Банк знаний к урокам чтения в период обучения

Разделы: Начальная школа


С точки зрения занковской системы, педагогическая техника-это владение многообразными приёмами, осознание особенностей каждого из них и умение правильно их применять. Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка. На учителя возлагается сложная задача - научить читать каждого. Овладение слиянием букв в слоге - задача сложная для детей. Многие испытывают большие трудности в самостоятельном определении ориентиров чтения. Эту работу можно сделать более доступной и понятной, поэтому обучение чтению сводится к показу элементов, из которых строится процедура чтения, и всевозможным подсказкам, облегчающим ребёнку догадку, открытие механизма перехода от элементов к результату. Одной из таких подсказок являются графические схемы (^. )

^ - согласный с гласной, (.)-согласный без последующего гласного, гласный без последующего согласного, согласный с “ь”. Суть в следующем: все движения голосового аппарата увязываются с движением руки по дугам и точкам. Подобный приём избавляет ребёнка от “мук слияния”. Посмотрим на практике. Как только ребёнок усвоит несколько букв: а, о, н, с, можно предложить ему упражнение “Катаемся с горки”.

Учитель проводит указкой по дугам, “поднимаемся на горку”- медленно, выделяем голосом гласные, “спускаемся с горки” - быстро. Когда этот приём дети усвоят, то можно переходить к чтению слоговых таблиц.

Таблицы читаются как горизонтально так и вертикально. Слоговые таблицы избавляют обучающихся от многих трудностей, т. к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Дети не смогут запомнить набор слогов, поэтому будут читать их многократно, отрабатывая при этом и подвижность артикуляционного аппарата. Кроме слоговых таблиц очень хорошо отрабатывать технику чтения на столбиках слов с одинаковыми гласными или слов, имеющих одинаковое начало или конец. В столбиках слов можно увидеть, как получаются новые слова при изменении одной или нескольких букв, наблюдаются гнёзда родственных слов.

Учитель может попросить прочитать слова в столбиках, выделить те, значение которых им не известно. В данном случае активно действует зрительный, речедвигательный и слуховой каналы, а также аппарат смысловой переработки воспринятой информации. Эффективен приём русского методиста С. П. Редозубова, предложенный в 40 годы. Приём называется “Движение буквы”. На карточке или на доске пишутся без первой или последней буквы. Последовательно прикладывая карточку с данной буквой к недописанным словам, ученики каждый раз получают новое слово.

Использование нетрадиционных приёмов словарно-орфографической работы способствует повышению интереса к чтению у детей на первом году обучения. Все упражнения входят в определённую группу.

Первая группа предусматривает выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами.

Расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них.

М.

Д ……

Е …..

Е ..

Ь …….

В ….

Д …

По аналогии дети определяют другие слова. Затем можно предложить задание такого вида: найдите линию с первой буквой, установите последовательность других букв.

Какое слово вы прочитали? Как это осуществили? Как только учащиеся усвоят задания с ограниченным количеством указаний, можно ввести в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие.

Например: посмотрите на данную запись и назовите слово, которое мы должны разобрать для звукобуквенного анализа или для запоминания.

Какие это слова? Как нашли?

Вывод: подобная работа предоставляет возможность во время ответа характеризовать действия, связанные с определением слова.

Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, знаками, шифром, кодами.

Например: расшифруй слово с помощью чисел: 3, 8, 1, 5.

Вывод: данные задания позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта.

В третью группу входят упражнения в зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которую ставит учитель на уроке, здесь могут быть разные варианты. Например, задания по фонетике: зачеркните буквы, где гласные обозначают твёрдость согласного и парные согласные: М Ф Б А К И Т О Р. Слово: мир.

В целях совершенствования орфографической зоркости учитель может использовать такое задание: соедините первые буквы слов, в которых нужно вставить букву “а”.

В полученном слове поставьте ударение. Даны слова: к. ртина, р.бята, н.сос, изб., клас., г.лка, арк.. (книга). Данная группа включает нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу. Например: определите слово, в котором укажем количество букв и звуков.

1. Первая буква в искомого слова является согласной третьего слога в слове солома.

2. Вторая буква является согласной, звонкой в слове перо.

3. Третья буква обозначает парный глухой, мягкий согласный звук в слове капать.

4. Четвёртая буква является звонкой непарной в слове ковёр.

5. Пятая буква- это гласный звук, обозначающий твёрдость согласного в слове кони.

Искомое слово: метро.

В данную группу заданий входит интересная работа по карточке-графику, где порядковый номер слова должен соответствовать определённой букве. Это соответствие обозначать точкой.

Вывод: данные упражнения не требуют непредусмотренных временных затрат, так как по аналогии можно проводить нетрадиционные виды словарного диктанта, грамматического разбора, построить работу творческого характера. Такие задания углубляют знания и умения обучающихся по изученным темам.

Четвёртую группу составляют упражнения, предусматривающие знания по другим дисциплинам. Задание: посмотрите на фигуры и на буквы, записанные в них.

Постарайтесь запомнить фигуры и написанные на них буквы (60 сек.). Затем учитель показывает геометрические фигуры в той последовательности, в какой располагаются буквы в слове. Ученики должны вспомнить какая буква находится в геометричеческой фигуре, а затем составить искомое слово. (РАДОСТЬ)

Следующее задание на знание цвета:

Вывод: используемый приём данного типа наряду с осуществлением межпредметных связей стимулирует развитие основных свойств внимания, речи, аналитико-синтетического мышления.

Пятая группа заданий предусматривает нахождение нового слова на основе установленной детьми смысловой связи в используемом материале, а также как и в предыдущей группе используется принцип постепенного уменьшения уточняющих указаний учителя. Например, назовите слово из “Словарика”, если определите характер смысловой связи между словами.

Завод - (рабочий)

Школа - (учитель)

Театр - (актёр)

Машина - (шофёр)

Или: используя слоги данных слов, образуйте новые слова.

Коза – набор – забор

Вилы – ножи – лыжи

Комар – майка – марка

Колесо – изба – чайка – собака

- Как образовывали новое слово?

Вывод: дети не просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие умозаключения, суждения.

Овладение учителем такого рода приёмами, умение выстроить их в единую, логически последовательную систему в процессе обучения даёт возможность поднять на новый уровень словарно-орфографическую работу в целом.