Программа клуба семейного общения "Школа молодой семьи"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Пояснительная записка.

Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье.

Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если образовательное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность.

Принципиальным условием решения важнейшей задачи объединения педагогов и родителей в интересах ребенка является, прежде всего, создание особой формы общения между родителями и педагогами, которая обеспечит доверительный, деловой контакт. Это возможно лишь в условиях неформального взаимодействия. Для того, чтобы родителя стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, но одно несомненно: установление доверительных отношений с родителями ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов НШДС, что подразумевает не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателей.

Деятельность клуба общения “Школа молодой семьи” направлена на повышение социально-психологической, правовой компетентности родителей в вопросах гуманистического взаимодействия взрослых и детей. Являясь составляющим звеном целостной системы работы с родителями, клуб общения способствует совершенствованию образовательной деятельности, повышению ответственности родителей за воспитание детей в семье, и, как следствие, культуры семейного воспитания.

Тематический план.

№ п/п Тема Сроки проведения
1 “Первый раз – в ясли-сад” (психолого-педагогическая помощь молодой семье в адаптации ребенка в детском саду) Сентябрь
2 “Разговор за круглым столом”. Октябрь
3 “Материнство – гордость планеты”. Ноябрь
4 “Здоровье – основной критерий образования. Как растить здорового ребенка?” Декабрь
5 “Личность родителей и развитие ребенка” беседа с педагогом-психологом начальной школы детского сада. Январь
6 “Какие мы родители?” Февраль
7 День открытых дверей. Консультация по теме: “Игры, развивающие познавательную активность детей” Март
8 “Сложные ситуации во взаимодействии “взрослый – ребенок”, “ребенок – ребенок”. Апрель
9 Родительское собрание клуба. Просмотр видеоархива. Обсуждение планов на будущее. Май

Содержание  программы.

1. “Первый раз – в ясли-сад”.

Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь “из рук” родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти “из гнезда”, найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая, мы не забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это всего лишь порог детского сада.

В большинстве случаев поступление ребенка в детский сад сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Родители зачастую главными параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Родителями даже не обсуждается вопрос о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения. Помочь молодым семьям с минимальным дискомфортом пройти данный сложный период жизни как для малыша, так и для всей семьи – наша задача.

2. “Разговор за круглым столом”.

Предлагаем пообщаться за чаепитием, обсудить важнейшие для педагогов и молодых родителей вопросы: о питании детей в детском саду, о методах воспитания, о требованиях к обустройству группы. Надеемся, что большинство родителей, которые придут на встречу после трудового дня усталые и раздраженные какими-либо своими проблемами, в такой неформальной, теплой и почти семейной обстановке почувствуют себя свободнее, легче будут делиться своим опытом, своими вариантами решения возникших проблем.

Планируется экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом в разных возрастных группах. Обязательно будут продемонстрированы игрушки, учебные пособия, детские книги, подскажут, какие игрушки и книги следует приобретать для детей в соответствии с возрастом детей.

Целью такого взаимодействия с родителями является помещения, где дети спят, играют, умываются. Педагоги расскажут молодым родителям, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома, а также покажут повышение их ответственности за воспитание детей в семье, создание благоприятной эмоциональной атмосферы в отношениях между родителями и педагогами, а это обязательно обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей, а значит, и успех всего НШДС.

3. “Материнство – гордость планеты”.

Мать – воспитательница собственных детей, созидательница, хранительница собственного очага. От нее во многом зависит создание в доме атмосферы уюта, теплоты, заботливости, взаимопонимания.

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Если человек не научился с первых дней жизни уважать свою мать, центром мироздания для него навсегда останется он сам. Он, кому все дозволено, кому все чем-то обязаны и должны угодить. И не только родители и близкие будут страдать от этого. Сколько синяков и шишек придется получить ему, прежде чем он поймет всю глубину своего заблуждения.

Вопросы к детям:
– что вы испытываете, когда ваша мама плачет?
– как вы думаете, нужно ли слушать маму?
– всегда ли вы слушаете маму?
– что нужно делать, чтобы мама никогда не грустила?

4. “Здоровье – основной критерий образования. Как растить здорового ребенка?”

“Всех нас тревожит здоровье детей. Причины болезненности малышей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье… Но мы в детских садах можем создать для ребенка условия двигательной активности, научить его грамотно относиться к своему здоровью… Мы можем что-то недорассказать ребенку из области математики, можем не успеть вовремя познакомить его с компьютером – это плохо, но исправимо. Но если мы не усилим внимания к физической культуре дошкольника – именно как к элементу общечеловеческой культуры жизни, мы нанесем непоправимый ущерб (если уже не нанесли) целому поколению детей…”

(Из выступления Эммы Степаненковой, кандидата медицинских наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ на Всероссийском совещании в Москве, посвященном проблемам здоровья дошкольников).

Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

5. “Личность родителей и развитие ребенка” беседа с педагогом-психологом начальной школы детского сада.

Не секрет, что именно от родителей зависит, каким вырастет ребенок, сумеют ли они развить заложенные в малыше от природы способности или, наоборот, сломают хрупкую психику в стремлении переделать чадо, подстроить под себя, под свои амбиции. У родителей наиболее часто встречаются следующие личностные и невротические изменения:

Сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться.

Аффективность – эмоциональная возбудимость, или неустойчивость настроения, в основном в сторону его снижения.

Тревожность – склонность к беспокойству, недостаточная уверенность в себе, несогласованность чувств и желаний.

Доминантность – стремление играть ведущую роль в отношениях с окружающими.

Эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений.

Гиперсоциальность – повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, неумение находить компромисс.

Противоречивость личности – трудносовместимое сочетание перечисленных выше характеристик.

Все эти черты встречаются у каждого родителя, и в этом нет ничего страшного. Ведь каждая мать, например, беспокоится о своем ребенке, стремится защитить и оградить его от опасности. Но когда та или иная черта личности начинает управлять всем поведением, отношением к ребенку, возникают серьезные проблемы.

6. “Какие мы родители?”

Младший дошкольный возраст является максимально чувствительным к замкнутому пространству, к одиночеству, к темноте. Если в этом возрасте родители прибегают к наказанию детей, ставя ребенка в темную комнату одного, то это приводит к неизменному увеличению эмоционального напряжения.

Если в семье ребенок живет в атмосфере тепла и любви, если его интересы становятся интересами родителей, если родители выступают в роли защитника, друга и советчика, то став взрослым, он проявит инициативу, активность, самостоятельность и доверие к людям.

Обобщенный портрет клуба общения “Школа молодой семьи” “какие мы воспитатели” по итогам диагностики родителей. Собеседование с детьми.

7. “День открытых дверей. Консультация по теме: “Игры, развивающие познавательную активность детей”.

Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы и отработанные схемы, но и построение новых (конечно в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает – ребенок осуществляет его самостоятельно. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми способами действия. Роль же взрослого не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами:

  • быть новыми и неопределенными;
  • должны быть достаточно сложными;
  • объект должен иметь противоречивость, конфликтность: его знакомые признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными.

Задача педагогов, проводящих консультацию для родителей, остановить их внимание на описании объектов и материалов, которые можно предложить малышам для экспериментирования: погремушки из пластиковых бутылок, игрушки с сюрпризом, коробочки с секретом, игры с магнитом, водой, красками, бумагой…

8. “Сложные ситуации во взаимодействии “взрослый – ребенок”, “ребенок – ребенок”.

Возраст 2-3 лет – время первого кризиса. Маленький забавный ребенок вдруг превращается в упрямое, строптивое создание. С ним невозможно сладить. Малыш делает только то, что ему интересно. А разве интересно ложиться спать или убирать игрушки? Некоторые родители пытаются объяснить ребенку на взрослом языке: “Съешь шпинат, в нем много витаминов”, “Ложись спать, уже поздно и ты устал”, “В квартире беспорядок, убери игрушки”… Но для крохи этот язык не понятен. Откуда ему знать про витамины, усталость, микробы? Не все родители умеют выдумывать сказки и складно их рассказывать. Но, чтобы направить малыша на выполнение нужных действий, иногда бывает достаточно и нескольких слов.

Малыш не хочет делиться игрушками? Ваш мальчик дерется? Крохи кидаются друг в друга песком на детской площадке? Как вести себя родителям в подобных ситуациях?

Попытаемся вместе с молодыми и неопытными родителями “проиграть” некоторые наиболее часто встречающиеся сложные ситуации.

9. Родительское собрание клуба семейного общения “Школа молодой семьи”. Просмотр видеоархива. Обсуждение планов на будущее.

Используемая литература:

  1. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2003. 160 с.
  2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
  4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума /Авторы и составители: Т.П. Колодяжная и др. – Ростов-на-Дону, 2002. – 119 с.
  5. Журнал “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения” № 1, 2 – 2007 г., ст. Лисицына И.А., Молева И.Б., Кротова Т.В.
  6. Журнал “Управление Дошкольным Образовательным Учреждением” № 4 – 2006 г., ст. Шарманова С.Б., Бродягина О.Г.
  7. Змановский Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка. – М.: Знание, 1987.