Развитие пространственного воображения учащихся начальных классов на уроках математики

Разделы: Начальная школа


«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне действовать самому – и я научусь!»
Конфуций

Нестандартность уроков в начальной школе стала более актуальна в наше время. Одна из главных задач учителей собрать внимание учащихся, добиться желаемого результата. Работать в начальной школе очень сложно. Дети маленькие, быстро устают на уроках и любой материал, даже самый простой, им надо излагать в интересной, увлекательной форме. Ученики 1 – 4 классов всегда с удовольствием играют и разгадывают загадки, любят, когда учебный процесс проходит в игре (игровой форме). Для них важно, что бы их деятельность не была монотонной и однообразной. Детям необходимо жить на уроке интересно и увлекательно, отдавать уже ранее накопленный опыт, делясь им с другими. В игровой форме урока дети с большим удовольствием повторяют пройденный материал, занимаются исследовательской работой, очень активны в предложении своих вариантов выполнения работы, обобщают выполненную работу, которая нередко переходит в коллективное творчество. Дети начинают создавать целые сюжеты, используя геометрические фигуры начинают их сравнивать с окружающими нас предметами, переносить их на бумагу в клетку, одновременно проговаривая содержание сюжета, который появляется на бумаге в клетку. Сопоставляя окружающий мир с геометрическими фигурами дети становятся более наблюдательными. Конечно необходимо учителю продумывать задания, проговаривать с детьми каждую деталь сюжета или образа, чтобы получить желаемый результат.

Надеюсь, что предложенный мною Вашему вниманию материал поможет Вам в работе. Ваши уроки станут более яркими и насыщенными, а Ваши ученики более активными и любознательными.

Варианты уроков по развитию пространственного воображения учащихся начальных классов на уроках математики.

Урок – «Паровозик из деревни Ромашкино». 2 класс

Материал: цветные шариковые ручки, лист в клетку.

Задачи:

  1. Закрепление ранее пройденных математических понятий, геометрических фигур.
  2. Использование в развитии сюжета литературные образы, окружающего нас мира.
  3. Добиваться с детьми умения работать в коллективе творчески, выслушивать мнение других, не перебивать друг друга.

Ход урока

Учитель предлагает детям положить лист в клетку по длине слева направо. Желательно использовать листы из большой тетради без полей.

Вытащить цветные ручки и разложить их в пенале так, чтобы можно было их взять сразу без помех. Учитель напоминает детям сказку – «Паровозик из деревни Ромашкино». Дети вспоминают, что паровозик был мечтательным и очень любил природу. Ни одно явление природы не проходило без его внимания. Он с увлечением показывает своим пассажирам все прекрасные моменты окружающие их повсюду. Пассажиры начинают улыбаться. Учитель предлагает на листе в клетку найти середину, где и будет находиться наш паровозик. Вместе с учителем дети начинают работу. Получается зрительно-слуховой диктант.

По просьбе учителя дети находят зелёную шариковую ручку и начинают последовательно конструировать.

Отступив 6 клеток слева в середине листа сверху вниз дети проводят линию на 5 клеток. Затем линия останавливается и поворачивает на право. Линия обводит 7 клеток, поворачивает вверх и обводит 5 клеток. Осталось линию замкнуть вверху. Дети говорят, что получился прямоугольник. Кто-то из детей замечает, что это получился вагончик. Что ему нужно нарисовать окна. В прямоугольник вписываются 2 окошка. Каждое из окошек обнимает 4 клетки. Затем кто-то из детей замечает, что нет колёс. Дети сообща решают, что колёса должны обнимать 4 клетки, под вагончиком их должно быть три. Затем дети выполняют соединение между вагончиками – полоска в 2 клетки. Второй вагончик дети выполняют самостоятельно точно также, как первый. С окончанием работы дети решают, что вагончиков должно быть два, так как это прогулочный поезд, он не должен быть длинным.

От второго вагончика дети рисуют соединение в 2 клетки и начинают рисовать сам паровозик. Рисуем квадрат, который обнимает 4 клетки, над ним ещё такой же, затем первый квадрат продливаем вверху и внизу на 5 клеток, подрисовываем колёса. У каждого вагончика дугами выполняем крышу. Труба на паровозике имеет форму треугольника из которой идёт дым. Весь поезд заштриховывается.

Образ поезда:

1)

Затем дети вспоминают, что паровозик любил нюхать ландыши, а ландыши цветут в начале лета. Всем классом вспоминают, что можно ещё сконструировать на нашем листе, чтобы отразить природу, окружающую паровозик. Дети предлагают нарисовать дождь. Тут же решаем, что тучки будут круглые. Синим цветом рисуем по клеткам тучки и дождь в верхнем левом углу листа.

Тучка:

2)

Частично тучки закрашиваются. Круги – тучки пересекаются. Тучек 5, дождевых капель 9. Дети по просьбе учителя определяют, какие это числа (нечётные). На сколько капель дождевых больше, чем тучек (на 4; 9 – 5 = 4), что тучки больше по размеру, чем капельки. Учитель отмечает, что наша картина начинает оживать, а что нужно сделать, чтобы она стала веселее? Дети сразу говорят про солнце. Красным цветом дети рисуют солнце в правом верхнем углу красным цветом. Солнце обнимает 9 клеток. Лучи, как запятые побольше и поменьше.

Солнце:

3)

Кто-то из детей замечает, что на солнышке оживают разные насекомые. Предлагаются разные варианты: стрекоза, бабочка, жуки. Дети конструируют их по клеткам самостоятельно в верхней части листа.

Насекомые:

4)

Дети замечают, что мы не нарисовали ландыши. Учитель обращает внимание на то, что нужно сначала нарисовать траву и сделать это внизу листа треугольниками (врассыпную) по всей длине под колёсами паровозика. Выполняем зелёным цветом.

Трава:

5)

Ландыши дети выпоняют по рекомендации учителя в правом нижнем углу.

Ландыши:

6)

Кто-то из детей замечает, что нет деревьев. Ведь паровозик был в лесу. Дети вспоминают предыдущий опыт конструирования деревьев. Выполняют их самостоятельно по тем местам, где осталось свободное место на листе.

Деревья:

Совместно дети и учитель делают вывод, наблюдая получившуюся картину. Учитель обращает внимание на то, что у нас получилась картина отражающая окружающую действительность, но выполнена она геометрическими фигурами. Мы сравнивнили обыкновенные предметы с похожими на них геометрическими фигурами. 

Полученный результат творческой работы:

Дети любят фантазировать геометрическими образами на любую тему. К домашнему заданию на тему «Болото» подошли творчески, с большой выдумкой. Конкретно конструировали лягушек, а затем выставляли свои работы на обозрение товарищам.


Урок: «Болото». 3 класс

Материал: цветные шариковые ручки, бумага в клетку, желательно без полей. Домашнее задание детей.

Задачи:

  1. Закрепление творческого подхода в выполнении образов из геометрических фигур, используя воображение.
  2. Добиваться чёткого определения направлений выполнения образов, определение лучших работ для дальнейшей работы на уроке.
  3. Умение объяснить свою задумку всем в классе и выполнить её у доски по клеточкам, со всеми детьми в классе. (Стать учителем.)

Ход урока

Учитель предлагает детям выставить своё домашнее задание на доске. Идёт обсуждение и выявление удачных работ для дальнейшей работы. Каждый ребёнок, чья работа оказалась удачной, выходит к доске и объясняет, как нужно выполнить его образ лягушки. Заостряя внимание на том сколько клеток нужно обвести, в каком направлении действовать, как штриховать ту или иную фигуру. Остальные дети выполняют задания на своих листах в клетку. Учитель помогает выступающим у доски, поясняя остальным, как проще и удобнее выполнять задуманное. Обращается внимание на то, что наши Квакушки все разные. У них разные движения, характер, они разного размера, но все они жители одной среды – болота. В конце урока дети самостоятельно фантазируют и конструируют окружающую среду вокруг лягушек. Лучшие работы вывешиваются на доске.