Метод проектов как современный инновационный подход к изучению русского языка

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


В последние годы в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов. Ведь сегодня важно сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Метод проектов позволяет решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. Проект является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства учащихся, так как работа над проектом предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, участия в работе факультативов, лингвистических кружков, клубов любителей русского языка. Проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра), учит детей анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения своим результатом.

Метод проектов не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших отметок.

Типы проектов:

  • Литературно-творческие проекты – это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, стран мира, социальных слоев объединяются в желание творить, вместе написать какой-нибудь рассказ, повесть, сценарий видеофильма.
  • Языковые проекты (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, поскольку касаются проблемы русского языка.
  • Культуроведческие проекты связаны с историей и традициями русского народа.
  • Музыкальные объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Возможно, это будут аналитические проекты или творческие, в которых ребята будут совместно сочинять какие-то музыкальные произведения.
  • Исторические позволяют их участникам исследовать самые разнообразные проблемы.

По характеру контактов проекты бывают разных видов:

  • Внутренние или региональные (в пределах одной страны).
  • Международные (участники проекта являются представителями разных стран).

По продолжительности выполнения проекты бывают:

  • Краткосрочными, которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета.
  • Средней продолжительности (от недели до месяца).
  • Долгосрочные (от недели до нескольких месяцев).

По количеству участников выделяют:

  • Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).
  • Парные (между парами учеников).
  • Групповые (между группами учеников).

Покажем, как воплощается проектный метод в рамках уроков русского языка.

Учебный проект – самостоятельная исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Предъявление результатов проекта может быть различным: научный доклад «Использование односоставных предложений в лирических произведениях А.С.Пушкина», с постановкой проблем и научными выводами о тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; создания словаря современной лексики, проект «Музей русского слова»; создание Общества защиты русского языка и написание его Устава, подготовка компьютерных программ по русскому языку под названием«лингвистические кроссворды».

Интересен подход к подготовке учебного проекта с использованием программ на электронных носителях. Программа «Родной край», которая нацелена на формирование исследовательских умений у обучающихся по курсу краеведения. Так, на уроках русского языка в 5-6 классах предлагается создать проект на тему «Народное искусство моего края»; в 7-8 классах – «Слово наших предков», «Языки каких народов оставили свой след на карте нашего края».

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, умеющего руководить исследовательской деятельностью ученика, а именно – помогать в формулировке проблемы проекта с учетом интересов и возрастных особенностей ученика, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, спланировав ее этапы, помогая распределить задания для каждого участника проекта, проводить консультации, развивать навыки рефлексии.

Развитие творческого потенциала детей способствуют проекты по созданию журналов, газет, иллюстрированных сборников стихов и прозы. Такой проект проходит несколько этапов.

1. Этап – поисково-исследовательский. Учитель формирует цели, задачи, руководит аналитической работой учащихся.
2. Этап – технологический. Участники проекта на этом этапе выполняют первичные наброски, готовят тексты.
3. Этап – практическая реализация проекта. Ученики самостоятельно работают над оформлением журнала, верстальщик текста набирает его, корректор – исправляет ошибки, художник иллюстрирует тексты.
4. Этап – внесение необходимых изменений. Выпускающий редактор редактирует номер журнала, проверяет орфографию и пунктуацию.
5. Этап – заключительный. Представление проекта в форме презентации, отзывов о журнале, читательской конференции.

Обычно к проектной деятельности привлекают учащихся старших классов. Но и в среднем звене можно приобщить детей к созданию проектов. Так, в 5-м классе при изучении темы «Родная земля в стихах и прозе русских писателей и поэтов XIX века» возможен проект, интегрированный с такими предметами, как литература, изобразительное искусство. Результатом такой работы становится иллюстрированный сборник собственных стихов учеников. Цели и задачи проекта: развить творческий потенциал детей; формировать умение работать в команде; формировать чувство патриотизма.

Проект «Мой учебник русского языка» предлагается ученикам для индивидуального исполнения. По сути дела, в ходе реализации этого проекта у ученика возникает собственная рабочая тетрадь по русскому языку, которая способствует не только более полному усвоению материала, но и индивидуализирует учебный процесс. На подготовительном этапе методом «мозгового штурма» ученики совместно обсуждают, какой может быть структура учебника по русскому языку, какие материалы могут быть использованы, какая существует справочная литература. Обсуждается и вид учебника; некоторые ученики предлагают электронный вид. В результате обсуждения создается запись, например, следующего содержания:

  • Краткое определение лингвистического явления «своими словами». Вопросы, которые я задам учителю и одноклассникам.
  • Иллюстрированный материал из произведений художественной литературы.
  • Диктант на изучаемое явление.
  • Творческая работа.
  • Работа над ошибками.
  • Кроссворды, игры, шутки на лингвистические темы.

На втором этапе – технологическом – каждый из учеников подбирает цветовую гамму для своего учебника, выбирает форму предъявления (рукописная или набранная на компьютере), привлекает необходимый справочный  и дидактический материал.

Практический этап может продолжаться несколько лет. В процессе практической реализации проекта происходит и его презентация, так как на уроке ученики могут обмениваться «учебниками», проводить по ним взаимодиктанты, викторины и игры. Если исполнение такого проекта покажется ученикам сложным, то можно предложить им только творческую часть проекта, взяв за основу рабочую тетрадь, например, по орфографии.

1. Правописание сложных существительных, начинающихся с пол-, полу-.

Задание. Дополните слова по образцу, определяя, как нужно писать – слитно или через дефис.

Образец: голова – полголовы

Арбуз, лист, лимон;
Ярославль, зал, месяц;
апельсин, яблоко, персик;
лектор, Москва, Брянск;
Европа, Америка.

Задание. Составьте словарный диктант  со словами, начинающимися с пол-, полу-. Продиктуйте его своему соседу по парте.

Задание. Сочините веселый рассказ о приключении части слова пол-.
Запишите его в тетрадь и проиллюстрируйте.

2. Правописание сложных прилагательных.

Задание. Устройте в классе конкурс, кто больше всех запишет и назовет прилагательных, обозначающих оттенок цвета.

Задание. Выпишите из учебников по математике, биологии, географии сложные прилагательные, входящие в состав терминов, например, равнобедренный треугольник. Составьте с этими сочетаниями диктант и проэкзаменуйте своего соседа по парте.

Задание. Вставьте дефис в слова или напишите слитно следующие прилагательные. В скобках объясните свой выбор.
Горно (лыжный); буро (желтый); русо (волосый); юго (восточный); красно (коричневый); англо (немецкий); (бело) снежный; равно (сторонний); молочно(восковая).

Проект «Этот удивительный, удивительный знак»

Тема проекта: «Этот удивительный, удивительный знак».

Типология проекта: информационно-исследовательский.

Категория учащихся: учащиеся 9 класса.

Предметная область: русский язык, литература.

Учебная тема: знаки препинания.

Основополагающие вопросы. Быть или не быть восклицательному знаку?

Аннотация проекта: Если вы хотите подняться выше на ступеньку в изучении истории русского языка и желаете открыть для себя увлекательный мир родной речи, смело отправляйтесь с нами в интересное путешествие по страницам науки «Лингвистика» и приступайте к изучению данного проекта.

Дидактические цели проекта:

  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
  • Совершенствование навыков исследовательской деятельности.
  • Формирование навыков работы в команде.
  • Приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объемом информации.

Методические задачи проекта:

  • Закрепить знания о восклицательных предложениях.
  • Формировать умение правильного прочтения восклицательных предложений.
  • Научить правильно употреблять восклицательный знак с другими знаками препинания. 

Проблемы самостоятельных исследований:

  • Какова история возникновения восклицательного знака?
  • Имеет ли восклицательный знак право на самостоятельность?
  • Что произойдет с человеком, если он перестанет пользоваться восклицательным знаком?

Результаты исследований: презентация исследовательской деятельности учащихся 9 класса.

Этапы работы:

  • формирование тем исследования;
  • формирование групп для проведения исследования;
  • работа в группах;
  • подготовка презентаций;
  • защита полученных результатов и выводов проекта;
  • коллективное обсуждение, экспертиза, результаты, оценки.

Метод проектов предполагает наличие проблемы, которую учащиеся решают в совместной творческой, исследовательской, поисковой или групповой деятельности или игровой деятельности в зависимости от типа проекта. Основные требования к использованию проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, создание серии репортажей о проблемах русского языка).
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов (например, выпуск газеты, альманаха с репортажами по данной проблеме).
  • Самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров, презентаций ).

Особую роль в разработке проекта играют новые информационные технологии. Учащиеся имеют доступ к различным информационным банкам данных во всех уголках мира, могут работать совместно над интересующим их проектом в рамках телеконференций. Дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций расширяет возможности интеграции.

При совместной работе над проектами в курсе дистанционного обучения создается сильнейшая мотивация для самостоятельной познавательной деятельности учащихся в группах и индивидуально.

Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Литература:

  1. Белый В.Е. Образовательные технологии: Ориентиры для выбора. Русский язык в школе. – 1999. – № 5. – С. 15-21.
  2. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод в продуктивном обучении. Русский язык в школе. 2005. – № 7. – С. 7-11.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Е.С.Полат. – М., 2001. – 325с.
  4. Интернет в гуманитарном образовании. Под. ред. Е.С.Полат. – М., 2000. – 227с.
  5. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2000. – 255 с.