Классный час "Театр вчера, сегодня, завтра"

Разделы: Классное руководство


Цели внеклассного мероприятия:

– обучающая: познакомить учащихся с театральным искусством;
– развивающая: развивать кругозор, коммуникативные умения, воображение, внимание, память, эстетическое чувство;
– воспитательная: воспитывать толерантность, ответственность, инициативность, способствовать развитию классного коллектива.

Подготовительная работа:

– по возможность сходить с ребятами в театр, устроить экскурсию по зданию театра, встретиться с актерами;
– подготовить карточки с кроссвордами на две команды;
– подготовить 6 разноцветных карточек по истории театра в виде мозаики.

Оформление и оборудование:

– украсить кабинет театральными масками;
– подготовить ширму для конкурса, различных кукол (игрушек)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Театры всякие бывают,
И чего в них только нет!
Здесь спектакли вам сыграют:
Драму, оперу, балет.
Здесь на сцене можно встретить
Разных кукол и зверей.
Театр очень любят дети,
Так пойдем туда скорей!

– Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Ему ни раз предрекали гибель, но он каждый раз выживал – выдерживал конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением, и с компьютером. Преодолевая границы и языковые барьеры, оно являет миру новые открытия.
Путешествие начинается.
В разные времена театральное искусство призвано было то развлекать, то воспитывать. И с этим театр справлялся – его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Театр всегда сравнивали с храмом, осуждая «низкие нравы и заблуждения пробуждает людей к жизни достойной», для Н.В. Гоголя он был кафедрой, «с которой можно много сказать миру добра». Театр – искусство не одного человека, а коллективное. Спектакль – это результат деятельности многих людей.
В театре сочетаются многие виды искусств: музыка, живопись, танец. В зависимости от преобладающего жанра выделяют несколько видов театра. Вспомните, какие бывают театры, закончив стихотворения.

Мы первый раз сюда пришли,
Когда мы были малыши.
На сцене почти нет людей
В театре КУКОЛ для детей.

На стене появилось пятно.
То в зайца, то в волка превращалось оно.
Фонарь вдруг погас – и нету зверей,
Это был театр ТЕНЕЙ.

Сей жанр родился в США.
Сейчас популярен, как никогда.
Послом назначен был Notre Dame,
Я представляю МЮЗИКЛ вам.

От латинского слова «танцевать»
Этот театр стали все называть.
Куда купила я билет?
Вечером вместе идем на БАЛЕТ.

Все девять муз объединились,
В эстрадных сценках воплотились.
В подвале ночного кафе
Приветствует вас театр – КАБАРЕ.

Жест – главнее, чем слова,
Пластика актера очень важна.
Без звука сюжет разыграли
В театре ПАНТОМИМЫ мы побывали.

Здесь не актеры, а певцы
Для нас играют, и все мы
Услышим арию от них,
ОПЕРУ однажды посетив.

Он был основан в 20-м году.
К нему по ступенькам я долго иду.
Совершались гастроли в разные страны
Липецким театром ДРАМЫ.

– Театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли. Здание театра: зрительный зал, фойе и волшебное закулисье удивительный мир.
(Можно перед проведением мероприятия сводить детей в театр на спектакль, если получиться на экскурсию по зданию театра с просмотром закулисья).
Вспомним, как устроен театр, заглянем за кулисы.

Ребята собирают разрезную картинку (Приложение 1)

– А.С. Пушкин считал, что театр родился на площади для народного гуляния. Истоки театра уходят в народное творчество, и прежде всего в обряды. Прощаясь с надоевшей зимой, люди сжигали ее чучело, встречали весну, задабривали богов.

Игра «Кострома» (проводы зимы)

Выбирается один ведущий – Кострома. К нему по очереди приходят в гости и зовут с собой играть, в поле работать, песни петь и т.д. А Кострома придумывает себе болезни, изображая плохое самочувствие, на что гости должны предложить ей лекарство. Кострома постепенно умирает.

Пример:

Кострома, Кострома, пойдем с нами играть.
Не могу, нога болит. А ты мазью полечи. Не помогает...
Ну, тогда верное средство – костыль возьми.
Кострома, Кострома, пойдем с нами в лес.
Не могу, голова болит. Ты таблетки выпей.
Пила, все равно болит. Ляг, поспи. Спала.
Тогда оторви. и т.д.

– Обряды были своеобразной игрой – представленьем. Ее развили первые профессиональные артисты на Руси – скоморохи. «Веселые люди» путешествовали между городами и выступали везде, сцена им не требовалась, а текст придумывали во время игры.

Дети делятся на две команды. Каждая команда готовит инсценировку сказки «Маша и медведь»:

1. Скоморохи с дрессированным медведем и другими животными
2. Скоморохи – кукольники

– Театр существовал и развивался не только на Руси, но и во всем мире. Самый первый театр зародился во времена античности в Древней Греции. Одна эпоха сменялась другой, изменялся и театр.

Ребята делятся на 6 групп. Каждой группе дается название эпохи, необходимо найти карточки с характеристиками театра (отличаются по цветам: название времени совпадает по цвету с описанием театра). Собрав карточки, учащиеся рассказывают об особенностях театра того или иного периода (по ходу выступления учитель вносит дополнения).

Античный театр

Родился в Греции Все роди, в том числе и женские, играли мужчины
В основе спектаклей лежат мифы Из-за больших размеров театра использовались маски

Средневековый театр

Большое влияние оказывала церковь Одно представление продолжалось около месяца
Одним из основных видов была мистерия – описывала религиозные и исторические события Моралите – пьеса, персонажи которой олицетворяли собой определенные понятия: Добро, Зло, Веру, Любовь, Глупость

Театр эпохи Возрождения

Истоки театра – в Италии Возрождались жанры античного театра – комедия и трагедия
Появились декорации Пьесы писали драматурги, например, для театров Англии – В. Шекспир

Театр классицизма и барроко

Во время спектакля декорации не менялись Продолжительность спектакля равнялась продолжительности разыгрываемых событий
Мир театра прекрасен, он противопоставляется жизни, скудной без поэзии и движения Обязательным в спектакле были красивые позы, жесты, выразительные интонации

Театр эпохи Просвещения

Зародилась драма Актеры учили авторский текст наизусть
Пьесы рассказывали о жизни современных людей

Театр романтизма

В спектаклях использовались различные эффекты: тени, шорохи, огонь в камине Большая роль в спектаклях отводится музыке
Описывалась жизнь простых людей Для исполнения роди от актера требовались эмоции и переживания

– Таким был зарубежный театр. А как изменился русский театр со времен скоморохов, вы узнаете, разгадав кроссворд.

Две команды отгадывают кроссворд (Приложение 3)

– В ключевом слове получите: основатель Московского Художественного театра, основоположник драматического искусства в России

В конце мероприятия всем участникам раздаются сувениры – монетки, служившие входными билетами в античном театре (Приложение 2)