Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству "Художественное вязание"

Разделы: Технология


Цель: вязание сказочного героя – пингвинёнка Лоло.

Задачи:

- вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о птицах;

- учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида птицы в своей работе;

- познакомить с историей праздника Нового года;

- научить вывязывать детали птицы;

- закрепление умений и навыков вязание крючком столбика без накида;

- продолжать учить прибавлять и убавлять петли;

- совершенствовать навыки работы с крючком;

- продолжать учить читать схемы по вязанию крючком;

- ознакомить обучающихся с последовательностью соединений деталей игрушки;

- воспитывать самостоятельность, аккуратность;

- совершенствовать объяснительную речь;

- развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Тип занятия: обучающий, комплексное применение знаний и умений.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный.

Формы обучения: беседа, практическая работа, творческая работа.

Оборудование и материалы: нитки для вязания чёрного, белого и красного цветов, обрезки цветной кожи для глаз, крючок для вязания №2, ножницы, швейная иголка, нитки катушечные чёрного цвета, клей ПВА, техническая вата или синтепон, схема изготовления изделия, инструкционная карта на каждого ребёнка, образец поделки, картинка с пингвином, магнитофон, диск с детскими песнями.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Беседа педагога по теме.

3. Объяснение задания.

4. Практическая работа.

5. Творческая работа

6. Итоги работы.

7. Уборка рабочего места.

Ход занятия (первое)

Дети собираются в кабинете и готовят своё рабочее место для работы, раскладывают на столах необходимые материалы и инструменты.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Прежде чем приступить к занятию, проверьте, есть ли у вас всё необходимое: нитки для вязания чёрного, белого и красного цветов, крючок, вата или синтепон, обрезки кожи, нитки катушечные чёрного цвета, клей ПВА, ножницы. Сегодня мы продолжаем работу в разделе “Изготовление поделок для выставки” по теме: “Сказочные герои”. Наша работа рассчитана на 3 занятия.

2. Беседа педагога по теме.

- Каких сказочных героев вы знаете? (Ответы детей)

А теперь послушайте стихотворение:

Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.

- Как вы думаете, кого вы сегодня начнёте вязать? (Пингвинёнка). Педагог показывает картинку с пингвином и вязаный образец поделки.

- Да, вы сегодня начнёте вязать пингвинёнка, из мультипликационного фильма “Приключения пигнвинёнка Лоло”.

- Пингвин — это животное или птица? (Птица).

На земле существует огромное множество различных птиц. Они различаются размерами: одни из них большие, другие совсем крошечные. Живут птицы в различных местах: одни в лесах, другие на открытых пространствах, третьи обитают только в море и на берегах водоёмов, четвёртые стали городскими “жителями” и т.д. Есть различия и в корме: одни птицы питаются насекомыми (насекомоядные), другие мелкими грызунами и другими птицами (хищные), третьи зерном и семенами (зерноядные). По-разному птицы устраивают и свои жилища: одни вьют гнёзда (на земле, в ветвях деревьев и кустов), другие заселяют дупла.

Жизнь некоторых птиц связана с водоёмами. Благодаря перепонкам на лапках эти птицы хорошо плавают и называются водоплавующими. А каких вы знаете водоплавующих птиц? (Утки, гуси, лебеди, пингвины). У водоплавующих птиц из особой железы выделяется жир. Жиром птицы смазывают свои крылья. Со смазанных перьев легко стекает вода. В основном эти птицы питаются водными растениями и мелкими животными водоёмов. Лебеди достают корневища со дна, погружая голову и шею в воду. Гуси не отказываются и от травки на суше. Водоплавующие хорошо летают, но один раз в год (летом во время линьки), когда выпадают основные перья крыльев, они летать не могут. Совершают перелёт водоплавующие стаей. Пингвины — семейство не летающих морских птиц, единственное в отряде пингвинообразных. В семействе 18 видов. Есть два варианта откуда произошло название “пингвин”:

- от валлийского пен (голова) и гвин (белая) обозначающего вымершую бескрылую гагарку из семейства чистиковых;

- моряки назвали пингвинов так же по причине их схожести, от латинского слова “pinguis” - “толстый” это подтверждается тем, что во многих европейских языках слово “пингвин” ассоциируется со словом “толстый”.

3. Объяснение задания.

Посмотрите на образец изделия.

- Из каких деталей состоит пигвинёнок? (Туловище, голова, крылья, лапы, хвост, клюв)

- Какого цвета туловище? (Спинка - чёрная, брюшко - белое)

- Какого цвета голова? (Белое с чёрным)

- Из скольких деталей состоят крылья? (Из двух)

- Какого цвета крылья? (Одна деталь - чёрная, другая - белая)

- Какого цвета лапы? (Красные)

- Какого цвета клюв? (Красный)

- Что находится на голове пингвинёнке? (Глаза)

- Из чего сделаны глаза? (Из кожи)

- Из чего еще можно сделать глаза?

- Давайте вспомним какие виды столбиков вязания крючком вы знаете? (Соед. ст., ст. б\н., ст. с н.)

Основная вязка — столбики без накида.

Физкультминутка

Сегодня на занятии мы будем вязать туловище пингвинёнка. На столе лежат нитки двух цветов. Из ниток чёрного цвета будем вязать спинку пингвинёнка, из ниток белого цвета — брюшко.

Спинка.

- Нитью чёрного цвета набираем цепочку из 7 воздушных петель, обвязываем 7-ю рядами столбиков без накидов. Для расширения туловища делайте больше прибавок. В последних двух рядах столбики не прибавляйте.

Брюшко.

- Нитью белого цвета набираем цепочку из 7 воздушных петель, обвязываем 5-ю рядами столбиков без накида. Прибавки делайте равномерно в начале и конце ряда.

- У каждого на рабочем столе лежит технологическая карта.

Разбираем карту-схему
(обучающиеся читают схему вязания спинки и брюшка игрушки)

- Готовые детали сшиваем чёрной ниткой с изнаночной стороны, выворачиваем и набиваем синтепоном.

- Давайте вспомним, как нужно работать, чтобы не мешать товарищу? (Тихо)

- Как нужно обращаться с крючком, чтобы не поранить товарища? (Не размахивать)

- Как нужно передавать ножницы? (Кольцами к соседу)

- Как нужно сидеть при вязании? (Прямо)

- Есть вопросы по выполнению работы?

- Можете приступать к вязанию.

4. Практическая работа.

Приступаем к работе.

1) Берём нитку для вязания чёрного цвета и начинаем вязать спинку смотря на схему.

- У кого какие будут вопросы, можете спросить.

2) Берём нитку для вязания белого цвета и вяжем по схеме брюшко.

Звучит музыка детских песен (про пингвинёнка)

Дети работают самостоятельно. Педагог контролирует работу, помогает тому, у кого возникнут вопросы и у кого не получается.

Когда обе детали готовы, дети сшивают и набивают синтепоном.

 Туловище готово.

Во время работы проводится разминка для пальчиков.

(Этюд “Божья коровка”)

- Представьте себе, что к вам на руку сел хорошенький жучок.

- Покажите, как он ползёт, щекочет лапками вашу руку, ползёт по ладони, вдоль руки, переползает на другую руку. Хоп! Вот и улетела. Выполните движение обеими руками.

Проводится гимнастика для глаз.

- У кого какие есть вопросы?

Теперь, когда туловище пингвинёнка готово положим их на один общий стол и рассмотрим.

- Кто видит какие неточности, ошибки? (Неаккуратно связано, пропущены петли, нет прибавок, плохо набито наполнителем, неаккуратно соединены детали).

Вы должны учесть все ошибки при дальнейшем вязании.

На следующем занятии мы продолжим вязать детали игрушки-амигуруми

- Молодцы, вы все сегодня справились с работой.

6. Уборка рабочего места.

- А теперь убираем свои рабочие места.

- До свидания.

Ход занятия (второе)

Дети собираются в кабинете и готовят своё рабочее место для работы, раскладывают на столах необходимые материалы и инструменты.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте дети! Прежде чем приступить к занятию, проверьте, есть ли у вас всё необходимое: нитки для вязания чёрного, белого и красного цветов, крючок, вата или синтепон, обрезки кожи, нитки катушечные чёрного цвета, клей ПВА, ножницы.

2. Беседа педагога по теме.

- А сейчас я хочу вам рассказать что-то интересное о пингвинах.

Пингвина можно считать животным высшей степени необычным и загадочным, поэтому и неудивительно, что он привлекает внимание многих людей. Так пингвина можно встретить во многих литературных произведениях, в том числе у Горького и Семёнова-Спасского. Также было снято несколько мультипликационных картин, например “Приключение пингвинёнка Лоло”, кого мы с вами и вяжем, и ещё один мультфильм “Лови волну!”, ведь пингвины пользовались особым вниманием со стороны детей. Среди других любопытных фактов следует отметить существование хоккейной команды “Питтсбург Пингвинз” выступающей в сильнейшей хоккейной лиге планеты, а также то, что пингвин является одним из официальных символов компании linux.

3. Объяснение задания.

Сегодня мы продолжаем свою работу, будем вязать остальные детали игрушки.

- Давайте вспомним, какие детали игрушки мы связали? (Туловище)

- Сегодня будем вязать голову, клюв и крылья пингвинёнка.

Голова.

- Посмотрите на образец, какого цвета голова? (Белая с чёрным)

Голову начинайте вязать белой пряжей. Вокруг колечка из 4-х воздушных петель свяжите 8 столбиков без накида, во втором и третьем рядах прибавьте по 5 столбиков. Смените пряжу на чёрную и ещё в двух рядах прибавьте по пять столбиков. Провяжите 5 рядов, не меняя число столбиков, затем вяжите, убавляя столбики в обратном порядке. Когда отверстие будет небольшим, игрушку набейте и только потом закройте вязание.

Клюв.

Для клюва цепочку из 3-х воздушных петель обвяжите 2-мя рядами столбиков без накида. Прибавки столбиков у начала и конца воздушной петли.

- А теперь посмотрите на карту-схему вязания головы и клюва

Разбираем карту-схему
(обучающиеся читают схему вязания головы и клюва игрушки)

 

Крылья.

- Каждое крыло пингвина состоит из двух одинаковых частей — чёрной и белой. Цепочку из 6-и воздушных петель обвяжите 4-мя рядами столбиков без накида. Для расширения крыла делайте прибавки с одной стороны. Всего должно получиться четыре детали: две - белые, две – чёрные. Далее крылья соединяем крючком с лицевой стороны ниткой для вязания чёрного цвета.

- Теперь посмотрите на схему крыла.

Разбираем карту-схему
(обучающиеся читают схему вязания крыла игрушки)

- Давайте вспомним, как нужно работать, чтобы не мешать товарищу? (Тихо)

- Как нужно обращаться с крючком, чтобы не поранить товарища? (Не размахивать)

- Как нужно передавать ножницы? (Кольцами к соседу)

- Как нужно сидеть при вязании? (Прямо)

- Есть вопросы по выполнению работы?

- Второе крыло вяжется аналогично первому. Можете приступать к вязанию.

4. Практическая работа.

(Звучит музыка детских песен)

Дети работают самостоятельно. Педагог контролирует работу, помогает тому, у кого возникнут вопросы и у кого не получается. Берём нитку для вязания белого цвета и начинаем вязать голову по карте-схему. Связать 5 рядов белой нитью, меняем ее на черную. Набиваем голову наполнителем, закрываем.

- У кого какие будут вопросы, можете спросить.

Голова готова.

Физкультминутка

Берём нитку для вязания красного цвета и по схеме вяжем клюв.

Клюв готов.

Берём нитку для вязания чёрного цвета и вывязываем первую деталь крыла смотря на схему. Аналогично вяжем вторую деталь.

Берём нитку для вязания белого цвета и вывязываем третью деталь крыла смотря на схему. Аналогично вяжем четвёртую деталь. Крылья соединяем крючком с лицевой стороны.

Крылья готовы.

Во время работы проводится разминка для пальчиков.

Лена варежки вязала -
Петли все порастеряла.
Призадумалась сначала,
Огорчаться уж не стала.
- Раз, два, три, четыре, пять -
Ну-ка, петли, встаньте в ряд!

Выполните движение обеими руками.

Проводится гимнастика для глаз.

5. Итоги работы. Анализ выполненного.

- Теперь, когда голова, клюв и крылья пингвинёнка готовы, положим их на один стол и рассмотрим.

- Кто видит какие неточности, ошибки? (Неаккуратно связано, пропущены петли, нет прибавок, много прибавок, плохо набито наполнителем, неаккуратно соединены детали)

- Вы должны учесть все ошибки при дальнейшем вязании.

На следующем занятии мы продолжим вязать детали нашей игрушки и займёмся ее оформлением.

- Молодцы, вы все сегодня справились с работой.

6. Уборка рабочего места.

- Убираем свои рабочие места.

- До свидания.

 Ход занятия (третье)

Дети собираются в кабинете и готовят своё рабочее место для работы, раскладывают на столах необходимые материалы и инструменты.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте дети! Прежде чем приступить к занятию, проверьте, есть ли у вас всё необходимое: нитки для вязания чёрного, белого и красного цветов, крючок, вата или синтепон, обрезки кожи, нитки катушечные чёрного цвета, клей ПВА, ножницы, все детали игрушки, которые вы вязали на прошлых занятиях (туловище, голова,клюв, крылья).

2. Беседа педагога по теме.

- Девочки, вы свяжите игрушку и какое применение вы ей найдете?

(Ответы детей. Поздравить своих родных и близких
с праздником Нового года)

- Несмотря на длину и седину бороды деда Мороза, традиция отмечать Новый год, привычным образом, не столь уж древняя. В России 1 января стало днём начала нового года только с 1700 года, когда Пётр I ввёл календарь, принятый в Европе, с летосчислением от Рождества Христова.

В языческие же времена начало года относили на весну, период возрождения природы. Главным символом праздника, как и сейчас, было дерево, но не ель, а цветущая вишня, И если бы эта традиция сохранилась, то популярная песенка, наверное, звучала бы так: “В лесу родилась вишенка...”

- Новый год самый любимый праздник и у детей, и у взрослых. Он самый таинственный и необычный. Есть в нём волшебная магия сказки: запах свежей хвои, мерцающие огоньки свечей, вкус мандаринов. Его ждут и готовятся к нему не за день, не за два, а за месяц.

- Как готовятся? (Продумывают и придумывают карнавальные костюмы, изготавливают маски, делают игрушки на ёлку, мастерят подарки)

Этот праздник был любим во все времена — как 100 лет назад, так и сейчас. Представьте: на дворе-декабрь. Вечереет. За окошком темно, идёт лёгкий снежок, а рукодельницы знай себе работают-мастерят вместе с ребятишками игрушки на ёлку и подарки родным и близким к Новому году. Подарок должен быть интересным и необычным, так как Новый год — это волшебный праздник. Каждый подарок надо красиво оформить.

3. Объяснение задания.

- Сегодня мы продолжаем свою работу, будем вязать недостающие детали пингвиненка и оформлять его. Надо его оформить так, чтобы он понравился другим людям, а для этого нужна ваша фантазия, выдумка, ваше творчество.

- Давайте вспомним, что вы вязали на прошлых занятиях? (Туловище, голова, клюв, крылья)

Нам осталось связать лапы и хвост.

Лапы.

- Лапы вяжем из красной пряжи. Набираем цепочку из З-х воздушных петель, для расширения прибавляем на каждой второй петле. Число столбиков должно быть равно 12-и. Вяжем ещё три ряда. Чтобы деталь была продолговатой, слегка потяните её. Лап должно быть четыре.

- Почему?

- Будем сшивать по две лапы вместе, для устойчивости пингвина.

Разбираем карту-схему
(обучающиеся читают схему вязания лап игрушки)

Хвост.

Хвост у пингвина чёрный. Набираем цепочку из 3-х воздушных петель. Делаем прибавки на каждом ряду до 17-и петель. Получился конус.

Разбираем карту-схему
(обучающиеся читают схему вязания хвоста игрушки)

 

Физкультминутка

- Давайте вспомним, как нужно работать, чтобы не мешать товарищу? (Тихо)

- Как нужно обращаться с крючком, чтобы не поранить товарища? (Не размахивать)

- Как следует передавать ножницы? (Кольцами к соседу)

- Как нужно сидеть при вязании? (Прямо)

- Есть вопросы по выполнению работы?

- Можете приступать к работе.

4. Практическая работа.

Звучат детские песни (о животных, о Новом годе)

Дети работают самостоятельно. Педагог контролирует работу, помогает тому, у кого возникнут вопросы и у кого не получается.

- Берём нитку красного цвета и вяжем лапы по схеме , их должно быть четыре. Когда лапы будут готовы сшиваем их по две вместе. Лапы готовы.

Берём нитку чёрного цвета и вяжем хвост по схеме. Лапы и хвост готовы.

Во время работы проводится разминка для пальчиков и гимнастика для глаз.

- Теперь сшиваем все детали.

- Как нужно обращаться с колющимися предметами? (Не размахивать и не ходить с ними по кабинету)

Дети сшивают все детали пингвиненка под руководством педагога.

Вырезают из кожи глаза и приклеивают их пингвину.

Работа готова.

Физкультминутка

5. Творческая работа.

- Подумайте, как можно оформить пингвиненка Лоло.

(Ответы детей)

Каждый ребёнок придумывает своё оформление:

- связать шарф;

- связать шапку-колпачок;

- сделать из ниток чупчик;

- если это девочка, то связать бантик;

- поставить на льдинку.

Работа готова и оформлена.

6. Итоги работы. Анализ выполненного.

- С какой целью вязали пингвиненка? (Подарки к Новому году)

- Я вижу, что вы все очень постарались, и игрушки — амигуруми получились красивые и весёлые.

Все работы выставляются на выставку, обсуждая делают замечания друг
другу, находя неточности, ошибки, недостатки.

- Постарайтесь в дальнейшем таких ошибок больше не делать при вязании аналогичных поделок.

7. Уборка рабочего места.

- Спасибо всем за хорошую работу. Теперь убираем свои рабочие места.

- До свидания.

Библиография

  1. “Детская хрестоматия”, изд.: М., 1995 г.
  2. “Детская хрестоматия”, изд.: М., 1995 г.;
  3. Журнал “Ручная работа”.
  4. Журнал “Коллекция идей”.
  5. С.Ф. Тарасенко “Вязаная игрушка”, Минск. “Полымя” 1997.

 Технологическая карта изготовления поделки (Приложение)