Второстепенные члены предложения. Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели: формировать умение правильно строить ответы; формировать навык синтаксического разбора предложения; отрабатывать навык нахождения в предложении обстоятельства; воспитывать уважительное отношение ко всем профессиям.

Презентация.

I. Рефлексивный круг.

Учитель: - Что необычного заметили?

Уч.:- Выберите цвет, соответствующий настроению, возьмите открытки с изображением цветов и подойдите ко мне.

Что вспоминаете глядя на открытки?

Что хочется сказать об этих цветах?

Чем похожи они на людей?

Что общего у цветка с вами, с уроком?

Каким вы хотите видеть урок? (Запоминающимся, тёплым, полезным, живым, познавательным, научным). На доске появляется солнышко с лучиками.

II. Планирование деятельности.

Уч.:- Посмотрите на свои карточки и спланируйте, чем займемся на уроке. (Раскладывая карточки, дети видят, что на уроке они будут: работать в группах, со словарём. Уделят внимание фразеологии, будут закреплять изученный материал, получат новую информацию, будет проведена фонетическая работа. (слайд 1)

III. Каллиграфическая минутка.

1.Вступительная беседа.

Уч.: - Небольшая разминка. Надо вписать слово в "воротца".

/ / / / / / / / / / / / / / / /

- Трудно? Не знаете, какое слово? Даю подсказку. (запись на доске)

Кожухдин сущ, 1 скл.

ьлистроте / / / / / / / / / / / / / / / /

женерин

торахртеаик

Уч.: - Попробуйте выстроить логическую цепочку, что нужно сделать, чтобы угадать слово? (Приложение 1)

Уч-к: - собрать слово;

- найти общий признак, объединяющий все 4 слова;

-используя правила каллиграфии, записать слово в "воротца".

2. Работа в группах.

а) самостоятельная работа:

Уч.: : По одному представителю от групп подойдите ко мне и вытяните карточку.

(Дети самостоятельно в своей группе распределяют поручения).

Собирают слово.

Записывают в транскрипции.

Подбирают схему.

Находят толкование слова в словарях.

б) коллективная проверка: (во время проверки на доске появляется запись) Уч-к: - количество букв соответствует количеству звуков и нет расхождений в написании и произношении.

Строитель - [страит'ил']

Уч-к: - Количество букв больше, чем звуков и есть расхождения в написании и произношении.

Инженер - [инжын'эр]

Архитектор - [арх'итэктар]

Уч-к: - количество букв и звуков совпадает, есть расхождения в написании и произношении.

Сведения из толкового словаря:

Уч-к: - количество букв и звуков совпадает, есть расхождения в написании и произношении.

Художник - человек, который творчески работает в какой-нибудь области искусства.

Строитель - специалист по строительству, строительным работам.

Инженер - специалист с высшим техническим образованием.

Архитектор - специалист по архитектуре, зодчеству.

Уч: - Так какое слово может объединять все эти слова?

Уч-к: - профессия

Учитель: - Впишите в "воротца" (дети объясняют как записать слово, применяя правила каллиграфии, проверяют "Эталоном правильного письма"). (Слайд 2)

IV. Словарная работа.

Уч: - Что скажете о слове профессия? (Словарное слово; 4 слога, есть длительный звук [праф'эс???иj?а], можно поделить на группы с точки зрения каллиграфии)

1 гр. - ф, е, и, я - "секрет" имеется в написании этих букв (Технология письма с "секретом" В.Илюхиной).

2 гр. - п,р,о,с - без "секрета"

1 гр. - ф, р - выходит за пределы строки.

2 гр.-п,о,е,с,и,я - не выходит за пределы строки.

Лишняя буква Я - соединение на 1/3 размера маленькой буквы.

V. Проверка своей деятельности на данном этапе.

Уч: - без каких знаний мы не можем записать ни одно слово? (Без знаний каллиграфии).

- какие знания нам еще необходимы для того, чтобы записать слово? (Без знаний орфографии).

Уч: - Выполнив эти задания мы заложили фундамент дома, который будем строить на протяжении всего урока. (Слайд 3)

- каким еще наукам уделили внимание? (Фонетике и лексике). (Слайд 4,5)

Уч: - Я вас попрошу отразить в графиках результаты вашей работы. Какой вклад внес каждый из вас?

(Каждая группа выстраивает графики на своих мольбертах).

Уч: - На ваших столах лежат фразеологизмы. Для какого вида работы вы могли бы выбрать тот или иной фразеологизм. Обоснуйте свои ответы.

(Все группы выбирают из данных фраз подходящую к науке каллиграфии).

Дело мастера боится.

Не учась и лаптя не сплетешь.

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Не стыдно не уметь, стыдно не учиться.\

(К науке орфографии)

Зри в корень.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Неграмотный - что слепой.

V. Второстепенные члены предложения.

Задание группам.

Уч: - Достаньте из конвертов карточки, прочтите их, выберите текст, подходящий вашей профессии. Группа, которым досталось слово строитель, выбирает текст, соответствующий данной профессии, архитектор - свой текст и т.д.

С древности человечество стремилось разумно строить города. Мастера учитывали рельеф местности и направление господствующих ветров. Города поражают своей красотой и величием, своей монументальностью.

Эпоха Возрождения оставила доказательства развития науки. Существуют дневники и записи с описанием и чертежами технических устройств.

Алексеев является основоположником городского пейзажа в живописи. Гармонично сочетается в его работах строгая красота городской архитектуры. Он создает целостный образ Москвы.

Современная технология домостроения позволяет в короткий срок возводить здания разнообразных типов. Они отличаются количеством этажей и формой самого здания.

(Обосновывают свой выбор).

Уч: - выполнив работу, подберите подходящий фразеологизм.

Варианты групп:

Берись дружно, не будет грузно - 1гр.

Ум хорошо, а два лучше - 2 гр.

Один в поле не воин - 3 гр.

Дерево живет корнями, а человек друзьями - 4 гр.

6. Закрепление пройденного материала.

Уч: - На протяжении последних уроков мы с вами работали над синтаксическим разбором предложений. Пришли к выводу, что каждый второстепенный член предложения "сидит на своем стуле". (Прил.2)

День клонится к вечеру.

Мороз утих к вечеру.

К обеду дождь прошел.

К обеду подали салат из молодой редиски.

Меня не оставляла мысль о поездке.

Нас поразил своей красотой дом у дороги. (вопрос где? какой?)

О приближающейся катастрофе нс оповестили через газеты. (как? каким образом? через что?).

Уч: - Вспомнили? А теперь прочтите и разберите выделенное предложение.

(Дети выбирают по желанию любой уровень).

1в. - разобрать по членам предложения;

2в. - разобрать и составить схему к предложению;

Зв. - составить предложение к схеме.

Уч: - Выберите фразеологизм, соответствующий выполненной работе.

Ломать голову - 1гр.

Гибкость ума может заменить красоту - 2 гр.

Высшим отличием человека является упорство в преодолении жестких препятствий - 3 гр.

Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству - 4 гр.

Уч: - Давайте закончим строительство нашего дома. (Слайд 6,7,8)

Уч: - Чтобы закончить строительство нашего дома давайте подведем итог работы в группе. Закончите строительство графиков. Обоснуйте свое решение. (Дети сами отмечают, кто из них какой вклад внес для своей группы)

Уч: -Давайте вернемся к началу урока. Вы хотели, чтобы урок был запоминающийся? Что запомнили?

Хотели, чтобы урок был теплым? (Взаимовыручка, хорошая, добрая атмосфера...)

Чтобы урок нес полезную информацию. (Узнали о 4 профессиях...)

Хотели, чтобы урок был живой. (Активно работали...)

Научный (сотрудничали с науками)

Посмотрите сколько оттенков у нашего урока. (6 как у радуги).

А когда появляется радуга? (После дождика, когда выглядывает солнышко).

Можем мы это отнести к нашему уроку? (Докажите).

Приложение 2.