Рабочая программа учебного курса "Краеведение" (5-й класс)

Разделы: История и обществознание, Коррекционная педагогика

Класс: 5


В соответствии с рекомендациями Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (приказ от 02.06.2004 г. №1271) и учебным планом МОУ Рассветовской СОШ на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности вводится региональный компонент.

Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. 

Курс «Краеведение» для 5 класса разработан  учителем  I категории МОУ Рассветовской СОШ  Ковалевой С.Н..  Данный курс составлен на основе программы  «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений (авторы О.Г.Веряскина,   В.В.Саянин.,  Ростов-на - Дону., « Донской издательский дом», 2005г.)  в  соответствии с региональным  компонентом государственного стандарта общего образования по истории (история Донского края). Программа рассчитана на 35 часов  из расчёта   1 час в неделю.

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов Дона. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.

Цели курса:

  • формирование    представлений о древней истории края как части общемировых процессов;
  • воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
  • развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;
  • способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания.          

Задачи курса:

  • пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
  • дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном  своеобразии родного края;
  • обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших  традиций духовной жизни региона;
  • развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
  • расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
  • воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;
  • воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;
  • формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
  • развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.

Для реализации  программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются  нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая конференция, ролевая игра и другие.

Используются современные педагогические технологии:

  • проблемное обучение;
  • проектные методы в обучении;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • использование исследовательского метода в обучении;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • технология «Развитие критического мышления» и др.

Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает традиционные письменные работы – самостоятельные и контрольные работы.

  • Контрольная  работа:  по теме «Донской край в древности».
  • Самостоятельная  работа: по теме «Киммерийцы и скифы ».

Практические  работы:

  • знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка, описание.
  • Составление генеалогического древа моей семьи.

Творческие работы:

  • по темам «Один день из жизни сарматского поселения», «Амазонка». «Я – сарматский воин».
  • «Рассказ моей (моего) бабушки (дедушки) о памятном историческом событии.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

  • место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории;
  • последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;
  • источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;
  • хронологические рамки появления первых стоянок людей каменного века на территории Нижнего Дона;
  • виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения Донского края.

 Уметь:

  • описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;
  • осмыслять доступный для их возраста исторический материал;
  • объяснять значение основных понятий;
  • соотносить историю своей семьи, поселка с региональной историей;
  • вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, поселка, Донского края;
  • показывать на карте и описывать географическое положение Ростовской области как административно-территориальной единицы, представляющей Донской край;
  • составлять своё генеалогическое древо.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);
  • объяснения уклада жизни своей местности, посильного участия в решении проблем местного сообщества.

Так как  некоторые учащиеся обучаются по программе СКОУ  VII вида, в рабочую программу вносятся коррекционно-развивающие задачи:

1. Коррекция и развитие психофизиологических функций:

– пространственных представлений,
– темпа деятельности,
– объема слухового (зрительного) восприятия,
– устойчивости слухового (зрительного) восприятия,
– развитие цветовосприятия.

2. Обогащение кругозора, общей осведомленности:

– формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности,
– формирование временных представлений.

3. Коррекция и развитие личностных компонентов познавательной деятельности:

– активности, познавательного  интереса,
– учебной мотивации,
– учебной мотивации,
– самостоятельности,
– произвольности, волевых качеств,
– эмоциональной сферы,
– потребности в преодолении собственных недостатков,
– умений ориентироваться в задании,
– умений планировать предстоящую работу.

4. Коррекция и развитие психических процессов:

– объема внимания,
– переключение внимания,
– распределение внимания,
– устойчивости внимания,
– объема слуховой (зрительной, моторной, комбинированной) памяти,
– процессов запоминания (сохранения, воспроизведения)
– краткосрочной (долговременной) памяти,
– процессов сравнения (умений сравнивать, находить общее и различное),
– уровня обобщения (умений находить обобщенные понятия, осуществлять  практическую группировку),
– умений классифицировать, систематизировать,
– логического мышления,
– абстрактного мышления (умений отвлекаться, абстрагироваться от конкретного), понятийного мышления,
– наглядно-образного, образного мышления.

5. Коррекция и развитие навыков коммуникации, общения:
– умений слушать собеседника,
– умений понимать,
– навыков  эффективного  невербального взаимодействия,
– ораторских умений и навыков,
– толерантности, терпимости к мнению другого человека,
– приемов сдерживания импульсивных реакций,
– приемов и методов релаксации,
– тревожности (беспокойства, страхов, застенчивости),
– тренировка взаимодействия со сверстниками, взрослыми.
Учитывая особенности  учеников  обучающихся по программе СКОУ  VII вида должен регулироваться  объём заданий,   применяться особые приёмы стимуляции их усилий.  Для эмоционального восстановления  используются произведения живописи, скульптуры и т.п.   В программе предусмотрены вводные и повторительно – обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся познавательной деятельности.

Содержание программы

Раздел I. Введение.  Донской край в древности – 23 часа.

Введение – 1 ч.

Географическое и культурно-историческое пространство Донского региона. Почему наш край называют Донским? Направления краеведения: историческое, географическое, литературное и т.д.

Тема 1. Источники комплексного изучения родного края – 3 ч.

Источники знаний о прошлом. Методы изучения прошлого и настоящего родного края. Науки-помощницы истории. Топономика –  язык земли Донской. Этнография об обычаях и традициях жителей нашего края. Археология – сочетание тщательного наблюдения, описания и анализа, научных методов, тяжелой физической работы, воображения и догадок. Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия. Семейные архивы как исторический источник. Практическая работа – знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка, описание.

Тема 2. Первобытные племена на территории Дона – 5 ч.

Донской край в трудах выдающихся ученых древности. Археологические памятники Ростовской области. Археологическая периодизация древнейшей истории Дона (каменный, меднокаменный, бронзовый, железный века). Заселение Нижнего Дона первобытными людьми. Первые стоянки. Основные занятия населения. Орудия труда. Изменения в жизни людей на протяжении каменного века. Поселения Матвеев курган II, Ракушечный Яр. Влияние климата и природных условий на образ жизни человека. Начало эпохи металлов. Поселение Константиновское. Занятия населения. Зарождение торговых отношений с племенами Кавказа. Следы гончарного т металлургического производства. Ливенцовское поселение. Воинственность и борьба пастушечьих племен. Курганы как исторические источники: назначение, особенности конструкции.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Первобытные племена на территории Дона».

Тема 3. Таинственные киммерийцы – 1 ч.

Первый известный народ на территории нашего края. Вещественные и письменные источники. Памятники  культуры. Образ жизни, занятия, быт. Греческие авторы о народе киммерийском. Военное искусство киммерийцев. Борьба со скифами. Поединок киммерийских царей и его значение.

Тема 4. Скифы – 3 ч.

Кто такие скифы и откуда они пришли в донские степи. Греческие авторы о Скифии. Скифы – кочевники, скифы – пахари, царские скифы. Расселение, занятия, быт, верования. Скифы – воины. Скифы в войне с персидским царем Дарием. Общественная организация. Контакты с соседними племенами и греческим миром. Влияние греческой культуры на скифскую. Скифский «звериный стиль». Мужская и женская одежда, украшения.
Самостоятельная работа по темам: киммерийцы и скифы.

Тема 5. Греки на Дону – 5 ч.

Причины Великой греческой колонизации. Проникновение греков на берега Азовского моря и устье Дона. Трудности освоения Приазовья. Первые поселения. Кремны – первое поселение греков в Приазовье? О чем спорят ученые?     Елизаветинское городище. Занятия – рыбная ловля, скотоводство, земледелие, ремесла. Торговля – одно из основных занятий поселенцев. Танаис – город боспорских греков. Танаисские укрепления. Особенности городской застройки. Жители Танаиса: греки, миоты, сарматы. Городское самоуправление. Культура, быт.  Танаис – город греческой культуры. Верования. Набеги кочевников. Разрушения Танаиса гуннами.
Урок-экскурсия: Танаис – исторические реконструкции. (Судьбы  и  биографии  жителей Танаиса.  Экскурсии  по древнему Танаису).

Тема 6. Сарматы – 5 ч.

Савроматы. Греческие авторы о сарматах. Особое положение женщин в сарматском обществе. Легенды об амазонках. Сокровища сарматской царицы из кургана Хохлач. Сарматские союзы племен (аланы и др.). Занятия сарматов, быт, общественное устройство. Паниардис и Патарва – города сарматов. Сарматы – воины. Великое переселение народов. Готы на Дону. Нашествие гуннов.
Творческая работа: написать рассказ на одну из предложенных или самостоятельно выбранных тем:

  • «Один день из жизни сарматского поселения».
  • «Я –  сарматский воин».
  • «Амазонка».

Контрольная работа по теме: «Донской край в древности».

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

Познавательная деятельность:использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение).
Информационно-коммуникативная:адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Рефлексивная:оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.
Деятельность учителя: разработка памяток, алгоритмов, схем, таблиц.

Раздел II. Моя малая Родина – 12 ч.

Тема 1. Мой дом.– 4 ч.

Связь поколений. Семейные традиции, реликвии. Нравственно-ценностные ориентации поколений. Судьба моей семьи в судьбе края, страны. Что такое генеалогическое древо, правила его составления. Фамильный герб, герб города, герб страны. Правила их создания.
Практическая работа: «Составление генеалогического древа моей семьи».
Творческая работа: «Рассказ моей (моего) бабушки (дедушки) о памятном историческом событии».

Тема 2. История моего поселка.– 3 ч.

История возникновения, развития поселков Рассвет, Мускатный, Степной, Красный Колос. Выдающиеся люди. Посещение школьного музея.

Тема 3. Родная школа – история и традиции.– 1 ч.

Источники сведений об истории нашей школы. Основные этапы. Педагоги разных поколений. Судьбы воспитанников. Традиции школы. Современная жизнь школы.

Тема 4. География моего  поселка.– 4 ч.

Рельеф местности. Климат, его влияние на условия жизни и деятельности жителей. Внутренние воды. Почвы, их использование и охрана. Растительный и животный мир. Экология поселка. Население: численность, виды деятельности, национальный, этнический состав. Культурная жизнь. Проблемы и перспективы.   

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

Познавательная деятельность:определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов
Информационно-коммуникативная:владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение.
Рефлексивная:владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия
Деятельность учителя:умение оценивать результаты учебной деятельности учащихся.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Учебник: Веряскина О.Г.  История Донского края  (с древнейших времён до конца XVI в.) 5-6 кл. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2009.
  2. Астапенко М. П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родной земли. Учебное пособие. «Баро-Пресс» .2004.
  3. Бойко А.Л. В поиска древнего Танаиса: Из истории изучения Недвиговского городища в дореволюционный период. Ростов-на-Дону, РГУ, 2002.
  4. Веряскина О.Г. История Донского края. Учебно-методические материалы. 5-6 кл. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2005.
  5. Веряскина О.Г. Страницы истории Донского края для начальной школы.  Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2006.
  6. Гуркин С.В. К вопросу об исторической географии половецких земель. Дон и Северный Кавказ в древности и средние века. Ростов-на-Дону, РГУ, 1990.
  7. Изучаем свой край: учебное пособие/ под общ. ред. Г.П.Долженко.  Ростов-на-Дону, 1997.
  8. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года/ учебное пособие. Под ред. Ф.И.Нарежного, Н.В.Самариной. Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 2001.
  9. Нагорный Б., Левченко В.   На донском меридиане: учебное   пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: кн. изд-во, 1994.
  10. Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению.  М.Просвещение. 1995.
  11. Флерова В.Е. Образы и сюжеты мифологии Хазарии. Иерусалим – Москва: Гешарим – Мосты культуры. 2001.

Дополнительная литература для обучающихся:

  1. Астапенко Г.Д. На тихом, на вольном Дону… Ростов-на-Дону, 1998.
  2. Астапенко М.П. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов.   Ростов-на-Дону, 1991.
  3. Астапенко М.П. История донского казачества. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2005.
  4. Астапенко М.П.   Донские казаки 1550-1920.   Ростов-на-Дону. «Логос». 1992.
  5. Картины былого Тихого Дона.  т.1. М., «Граница», 1992.
  6. Крюков Ф.Д. Рассказы. М, 1990.
  7. Лебеденко П.В. Сказки Тихого Дона. Ростов-на-Дону, 1996.
  8. Линевский А.   Листы каменной книги.   М, 1992.
  9. Мифы и легенды древней Греции (любое издание).
  10. Петров (Бирюк) Д.И. Дикое поле. КН. 1-3, Ростов-на-Дону, 1945.
  11. Чеснок В.Ф.  Вначале была легенда: Рассказы о Танаисе. Ростов-на-Дону, Рост. кн. изд-во, 1987.
  12. Чеснок В.Ф. Античный мир юга России. Танаис. Продолжение легенды. Издательство «NB», 2005.
  13. Шолохов М.А. Донские рассказы  (любое издание).       

Приложение 1

Приложение 2