборка документов, содержащих информацию о том, что, советское руководство было своевременно информировано из разных источников о готовящейся агрессии против СССР.

Третья группа. Материалы о советско-германском сотрудничестве накануне агрессии фашистской Германии, о позиции советского руководства в отношении сообщений о готовящейся агрессии против СССР.

Четвертая группа. Пакет документов, включающих Приказ Народного комиссара обороны СССР 28 июля 1942 года № 227, а также не менее трех-четырех других свидетельств решительных действий руководства СССР по организации разгрома врага.

Пятая группа. Цифровой материал о людских, финансовых и иных потерях стран-участников войны.

Учащимся выставляются отметки в журнал за выполнение заданий. Собранный материал, анализируется и оформляется преподавателем в виде заданий для работы на уроке.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Озвучиваются цели урока и порядок работы: изучение документов, подготовка ответов на вопросы, отчет групп, дискуссия.

II. Самостоятельная работа с документами и учебником в группах.

Работа осуществляется в трех группах. Каждая группа получает пакет документов с заданием. На выполнение отводится 15–20 минут. После чего каждая группа (или ее представитель) представляет результаты работы над заданием.

Первая группа.

Задание. Изучив документы, подтвердите или опровергните слова У. Черчилля: “Но если брать за критерий стратегию, политику, прозорливость и компетентность, то Сталин и его комиссары показали себя в тот момент Второй мировой войны совершенно недальновидными”.

Ответы занесите в таблицу: (Заполненная таблица Приложение 1.)

Например, высказывание подтверждено:

  Факты
Проявление недальновидности 1.
2.

Документ 1. “ О радиограммах Рамзая (Рихард Зорге – советский разведчик) из Японии”.

18.11.1940 г. Первое сообщение о возможности нападения Германии на СССР.

05.03.1941 г. Прислана микропленка телеграммы Риббентропа послу Германии в Японии Отту с уведомлением, что Германия начнет войну против СССР в середине июня 1941г.

02.05.1941 г. “Гитлер принял решение начать войну и уничтожить СССР, чтобы использовать европейскую часть СССР как базу сырья и зерна”

15.06.1941 г. “Повторяю: девять армий в составе 170 дивизий начнут наступление на широком фронте на рассвете 22 июня 1941 г.”

Сигналы о предстоящем нападении поступали и от руководителей государств:

– в январе 1941 г. президент США Рузвельт поставил в известность Сталина о готовящемся Германией нападении на Советский Союз;

– в апреле 1941 г. аналогичное предупреждение поступило от премьер-министра Великобритании Черчилля;

– о грядущем нападении Германии на СССР сообщал Чан Кайши – глава гоминдановского правительства Китая, при этом он называл дату – 21 июня 1941 г.

21.06.1941 г. Из докладной записки Берии Сталину:

“…Начальник разведупра, где еще недавно действовала банда Берзина, генерал-лейтенант Голиков жалуется…на своего подполковника Новобранца, который врет, будто Гитлер сосредоточил 170 дивизий против нас на нашей Западной границе… Но я и мои люди твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 г. Гитлер на нас не нападет”.[6]

Уточняющие вопросы:

  1. Как вы считаете, чем можно объяснить тот факт, что Сталин не принимал во внимание многочисленные сигналы и донесения о готовящемся Германией нападении на нашу страну?
  2. На чем основывалась его уверенность, что Гитлер не развяжет летом 1941 г. войну против СССР?

Документ 2. “ Сообщение ТАСС”.

“ Германия так же неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении, как и Советский Союз, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР, лишены всякой почвы”.

Документ 3.

Был ли Советский Союз сырьевым придатком Германии? Перед вами данные из торгово-экономического соглашения от 19 августа 1939 г. между СССР и фашистской Германией.

А. К началу войны Германия получила из СССР не менее 2 млн. т зерна, кукурузы и бобовых культур, 1 млн. т нефти, 100 тыс. т хлопка и ряд других товаров, в том числе стратегически важных цветных металлов.

На долю Германии в 1940 г. – первом полугодии 1941 г. приходилось:

49,9% всего советского экспорта фосфата;
77,7% асбеста;
62,4% хромовой руды;
75,2% нефти;
66,6% хлопка-сырца. [7]

Б. “Советские стратегические поставки в Германию не были односторонним актом. Взамен их СССР потребовал от Германии импорта самой современной техники, в том числе и военной. Чтобы не вызвать подозрений советской стороны по поводу готовящейся агрессии, Гитлер дал разрешение поставлять в нашу страну требуемое оборудование и современные военные системы. В частности, Советский Союз получил из Германии в 1939–1941 гг. самый современный для того времени крейсер “Лютцов”, по своему техническому уровню не отличавшийся от крейсера “Принц Евгений” (оба корабля Германия строила для себя). Были также получены рабочие чертежи линкора “Бисмарк”, 30 боевых самолетов, в том числе истребители “Мессершмитт-109” и “Мессершмитт-110”, пикирующие бомбардировщики “Юнкерс-88”, образцы полевой артиллерии, новейшие приборы управления огнем, танки и формулу их брони, взрывные устройства...

Кроме того, немецкая сторона поставляла в СССР торговые суда, оборудование для нефтяной и электропромышленности, локомотивы, турбины, дизель-моторы, металлорежущие станки, прессы, кузнечное оборудование, что для нашей страны имело не меньшее значение, чем наши стратегические поставки для Германии”. [6]

Уточняющие вопросы:

  1. Сопоставьте приведенную информацию. Кто больше выиграл от этих соглашений?
  2. Как вы считаете, способствовала ли Германия повышению боеспособности Красной Армии?
  3. Можно ли считать, что для Гитлера торгово-экономические соглашения являлись не более чем ширмой?

Документ 4.

Прокомментируйте приведенные цифры.

В 1937–1938 гг. только в высшем руководстве армий были уничтожены по приказу Сталина:

из 5 маршалов – 3;
из 5 командармов I ранга – 3;
из 10 командармов II ранга – 10;
из 57 командиров корпусов – 50;
из 186 комдивов – 154;

Военная доктрина Сталина конца 30-х гг. строилась, исходя из трех идей:

  1. Советскому Союзу никогда не придется вести боевые действия на своей территории.
  2. Готовиться следует к наступательной, в случае нападения противника, а не к оборонительной войне.
  3. Любая агрессия против СССР будет немедленно остановлена всеобщим восстанием западного пролетариата. [2]

Уточняющие вопросы:

  1. Соответствовала этой военной доктрине ситуация в мире?
  2. Ознакомившись с документами, определите, какую роль они сыграли в подготовке к отпору агрессору и определите направление дипломатии СССР.

Вторая группа.

Задание. Изучив документы, подтвердите или опровергните высказывание: “Сталин был очень способным и чрезвычайно успешным военным лидером. Он допустил немало ошибок и вел жестокую политику, принесшую смерть миллионам людей, но без его руководства война с нацистской Германией, вероятно, закончилась бы поражением”. Джефри Робертс. Войны Сталина.

Ответы занесите в таблицу: (Приложение 1.)

Например, высказывание подтверждено:

  Факты
“… без его (Сталина) руководства война с
нацистской Германией, вероятно,
закончилась бы поражением”.
1.

2.

Документ 1.

Приказ Народного комиссара обороны СССР

28 июля 1942 года № 227

“…Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.

Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок Советской земли и отстаивать его до последней возможности.

Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас, в ближайшие несколько месяцев – это значит обеспечить за нами победу.

Можем ли выдержать удар, а потом и отбросить врага на запад? Да, можем, ибо наши фабрики и заводы в тылу работают теперь прекрасно и наш фронт получает все больше и больше самолетов, танков, артиллерии, минометов.

Чего же у нас не хватает?

Не хватает порядка и дисциплины в ротах, батальонах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять Родину.

Паникеры и трусы должны истребляться на месте.

Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование – ни шагу назад без приказа высшего командования.

Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо, как с предателями Родины.

Таков призыв нашей Родины.

Сталин.”

Документ 2.

А. “В первые полгода войны было эвакуировано более 1500 крупных промышленных предприятий, которые в рекордные сроки вновь вводились в строй. Например, Краматорский завод начал давать продукцию через 12 дней после прибытия на новое место. На Магнитогорском комбинате за несколько месяцев была сооружена крупнейшая в Европе доменная печь № 5 мощностью 1400 т чугуна в сутки (в мирное время на строительство домны требовалось более 2,5 лет).

...К весне 1942 г., когда завершилась перестройка экономики на военный лад, благодаря героическим усилиям тружеников тыла начали действовать 1200 эвакуированных предприятий, в том числе 215 – машиностроительных, 54 – черной и цветной металлургии, 47 – химической и резиновой промышленности.

Б. “Эвакуацию промышленности во второй половине 1941 и начале 1942 года и ее “расселение” на востоке следует отнести к числу самых поразительных организаторских и человеческих подвигов Советского Союза во время войны”. [4]

О чем свидетельствуют приведенные факты? Согласны ли вы с оценкой зарубежным историком проведенных мер по эвакуации промышленности на восток?

Документ 3.

7 ноября 1941 г. И. В. Сталин с трибуны Мавзолея свое обращение к солдатам, отправлявшимся на фронт, завершил словами: “Пусть вас в этой войне вдохновляют героические образы наших великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова...”

29 июля 1942 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского. [6]

О каком процессе свидетельствуют эти факты? Как они были восприняты населением страны?

Документ 4.

На третьем году Великой Отечественной войны Сталин внезапно совершил поворот в государственной политике по отношению к Русской православной церкви. 4 сентября 1943 г. во время встречи в Кремле с тремя высшими иерархами церкви – митрополитами Сергием, Алексием и Николаем – он дал согласие на избрание патриарха (с 1925 г. после смерти патриарха Тихона церковь возглавлял патриарший местоблюститель митрополит Сергий). Он же и был 8 сентября 1943 г. избран патриархом на Поместном соборе. [6]

Какое объяснение вы можете дать этим фактам? В чем, на ваш взгляд, заключалась цель изменения позиции государства по отношению к Русской православной церкви?

Третья группа.

Задание. Ознакомьтесь с документами, а также материалами учебника стр.222 – 225.(текст под заголовком “СССР готовится к войне”), ответьте на вопросы:

  1. Почему столь велики людские потери СССР в минувшей войне? Ответ обоснуйте.
  2. Выскажите ваше отношение к утверждению, будто победа достигнута благодаря нашей готовности заплатить за нее любую цену, т. е. не умением побеждать, а “большой кровью”.
  3. Каковы, на ваш взгляд, главные факторы и источники, позволившие советскому народу одержать победу в Великой Отечественной войне?

Вторая мировая война в цифрах.

Документ 1. Потери СССР.

С учетом новейших архивных данных Генштаба Вооруженных сил России в общей сложности Советский Союз потерял 26 600 000 граждан. Людские потери в Германии составили 6.5 миллиона убитых, раненых и пропавших без вести. Самые большие потери она понесла в ходе войны против СССР. Летом 1941 года погибло 742 тысячи немецких солдат, тогда как в войне против Польши, Франции, Англии, Норвегии, Бельгии, Голландии, Дании и балканских стран Германия потеряла 418 805 солдат.

Разрушения в СССР.

В СССР разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов и 2890 МТС.

Стоимость расходов на ведение войны (в сопоставимых ценах).

Прямые расходы на ведение войны всех участвовавших в ней стран составляют 1117 млрд. долларов (включая военные расходы на войну в Китае в 1037 г.). Стоимость разрушений составила 260 млрд. долларов, из которых в СССР – 128 млрд., в Германии – 48 млрд., во Франции – 21 млрд., в Польше – 20 млрд., в Англии – 6.8 млрд. Статистические данные подготовил Яков ШВАРЦ, доктор исторических наук, участник войны.

Документ 2. Потери стран-участниц Второй мировой войны.

  Потери СССР Потери Германии США и Вторая мировая война
Погибло 26 600 000 граждан. 6 500 000 граждан 408 399
Разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов.    
Стоимость разрушений (всего 260 000 000 000 долл.) 128 000 000 000 долл. 48 000 000 000 долл. 117 000 000 000 долл. чистой прибыли.

Документ 3. Финансовые потери стран-участниц войны

Страна Финансовые потери (млрд. долл.)
СССР 600
США 350
Великобритания 150
Франция 100
Германия 300
Италия 50
Япония 100
Другие страны 350
Всего 2000

Была уничтожена треть национального богатства страны. Война отбросила страну на 5–10 лет по основным экономическим показателям.

Для сравнения: Англия потеряла 0,8%, Франция – 1,5% национального богатства, США – 0%, получив за время войны 117 млрд. долл. чистой прибыли.

III. Подведение итогов работы с документами. Дискуссия.

Выступления (отчеты) групп.

Осуществляется синхронная демонстрация рисунков. (См. файлы. Рисунки)

Преподаватель совместно с учащимися формулируют выводы.

Один из вариантов выводов:

  1. Специфика истории как науки – разные точки зрения, концепции, оценки, проблема в том, чтобы обоснованно представить свое видение проблемы.
  2. Создавая гражданского общество в России, мы должны научиться, помимо всего прочего, уважать мнение другого и дать ему возможность высказаться, любое мнение должно быть услышано. Терпимость, уважение к иному мнению, способность воспринять с уважением гражданскую позицию человека – неотъемлемое свойство современного человека.
  3. Относительно роли советского руководства в годы Великой Отечественной войны следует подчеркнуть:
    Во-первых, доминируют две точки зрения на роль советского руководства во главе со Сталиным в Великой Отечественной войне. Первая – руководство СССР проявило свою недальновидность, некомпетентность, безответственность, следствием чего и стали огромные жертвы, цена победы оказалась слишком высока. По выражение писателя В. Астафьева, мы не победили – мы залили Европу кровью. Вторая точка зрения основана на том, что в той конкретной исторической обстановке было невероятно трудно принимать какие-либо другие решения, Сталин же своим авторитетом, обладая выдающимися организаторскими способностями, сумел мобилизовать ресурсы страны для победы.
    Есть и такая позиция – не надо “копаться” в истории. Пускай она остается такой какой мы ее знаем.

Выставление отметок.