Использование мнемотаблиц при формировании грамматического строя речи у детей с ОНР

Разделы: Логопедия


Овладение грамматическим строем речи начинается на втором году жизни. В этот период, в возрасте около полутора лет, ребенок от употребления отдельных слов переходит к речи фразами. Именно в связи с этим у него и возникает потребность в овладении правилами связи слов друг с другом для выражения какой-то законченной мысли.

Первые предложения детей очень несовершенны, слова в них еще не согласуются друг с другом. Это так называемые детские аграмматизмы, при которых слова связываются между собой как бы вопреки законам грамматики. Такие аграмматизмы свойственны всем без исключения детям и при нормальном ходе речевого развития исчезают не позднее четырехлетнего возраста без всякой специальной помощи.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, так же грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Учитывая особенности и потенциальные возможности формирования и развития грамматического строя речи у детей с ОНР, мною были разработаны мнемотаблицы, помогающие образовать и ввести в речь существительные, прилагательные, глаголы.

С помощью данных мнемотаблиц решаются следующие задачи:

  • формирование практических навыков словоизменения и словообразования;
  • закрепление грамматических категорий;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие связной речи.

Приведу фрагменты занятий с использованием мнемотаблиц (Приложение)