Проект открытого урока "Вездесущий кислород"

Разделы: Химия


Предмет: неорганическая химия.

Класс: 8

Тема урока: Вездесущий кислород.

Цель урока: дать общую характеристику кислорода, познакомить учащихся с историей открытия элемента, физическими свойствами, нахождением в природе.

Задачи:

Обучающие

  • Продолжить формирование понятий “химический элемент”, “простое вещество” на примере кислорода;
  • Расширить представление о кислороде как самом распространенном веществе на Земле;
  • Познакомить с историей открытия кислорода, его физическими свойствами.

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес у учащихся к предмету химии;
  • Способствовать формированию основных интеллектуальных операций: анализировать, делать выводы, составлять схемы и зарисовывать их.

Воспитательные

  • Формировать коммуникативные навыки: взаимодействия и сотрудничества (работа в группах), рефлексивные умения.

Тип урока: комбинированный урок (КУ).

Методы:

  • Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • Объяснение с элементами беседы, рассуждения (загадки, стихи), сопровождающиеся презентацией;
  • Информационный (ИКТ);
  • Вопросно-ответный способ УД (“Вспоминай-ка”);
  • Игровой (“Выбирай-ка”, “Лови ошибку”).

Средства:

  • Презентации,
  • Раздаточный материал: план урока, лист доверия (оценивания), карта-инструкция: “Выбирай-ка”, “Лови ошибку”, правила работы в группах, классная доска, компьютер.

Организационные формы:

  • Фронтальная;
  • Работа учащихся малыми группами.
  • Индивидуальная.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Общая цель этапа Подготовить учащихся к уроку;

Обеспечить благоприятную обстановку;

Создать условия мотивации учебной деятельности;

Определить цели урока;

Актуализировать опорные знания учащихся.

Форма организации УД фронтальная
Методы обучения Вопросно-ответный способ УД
Содержание учебного материала Приветствие - проверка отсутствующих - определение темы урока - совместное целеполагание - создание мотивации

УД - актуализация опорных знаний.

Учитель: Прежде, чем мы займемся уроком, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок и сказал себе: “Я нахожусь на уроке химии. А обо всем остальном подумаю потом”.

На этом уроке каждый из вас будет иметь возможность воспользоваться листом доверия, а также получить несколько оценок за урок при условии активной работы (создание мотивации).

У. Атлет, придя на тренировку, не хватается сразу за штангу без разминки. Вот и мы с Вами проведем небольшую химическую разминку, потом попробуем отгадать загадку, чтобы узнать тему урока. Затем вы узнаете много интересного, потренируете мозги и даже поиграете.

“Вспоминай-ка”

Я вам буду задавать вопросы, а вы на них быстренько отвечать, получая бонусы. Ими вы можете воспользоваться на любом уроке (по желанию).

Фронтальная беседа (актуализация опорных знаний):

  1. Что изучает химия?
  2. Что такое физические явления? Пример.
  3. Дайте определение химической реакции.
  4. Какие вещества называются простыми?
  5. Какие вещества называются сложными?
  6. Что показывает индекс?
  7. Что показывает коэффициент?
  8. Что такое валентность?

МОЛОДЦЫ! Очень хорошо справились с заданием.

ВНИМАНИЕ! Сейчас я вам загадаю загадку, а её отгадка – название нашей темы урока.

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без ….(кислорода).

Запишите в тетрадях тему урока: “Вездесущий кислород”.

А как вы думаете, почему кислород вездесущ?

Подумайте, что каждому из вас было бы интересно узнать о кислороде?

Затем учитель вместе с учащимися формулирует ключевые вопросы, учитывая интересы воспитанников.

Актуализация личностного опыта учащихся

  1. Что вы знаете о кислороде?
  2. Откуда берется кислород?
  3. Кто дышит кислородом?
Показатели реального результата Полная готовность класса к работе на уроке;

Включение учащихся в рабочий ритм;

Создание мотивации учебной деятельности;

Определение темы урока;

Совместное целеполагание;

Актуализация опорных знаний, личностного опыта учащихся.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Общая цель этапа Обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания знаний;

Расширить представление о кислороде: истории открытия, нахождении в природе, его физических свойствах.

Вызвать познавательный интерес у учащихся к предмету через удивительное (презентация, стихи, сказка);

Формировать умение анализировать, делать выводы.

Форма организации учащихся коллективная
Методы обучения ИКТ
Содержание учебного материала История открытия кислорода.

(презентация, слайд)

Главным открывателем кислорода является французский химик Антуан Лавуазье, который в 1775 году установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах. Антуан Лавуазье создал кислородную теорию горения (слайд3). Позднее стали изучать свойства кислорода. Изучим их и мы.

Общая характеристика кислорода

(презентация, слайд 4)

Химический знак кислорода – О

Относительная атомная масса – 16

Химическая формула простого вещества – О2

Относительная молекулярная масса – 32

В соединениях кислород обычно двухвалентен.

У. предлагает учащимся на основе общей характеристики кислорода развести понятия “элемент” и “простое вещество” (можно воспользоваться планом характеристики).

3. Нахождение в природе.

(презентация, слайд)

У. предлагает послушать стихотворения, которые читают учащиеся:

Ученик 1.

По причинам этим многим
Кислород везде в природе,
Он и в доме и в воде,
В материалах и еде,
В соде, мыле, глицерине,
Сахаре и маргарине,

Ученик 2.

В уксусе и ацетоне,
Спирте, клее и картоне,
Марганцовке, желатине,
Перекиси, аспирине,

Ученик 3.

В ванилине и крахмале –
Перечислим все едва ли.
В целлофане и капроне,
В извести, стекле, бетоне…
Он попал в кирпич, цемент –
Всюду “О” как элемент.

Презентация

В атмосфере нашей планеты находится приблизительно 21% свободного кислорода (слайд 5).

Количество его в земной коре в виде химических соединений с другими элементами – 49% (слайд 6).

В связанном состоянии он находится в почве, минеральных рудах.

В песке – 53%, в глине – 56%(слайд 7).

В составе воды, рек, озер, морей и океанов содержится – 80% кислорода (слайд 8).

В организме человека в связанном состоянии содержится до 65% кислорода (слайд 9).

Кислород является важным составляющим элементом растений и животных (слайд 10).

После просмотра презентации У. задает вопрос: где в природе встречается кислород?

Вопрос: Верно ли высказывание: мы ходим по кислороду, мы пьем кислород, мы дышим кислородом?

Ответ: Да (кислород входит в состав земной коры, воды, воздуха, поэтому это утверждение верно).

Физические свойства кислорода.

У. предлагает учащимся послушать познавательную сказку о добром юноше и понять о чем в этой сказке шла речь?

Он был очень тихим и добрым юношей: без цвета, вкуса и запаха. Всю свою жизнь он странствовал по белому свету, прячась и скрываясь ото всех. Даже имени у него не было, сирота он был. Родителей он своих тоже не помнил. Много встречалось на его пути людей добрых и не очень. Но вот как-то раз в далекой-далекой Франции повстречал юноша ученого по имени Антуан. Юноша так понравился ему, что тот пригласил его в свою химическую лабораторию и подарил ему красивое имя OXSIGENIUM-рождающий кислоты, а в России его стали звать Кислородом.

Однажды, в лабораторию заглянула красавица Вода и она так понравилась Кислороду, что он захотел раствориться в ней без остатка, но ничего из этого не вышло, потому что в 100 объемах Воды, растворяется всего 3 объема Кислорода. Тогда Кислород очень отчаялся и при Т -183С превратился в жидкость голубого цвета, а при Т – 219 С – затвердел и превратился в кристаллы синего цвета. Как только не пытались Друзья утешить и развеселить своего друга, чтобы он снова стал как прежде! Но Кислород превратился в Невидимку и удрал. До сих пор блуждает он по белому свету и ищет свое счастье.

Ответ учащихся: о свойствах кислорода.

У: какими же физическими свойствами обладает кислород?

(вместе с учащимися составляют схему), (слайд 11).

Показатели реального результата Активные действия учащихся с объемом изучения;

Вызван познавательный интерес к предмету через интересные сообщения о кислороде.

ЭТАП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Общая цель этапа Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения;

Формировать коммуникативные умения воспитанников;

Вызвать осознание ценности совместной работы, доверия (реализуемое через лист оценивания);

Развивать оценочные суждения.

Форма организации учащихся Работа малыми группами
Методы обучения дидактическая игра
Содержание учебного материала Игра “Выбирай-ка”

У. класс разбивается на малые группы. Каждая группа получает карточку с заданием. Вместо пропущенных слов из справки необходимо подобрать нужное слово и вписать в предложение.

Подбери нужное слово.

Кислород – это … газ, самый … элемент в земной коре. Он … воздуха, … в воде.

Слова для справок: малорастворим, вещества, тяжелее, распространенный, бесцветный.

Проверка задания происходит через компьютер (слайд13).

  • 5 баллов – нет ошибок
  • 4 балла – 1 ошибка
  • 3 балла – 2 ошибки.

Учащиеся сами оценивают свое задание и вносят баллы в лист доверия (оценивания).

Показатели реального результата Самостоятельное выполнение задания, требующее применения знаний, полученных на уроке;

Осознание ценности совместной работы, формирование коммуникативных умений;

Развитие оценочных суждений, осознание ценности доверия.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Общая цель этапа Формирование целостной системы ведущих знаний по теме;

Продолжить развитие оценочных суждений;

Вызвать осознание ценности доверия.

Форма организации учащихся Индивидуальная работа
Методы обучения игра
Содержание учебного материала “Лови, ошибку!”

Задание: В каждом задании кроме правильного ответа есть и ошибки. Ваша задача найти ошибки и зачеркнуть их, оставив правильные ответы не зачеркнутыми.

Система оценивания:

  • Все найденные ошибки – 5 баллов
  • 4 ошибки – 4 балла
  • 3 ошибки – 3 балла.

Проверка осуществляется посредством компьютера (слайд 14).

1. Кто установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах?

а) Д.Пристли

б) К.Шееле

в) П.Байен

г) А.Лавуазье

2. “Крестики-нолики”

Выигрышный путь – формулы, обозначающие атомы элемента кислорода:

О2 Н2О 2О

FeO 5O SO2

O 5O2 O3

3. “Крестики-нолики”.

Выигрышный путь – формулы, обозначающие простые вещества:

5H2O O3 H2O

6S O2 3H2O

Fe H2 N2O

4. Валентность кислорода в соединениях:

а) I

б) III

в) IV

г) II

5. Относительная молекулярная масса кислорода:

а) 32

б) 18

в) 16

г) 29

Показатели реального результата Активная и продуктивная деятельность учащихся;

Развитие оценочных суждений;

Осознание ценности доверия.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Общая цель этапа Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности;

Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Форма организации учащихся Коллективная
Содержание учебного материала Совместное обсуждение урока и листа доверия (оценивания).

ЛИСТ ДОВЕРИЯ (оценивания)

Ф.И. ученика _______________________

Название игры Баллы (бонусы)
“Вспоминай-ка”    
“Выбирай-ка”    
“Лови, ошибку!”    
РЕФЛЕКСИЯ
  ДА НЕТ
Принимал активное участие в уроке.    
Урок понравился.    
Урок не понравился.    

На уроке узнал много нового и интересного

Выставление оценок.

Показатели реального результата Рефлексия собственной деятельности