Обобщение и систематизация изученного об обособленных обстоятельствах

Разделы: Русский язык


В конце изучения этой темы учащиеся должны знать:
  • правила обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме;
  • синтаксическую роль деепричастных оборотов и одиночных деепричастий;
  • особенности употребления деепричастий и деепричастных оборотов в речи.

Учащиеся должны уметь:

  • находить в предложении деепричастный оборот и одиночное деепричастие;
  • расставлять знаки препинания в предложениях различных конструкций, осложненных обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями;
  • правильно использовать деепричастия в речи;
  • вводить деепричастные обороты и деепричастия в речь для придания ей большей точности, динамичности, выразительности.

При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся:

1) групповая;
2) работа в группах;
3) индивидуальная работа.

Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану и включало в себя разделы, связанные с синтаксическими нормами предложений, осложненного деепричастным оборотом, одиночным деепричастием и другими видами обособленных обстоятельств.

Каждый из этих разделов предусматривал теоретическую основу с опорой на лекции и практическую часть с проверкой и самопроверкой.

К уроку планировалось опережающее домашнее задание: прочитать и повторить указанные лекции (повторить сведения о деепричастных оборотах, знать, что такое синтаксическая норма, осложненное предложение).

Цели:

  • Систематизировать изученное по теме.
  • Развивать способности проводить анализ, сравнение, обобщение, систематизацию фактов.

Задачи:

  • Актуализировать знания учащихся по теме.
  • Повторить правила конструирования предложений с обособленными обстоятельствами различных видов.
  • Организовать работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы).
  • Обобщить и систематизировать материал по теме.
  • Организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах.
  • Организовать самоконтроль учащихся на уроке.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Форма проведения урока: Урок-практикум.

Оборудование:

  • Классная доска, заранее оформленная к уроку.
  • Лекции учащихся в рабочих тетрадях по русскому языку.
  • Раздаточный материал для учащихся.

Приложение 1

Ход урока

I. Организационный момент

Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся. Оформление тетрадей учащихся

II. Актуализация изученного об обособленных обстоятельствах

Учитель. Рассмотрим пример. (см. раздаточный материал для учащихся)

Задание А7:
Выберите грамматически правильное продолжение предложения и объясните свой выбор.

Рассматривая рисунок,

1) создается впечатление, что птица живая;
2) обратите внимание на штриховку;
3) неожиданно погас свет;
4) мне вспомнилось лето.

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить правила употребления в предложениях деепричастного оборота (см. лекцию).

Правила употребления деепричастного оборота:

  1. Основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету: Рассматривая рисунок, обратите внимание на штриховку.
  2. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Хорошо было лежать на траве, смотреть на небо, думая о будущем.

Учитель. В каких случаях нельзя употреблять деепричастный оборот?

Возможные ответы учащихся:

  • Если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, “совершают” разные субъекты: Рассматривая рисунок, неожиданно погас свет. Убежав из дома, мальчик был найден родителями.
  • Если в безличном предложении нет инфинитива, к которому может относиться деепричастный оборот: Идя домой, мне стало грустно.

Учащимися выполняется задание А7, затем выполняются тренировочные упражнения для выявления пробелов в знаниях

III. Выполнение тренировочных упражнений по изученной теме

(Выполняются коллективно с объяснением.)

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя на велосипеде,

1) развиваются мышцы ног и спины;
2) требуется немалая выносливость;
3) вы получаете большое удовольствие;
4) у меня сломалась фара.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Выбрав пьесу,

1) началось распределение ролей;
2) оказалось, что там слишком много ролей;
3) была назначена первая репетиция;
4) мы немедленно начали репетировать.

IV. Самостоятельная работа в дифференцированных группах

Задание для группы № 1

1. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран только один вариант, а другой не подходит.

  1. Дойдя до реки, ... а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал.
  2. Тщательно прицелившись, ... а) охотник выстрелил и убил фазана; б) фазан был убит охотником.
  3. Плывя в лодке, .... а) множество птиц виднелось по берегам реки; б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.
  4. Собираясь в поход, ... а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.
  5. Подъезжая к станции, ... а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно.
  6. Набирая скорость, ... а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

2. Переделайте предложения, преобразуя один из глаголов-сказуемых в деепричастие-обстоятельство.

  1. Собака рычала и кидалась на зверя.
  2. Он оглянулся и увидел, как мелькнула и пропала во тьме лодка.
  3. Разведчик спрятался и стал следить за дорогой.
  4. Если спотыкаешься, не всегда брани дорогу.

Задание для группы №2.

1. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в построении деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их. Попытайтесь найти разные способы исправления.

  1. Меня не раз охватывал смех, глядя комедию “Ревизор”.
  2. Прочитав пьесу, напрашивается вывод о жизни за стенами костылевской ночлежки.
  3. Читая поэму “Мертвые души” и сталкиваясь с образом Плюшкина, у тебя появляется отвращение.
  4. Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей.
  5. Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова.
  6. Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.
  7. Услышав о разведке, Пете стало весело.
  8. Взявши власть в свои руки, правительством были изданы декреты.

2. Переделайте предложения, преобразуя один из глаголов-сказуемых в деепричастие-обстоятельство или в причастие-определение.

  1. Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю.
  2. Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу.
  3. Животные готовятся к зиме и кажутся озабоченными.
  4. Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает последние орехи.

V. Фронтальная проверка знаний учащихся по изученной теме

Задание 1.
Расскажите о предложениях по их схемам.

Цель: закрепить пунктуационные навыки по теме.

Задания к схемам:

1. Установите соответствия между данными схемами и следующими предложениями. (Выполняется в тетради с последующей проверкой)

а) Кленовый лист падал медленно кружась и на миг замерев коснулся земли.
б) Волна нахлынула и оставив влажный след на берегу с шумом откатилась прочь.
в) Пламя свечи колеблясь ненадолго рассеяло темноту.
г) Налетев неожиданно резкий порыв ветра пригнул к земле молодые деревца.
д) Вожак издав призывный клич и резко взмахнув крыльями вырвался вперед.

Ключ
1в 2г За 4д 56

Резервное задание.
Составьте свои предложения по данным схемам.

Задание 2. Работа с текстом
Цели: закрепить знания о синтаксической роли деепричастий и деепричастных оборотов и их функциях в речи; закрепить пунктуационные навыки по теме.

Прочитайте текст. Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты и одиночные деепричастия как члены предложения. (Работу можно выполнять в парах, затем взаимопроверка.)
Ночью старый сад притихнув живет своей загадочной жизнью. Луна выглянув из-за облаков ярким шафранным светом золотит кроны высоких тополей. Тоненькие яблони покачиваются шелестя листвой и словно боясь нарушить царящую вокруг тишину вновь замирают. Теплый ветер то налетая то затихая колышет траву. Все безмолвствует только соловей притаившись в густых зарослях изредка оглашает сад своей мелодичной трелью.
Ты стоишь и вдыхая чудесный аромат цветов и любуясь серебристой гладью озера благодаришь природу за ее вечную красоту.
Расскажите о функциях деепричастий в данном тексте.

Задание 3. Работа по культуре речи
Цель: предупредить возможные речевые ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

Укажите речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Читая произведение, нас взволновала судьба главного героя.
2. Воздух, словно остекленев, как-то особенно прозрачен.
3. Москва, возникнув много веков назад, прекрасный город.
4. На поезд мы опоздав, решили идти пешком.

Задание 4. Работа по развитию речи
Цель: уметь употреблять деепричастие и деепричастный оборот в речи.

Распространите предложения, введя в них обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.
Хорош летний день в Крыму! Солнце освещает иссиня-черную гладь. Тысячи серебристых искр зажигаются и гаснут. Волны накатываются на берег, шуршат галькой и вновь отступают. Чайки парят над морем, качаются на волнах, греются на берегу. Кипарисы и кедры отбрасывают прохладную тень. Все в этом благодатном крае наполнено тишиной и спокойствием.
Как изменился текст? Почему?

Задание 5. Тесты

I. Укажите верные высказывания.

1. Деепричастие в предложении является определением.
2. Деепричастный оборот на письме выделяется запятыми.
3. Деепричастие всегда употребляется с зависимыми словами.
4. Основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершается одним и тем же лицом.

II. Укажите деепричастный оборот.

Уставшие путники медленно экономя всё убывающие силы спускались по склону холма.

III. Укажите предложения с деепричастным оборотом.

1. Выследивший добычу ястреб стремглав ринулся вниз.
2. Лист вздрогнув плавно начал падать.
3. Много повидав на своем веку он уже ничему не удивлялся.
4. Будучи уже довольно известным художник мечтал снискать еще большую славу.
5. Знавший в лесу все тропинки отряд уверенно шел вперед.

IV. Укажите предложения, не содержащие пунктуационных ошибок.

1. Камыш шурша клонился к воде.
2. Искры сверкали, неожиданно загораясь, и, вспыхнув, гасли.
3. Он, играючи тяжелыми гирями, бежал по арене.
4. Он остановился, и, не решаясь двинуться дальше, прислушался.

V. Укажите предложения, не содержащие речевых ошибок.

1. Любуясь величественной рекой, меня поразила ее красота.
2. Доверившись друзьям, он успокоился.
3. На лучшее он понадеясь, не предпринял никаких решительных шагов.
4. Весла, погрузившись в воду, тут же взлетали вверх, поднимая многочисленные брызги.

VI. Выделите обособленные обстоятельства. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Петя посидел несколько времени в избе радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. (Л. Толстой)
2. Долго после этого Петя молчал прислушиваясь к звукам. (Л.Толстой)
3. Лошадь набежав на тлевший в утреннем свете костер уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. (Л.Толстой)
4. Выехав на просеку по которой видно было далеко направо, Денисов остановился. (Л.Толстой)
5. Долго стояла Оксана раздумывая о странных речах кузнеца. (Н.Гоголъ)
6. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями молчаливо одобряя их. (Л.Толстой)

VII. В каких предложениях деепричастия и деепричастные обороты не обособляются?

1. Она слушала затаив дыхание.
2. Он молча повесил шинель на гвоздь.
3. Лена нарочно дожидалась стоя на мостике.
4. Два человека готовились к косьбе загодя.
5. Мы построились в длинную шеренгу час спустя.
6. Мы не спеша шли по осеннему лесу.

Ключ к тестам
I. 2, 4. П. ...экономя все убывающие силы... III. 3, 4. IV 2, 3. V 2,4. VII. 1,3

VI. Объяснение нового домашнего задания

Повторить по лекциям материал, изученный по теме.
Повторить изученное об уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся

Учитель. Какие затруднения возникли во время работы на уроке?

Ученики анализируют свою работу на уроке и ставят задачи для домашнего повторения.

Использованная литература

  1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2006.
  2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 2006.
  3. Иванова С.Ю. Экзаменационные “ловушки”. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2005.
  4. Иванова С.Ю. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: тренировочные материалы. Самара, 2008.
  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М, 1996.
  6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.
  7. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 1998.