Классный час "Символика России"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель:  способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания

Задачи:

  • Образовательные:  познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;
  • Развивающие:  способствовать развитию навыков  аналитического мышления, речи и памяти учащихся;
  • Воспитательные:  воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.

Ход занятия

Слайд 1  Заставка «3 коня»

Ребята, мы начинаем наш классный час. Внимание на экран!

Слайд 2 Отрывок из мультфильма «Гора Самоцветов»
  
–  Ребята, сейчас мы с вами посмотрели отрывок из мультфильма. Что вы узнали? (Ответы учащихся)
Слайд 3 (При нажатии мышкой (появляется ладошка) на определённое место территории
России, появляются слова Россия, Москва, Флаг, Гимн, Герб, Президент)

Нажимаем на верхний левый угол – появляется слово Россия. Нажимаем на верхний правый угол – появляется слово Москва.  Нажимаем на нижний левый угол – появляется слово Герб.  Нажимаем на нижний правый угол – появляется слово Флаг.   Нажимаем на середину слайда – появляется слово Президент.   Нажимаем внизу в середине – появляется слово Гимн.  

–  Ребята, о чём мы с вами поговорим в первую очередь? (О России)
–  Что такое Россия? (Ответы учащихся)
- А вот как на этот вопрос ответил мальчик 3 класса.

Нажимаем на слово Россия

Слайд 4 и 5  (Учитель читает текст)
Россия

  • это 1/9 площади всей суши
  • это самая большая страна в мире
  • это более 100 наций и народностей
  • это страна, победившая во 2-ой мировой войне
  • это ракеты, автомат Калашникова, истребители СУ-27 пилотажной группы «Русские витязи»
  • это самые большие запасы газа и нефти в мире
  • это первый полет в космос (Ю.А.Гагарин)
  • это Пушкин и Толстой
  • это Гжель, Жостово, Хохлома, Вологодское  кружево и Городецкая роспись
  • это русский балет и фигурное катание
  • это самовары и русская печка
  • это русские матрешки,
  • балалайки и гармошки,  частушки и «Калинка-малинка»
  • это царь-колокол и царь-пушка, оружейная палата, алмазный фонд и янтарная комната
  • это шапки-ушанки и валенки, сарафаны и кокошники
  • это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы, Байкал
  • Россия – это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке!
  • Россия – моя Родина, я горжусь ею!

Слайд 6  Родина

  • Что такое Родина? (Ответы учащихся)
  • Посмотрите какие определения слова Родина, я нашла в словарях.
  • У Михаила  Матусовского есть хорошие слова:

     С чего начинается Родина?

  • На этот вопрос каждый ответит по своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это  самое дорогое, что есть у человека.

Слайд 7 Клип к песне «С чего начинается Родина?»

(После окончания клипа нажимаем на картинку и возвращаемся на слайд №3)

Слайд 3 

  • Мы поговорили с вами о России, о Родине, а о чём будем говорить дальше? (О Москве)

(Дети объясняют свой выбор)

Нажимаем на слово Москва

Слайд 8 

  • Москва – столица России.

Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое, любит тебя.
(О Москве нам расскажут сегодня на экскурсии)

Физминутка  Выполняется под музыку «Москва майская» в исполнении Софии Ротару

  • Давайте немного отдохнём.
  • (После окончания песни нажимаем на картинку и возвращаемся на слайд №3)

Слайд 3

  • Почти вся территория планеты (за исключением южного и северного полюса) разделена на государства. У каждого государства есть свои оригинальные эмблемы или символы, по которым эту страну отличают от остальных. У каждого государства есть правительство и глава государства, в том числе и у России.
  • Кто является главой нашего государства? (Президент)

Нажимаем на слово Президент.

Слайд 9

  • Глава Российского государства – президент Дмитрий Анатольевич Медведев.

Слайд 10 Инаугурация  президента – принесение присяги

  • Штандарт Президента России является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре - золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.
  • На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту.
  • Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.
  • После принесения присяги Президентом России штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле.
  • Знак Президента России состоит из знака и цепи знака. Знак из золота представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны, покрытый рубиновой эмалью.
  • На лицевой стороне креста в центре – накладное изображение Государственного герба России.
  • На оборотной стороне креста посередине - круглый медальон, по окружности которого - девиз: «Польза, честь и слава».
  • Цепь знака из золота, серебра и эмали состоит из 17 звеньев, 9 из которых - в виде изображения Государственного герба России, 8 - в виде круглых розеток с девизом: «Польза, честь и слава». На оборотной стороне звеньев цепи знака помещаются накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотыми буквами выгравированы фамилия, имя, отчество каждого Президента России и год его вступления в должность.
  • После принесения присяги Президентом России знак Президента России хранится в резиденции Президента в Московском Кремле.

           (Нажимаем на картинку и возвращаемся на слайд №3)

Слайд 3 

  • Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов  у государства несколько, и мы с ними сегодня познакомимся.
  • У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать о какой стране идет речь.
  • Каждый гражданин Страны должен знать ее государственные символы.
  • Какие вы знаете символы нашей Родины!
  • Это герб, флаг и гимн.

Нажимаем на слово Герб.

Слайд 11, 12, 13  Герб

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.

  • Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьем черного змия – символ зла.
  • Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.
  • Ребята, а где мы можем увидеть изображение герба?
  • Герб – это эмблема государства,  он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

(Нажимаем на печать в нижнем правом углу и возвращаемся на слайд №3)

Слайд 3 

  • Второй наш символ – это флаг
  • Что вы знаете о флаге? (Ответы учащихся)

Нажимаем на слово Флаг.

Слайд 14 

(Текст для учителя, если дети не смогут рассказать о флаге)

  • Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.
  • Кто из вас знает, как иначе называют флаг? (Знамя)
  • Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя еще называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.
  • Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый. Синий. Красный.)
  • Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.
    • Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
    • Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.
    • Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину.
    • Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)

    Мы гордимся нашим флагом – ему уже более трехсот лет.

    • Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I.
    • В России эти цвета издавна почитались, и имели еще и такие значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие. (По щелчку мыши появляются определения цвета на флаге)

    (Нажимаем на флаг и возвращаемся на слайд №3)

    Слайд 3 

    – О каком символе России мы еще не говорили? (О гимне)

    Нажимаем на слово Гимн.

    Слайд 15, 16, 17 
    –  А вы знаете, что такое гимн?

    • ГИМН - это торжественная песня. У каждого государства есть свой Гимн. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее.
    • Государственный гимн один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.
    • При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.
    • Гимн всегда поют и слушают стоя.
    • Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов.
    • Музыку гимна написал  Александр Александров. Текст написал Сергей Михалков.
    • А сейчас мы встанем и исполним главную песню нашей Родины.

    ЗВУЧИТ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН» (слайд №17)
    муз. А. Александрова слова С. Михалкова

    (По окончании гимна нажимаем на верхний правый угол и возвращаемся на слайд №3)

    • Мы с вами поговорили обо всём, а теперь давайте проверим, что вы сегодня узнали.

    Слайд 18  Проверь себя

    Итог:

    1. О чем шла речь на занятии? (О государственной символике)
    2. Что означает слово герб? Расскажите, где помещают герб страны.
    3. Из каких основных изображений состоит герб России?
    4. Какие цвета у Государственного флага России? Что они означают?
    5. Кто является автором слов и музыки гимна РФ?
    6. О чем говорится в гимне?

    Рефлексия

    • А теперь возьмите лепесточки (у каждого на столе лежат лепесточки – белые, синие и красные). Наклейте лепесточек на поляну цветов.