Урок литературного чтения. В.Астафьев. "Капалуха" в технологии деятельностного метода обучения

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • дидактическая: создать условия для осознания и осмысления детьми блока новой учебной информации; применение информации в знакомой и новой учебной ситуации;
  • развивающая: стимулировать поисковую деятельность обучающихся, создать условия для систематизации изучаемого материала;
  • воспитывающая: учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем.

Оборудование: толковый словарь Ожегова, толковый словарь Даля, зоологическая литература о птицах, аудиозапись песни В.Шаинского “Не дразните собак!”, Красная книга Саратовской области, презентация к уроку, интернет ресурсы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

Презентация

2. Самоопределение к деятельности.

(На экране появляется слово)

КАПАЛУХА

Кто может объяснить значение этого слова?

Что мы можем предпринять?

Дети пробуют найти толкование слова в толковых словарях, обращаются к интернет ресурсам.

3. Актуализация опорных знаний и мотивация.

Что мы знаем о глухарях?

Какой литературой мы сейчас пользовались? Почему?

Дети обращаются к справочникам, дополнительной литературе о птицах, находят информацию о глухарях.

Научной, так как используется специальная терминология, точные данные о местах обитания, питании, размножении и т.д.

4. Постановка учебной задачи.

(Детям предъявляется вторая запись слова)

В.П. Астафьев “КАПАЛУХА”

Что так обычно записывается? Ваши предположения, чем мы сегодня будем заниматься?

Обычно так записываются названия литературных произведений.

Мы будем читать какое-то произведение о капалухе. В.П.Астафьев

Дети слушают рассказ ученика.

Дети читают и объясняют смысл слов.

Кто написал это произведение?

Что мы знаем о писателе?

Послушаем биографическую справку о писателе. (Подготовленный ученик сообщает сведения о писателе).

Ученики читают рассказ. (Волнения, страха, радости)

5. Словарная работа.

Альпийские (луга) – растущие в горах, высокогорные.

Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Космами – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха.

Зарождающимся – начинающим жить, существовать.

Ученики выполняют движения.

6. Первичное восприятие.

(Чтение рассказа учениками)

Какое чувство вы испытали, слушая рассказ?

Как вы можете охарактеризовать рассказчика?

Ученики работают с текстом, выполняют задания учителя, отвечают на поставленные вопросы.

7. Физминутка

Мы внимательно читали
И немножечко устали.
Приседаем на уроке.
Встанем прямо, руки в боки.
Дышим носом глубоко.
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперед,
Как деревья ветер гнет.
Прогибаемся назад,
Так качаемся мы в лад.
Головой теперь покрутим.
Так мы лучше думать будем!
Поворот и поворот,
А потом наоборот.
Встанем все мы на носок,
Руки тянем в потолок.
На зарядке ставим точку,
Продолжаем наш урок.

Выборочное чтение диалога.

8. Выборочное чтение.

Найдите в рассказе то место, в котором описывается, где и как обнаружили дети гнездо?

Что почувствовал автор, когда увидел птицу?

Подумайте, помогают ли представить ситуацию выражения автора “озираться по сторонам”, “ощупать глазами бугор”, “сердце мое забилось от испуга”?

Найдите в тексте диалог автора и ребят. Кто из них думает о птицах и окружающей природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не думая о последствиях.

Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

Перечитайте последний абзац рассказа. Почему именно так завершает свое произведение Астафьев?

Подумайте, какую главную мысль содержит этот рассказ?

Загрязнение окружающей среды, уничтожение редких видов животных и растений, проблема мусора, загрязнение мирового океана.

9. Включение нового знания в систему знаний.

Обратимся к окружающему миру, давайте вспомним, о каких экологических проблемах мы узнали на уроках? О какой проблеме говорит нам автор рассказа?

К сожалению, нашей природе грозит опасность и от необдуманных поступков людей, и от загрязнения людьми окружающей среды, и от браконьеров. Поэтому все больше становится животных и растений, занесенных в Красную книгу. В Саратовской области есть своя областная

Красная книга. Вот некоторые из ее страниц. (Cлайды страниц книги с фотографиями животных и растений под музыку В.Шаинского “Не дразните собак!”)

Бережно относиться к ней. Быть не покорителем природы, а ее сыном, ее частью. В лесу убирать за собой мусор, не шуметь, так как мы пугаем зверей, птиц.

10. Рефлексия.

Что же люди должны сделать, чтобы сохранить природу своего края? Какую задачу мы поставим перед собой?

Над чем вы задумались, читая это произведение?

11. Домашнее задание.

Для любознательных и неравнодушных найти сведения о животных или растениях, занесенных в Красную книгу Саратовской области, подготовить сообщения. Можно нарисовать их, подумайте, как можно сохранить именно этот вид животных или растений.

Для остальных перечитать рассказ и подготовить его пересказ.

12. Оценки за урок.