Занятие во II младшей группе по социально-нравственному воспитанию "В гостях в деревне Протоквашино"

Разделы: Работа с дошкольниками


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Закрепить значение слова: “Здравствуйте!”, в зависимости от времени суток (утро, день, вечер) употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией.

2. Закрепить правила этикета, правила дружбы.

3. Закрепить правила поведения за обеденным столом, в театре.

4. Формировать навыки сервировки стола.

5. Научить замечать состояние других и быть готовым оказать им помощь.

6. Воспитывать заботливость, ответственность, умение договориться и действовать согласованно, доброжелательность, активность.

7. Воспитывать у детей гуманное отношение друг к другу в общении: быть внимательным к партеру, не перебивать его.

8. Развивать творческие способности детей, учить подбирать характерные для героев движения (мимику, пантомимику).

 МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

аудиокассета с записью голосов птиц, костюмы (кота, собаки, птицы), куклы (кота, собаки), видеокассета или диск, скатерть, чайный сервиз, ширма в виде телевизора.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

чтение повести-сказки Э.Успенского “Дядя Федор, пес и кот”, рассказывание вежливых сказок: “Упрямый котенок”, “Вредная ворона”. Упражнение на закрепление культурно-гигиенических навыков “Научим Чебурашку правильно и красиво сервировать стол”.

 ХОД ЗАНЯТИЯ

(Дети под музыку заходят в группу).

Воспитатель:  Мы пришли с вами в группу и что-то забыли сделать! (Ответы детей: “Да, мы забыли поздороваться с гостями”. Дети здороваются). Ведь “здравствуйте!” - хорошее, доброе слово. И сказав его, мы желаем человеку здоровья. Куда бы вы ни пришли, в гости к друзьям, в детский сад, в магазин или встретили знакомого человека, первым делом нужно сказать вежливое слово “Здравствуйте!” А как еще можно поприветствовать друг друга? “Доброе утро!”, “Добрый день!”, “Добрый вечер!”, а если встретили друга, то ему можно сказать: “Привет!” Мы с вами вспомнили одно из правил вежливости: “Всюду сначала поздоровайся!” А какие еще правила этикета мы с вами знаем?

Дети:

- Когда вы обращаетесь к человеку с просьбой, не забудьте сказать вежливое слово: “Пожалуйста!”

- Получив покупку в магазине, завтрак или обед в детском саду, скажите: “Спасибо!” или “Благодарю Вас!”

- Произносить слова “Пожалуйста” и “Спасибо” нужно негромко и дружелюбно, лучше с улыбкой.

- Прощаясь, всегда нужно говорить: “До свидания!”

Воспитатель: Мы с вами вспомнили основные правила вежливости. Но их еще очень много. И с каждым годом мы будем знать их еще больше. А пока мы еще маленькие, но уже (ответы детей) культурные, вежливые, воспитанные, добрые, дружные.

(Звучат голоса птиц)

Хватайка из Простоквашино (ребенок в маске птицы):

Доброе утро! - птицы запели.
Добрые люди! - вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам!

Воспитатель: Здравствуй, Хватайка! Что-то случилось в деревне Простоквашино? Наверно кот Матроскин и пес Шарик опять что-нибудь не поделили?

Хватайка: Дядя Федор прислал вам письмо и кассету.

(Воспитатель читает письмо.) Здравствуйте, дети! Пишет вам дядя Федор из деревни Простоквашино. Все у нас хорошо. Я пошел в школу. Корова Мурка дает много молока. А кот Матроскин все с Шариком ругаются. Посылаю вам кассету (диск) с тем, что у них происходит. Жду вас в гости. Надо срочно помирить друзей.

Ваш друг Дядя Федор.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим кассету (диск) и узнаем, что же произошло между шариком и Матроскиным. Но сначала вспомним, как правильно нужно вести себя в театре или кинозале.

Дети:

- Мальчики должны пропустить девочек вперед, а самим сесть на свободные места.

- Во время показа кинофильма или спектакля нельзя громко разговаривать или смеяться.

Воспитатель: А теперь давайте сядем на стульчики и посмотрим кассету (диск). Мальчики, пропустите девочек первыми. Юля, включи, пожалуйста, телевизор. А Андрей поставит кассету(диск) в видеомагнитофон. Внимательно посмотрите, а потом ответьте, что же произошло между Матроскиным и Шариком?

(Кукольный спектакль)

Кот: Шарик, а Шарик, ну давай вместе играть, мы же с тобой друзья!

Пес: Не хочу с тобой играть. У меня смотри какой мячик есть! Это мне Дядя Федор подарил, и я один буду с ним играть. Ты себе корову купил, вот и корми ее, заготавливай для нее сено.

Кот: Но ведь одному играть грустно и тоскливо.

Пес: А мне весело! Я могу подкидывать мяч, могу стукнуть его о землю, а могу просто покатать. Вот смотри. (Прокатывает мяч по ширме)

Кот: Не хочешь дружить со мной и вместе играть, и не надо. Я найду себе другого друга. (Уходит)

Пес: Вот и иди! А я буду в мяч играть, (раз-два, раз-два - подбрасывает мяч вверх, уходит).

Воспитатель: Надо что-то делать! А кто скажет, что же произошло с друзьями? (Они поссорились). Надо срочно их помирить. Но для этого нам надо попасть в Простоквашино. Давайте возьмем с собой подарки, которые мы сделали на занятиях. Ведь мы знаем, что дарить и получать подарки очень приятно. Давайте сделаем большой, красивый поезд и отправимся в путешествие. И ты, Хватайка, поехали с нами.

(Дети цепляются паровозиком и поют песню)

Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу, чу, чу, чу, чу, чу, - спешит паровоз
Друзей помирить он детишек привез.

Воспитатель: Вот и приехали мы в деревню. Смотрите, кто нас встречает! Дядя Федор, Шарик, Матроскин. Давайте с ними поздороваемся.

Герои: Здравствуйте, дети!

Дядя Федор: Очень хорошо, что вы к нам приехали. Я уже не знаю, что мне делать. Никак они не хотят мириться.

Воспитатель: А мы сейчас поможем. Правда, ребята? Надо Матроскину и Шарику рассказать правила дружбы.

Дети:

- Всегда делись игрушкой с другом.

- Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

- Умей уступать!

- Без друзей жить нельзя!

Воспитатель: Видите, Матроскин и Шарик, как поступают настоящие друзья.

Пес: Я все понял. Никогда больше не буду жадничать, и мячик я Матроскину подарю.

Кот: Спасибо, тебе, Шарик. Давай жить дружно и всегда вместе играть.

Воспитатель: Наши дети тоже очень дружные. Они никогда не ссорятся.

А сейчас давайте встанем в дружный хоровод и покажем Матроскину и Шарику, какими они были сердитыми, когда были в ссоре, а они пусть посмотрят на себя со стороны. Давайте изобразим злого Шарика, а теперь мимикой давайте покажем сердитого Матроскина.

Друзья помирились, им весело. Давайте и мы улыбнемся друг другу и нашим гостям, а сейчас споем песенку о дружбе.

(Дети исполняют песню). А мы хотим подарить вам подарки, сделанные своими руками.

Дядя Федор: как приятно получать подарки! Спасибо вам! Пойдемте пить чай. Но только я не знаю, как надо правильно накрывать на стол.

Воспитатель: это не беда! Наши дети и это знают. Они сейчас расскажут и покажут, как правильно и красиво сервировать стол.

Дети: сначала надо расстелить на стол скатерть. На середину стола поставить стаканчик с салфетками. Ставим чашку с блюдцем. В чашку наливаем чай, а в блюдце кладем угощение. Чайную ложечку кладём справа, выемкой сверху. Ложечкой мешают сахар и едят торт.

Воспитатель: как нужно вести себя за столом?

Дети: не разговаривать, не чавкать, не класть локти на стол, после еды сказать “Спасибо” и вытереть рот салфеткой.

Воспитатель: сегодня мы закрепили вежливые слова, правила культуры поведения в театре, за столом. Вспомнили основные правила этикета, правила дружбы. Подарили подарки, которые сами сделали, ведь дарить и получать подарки очень приятно. На следующих занятиях мы узнаем много правил поведения: в транспорте, поликлинике.

Дядя Федор: А сейчас давайте пить чай. У меня все на столе! А потом мы все вместе будем играть в мяч!

(Дети приглашают к столу гостей)