Презентация по теме "Использование мнемотаблиц и тактильных дощечек в обучении старших дошкольников с нарушением зрения"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Познание - это творческий процесс получения и постепенного обновления знаний, необходимых человеку. В психолого-педагогической литературе термин познание определяется как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации ,выработки своего отношения к ней. Познание окружающей ребенка действительности неразрывно связано с развитием у детей с нарушением зрения познавательной активности и исследовательского поведения, а оно в свою очередь является основой исследовательского обучения. Познавательная активность является важным качеством развивающейся личности .

  • Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются:
  • сосредоточенность, концентрация внимания на интересующем его предмете, теме, процессе;
  • уровень развития собственной инициативы ребенка, когда он по своему желанию обращается к той или иной области знаний, стремится узнать больше;
  • участие в обсуждении явлений окружающей действительности, высказывание своего мнение;
  • переживание положительных эмоций при преодолении затруднений в деятельности;
  • проявление своей заинтересованности в мимике, жестах.

Познавательная активность - это самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда - условие, от которого зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень её развития определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания.

Познавательная активность тесно связана с исследовательским поведением, которое совершенствуется в исследовательском обучении. Как отмечает в своих трудах доктор психолого-педагогических наук А.И.Савенков: "Исследовательское поведение призвано выполнять важнейшую функцию - функцию развития".

В настоящее время, наряду с развитием познавательной активности, исследовательское поведение рассматривается учеными и специалистами как неотъемлемая характеристика личности, проявляющаяся в любой сфере культуры, а термин "исследовательское обучение" рассматривается как особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Таким образом, главной целью исследовательского обучения является формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

По словам А.И.Савенкова: "Исследовательское обучение-путь воспитания истинных творцов".

Важный источник познавательной активности дошкольника - опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.

У детей с нарушением зрения (в отличие от их нормально видящих сверстников) процесс развития познавательной активности и исследовательского поведения осложняется их первичными зрительными нарушениями и вторичными, сопутствующими им, диагнозами (замедленностью психического и речевого развития, и др.). Специалисты выделяют следующие особенности развития таких детей:

  • снижение уровня развития зрительного восприятия (его неполнота, неточность, фрагментарность ,замедленность);
  • процесс координации движений задержан;
  • затруднена оценка пространственных признаков (местоположения, направления ,расстояния);
  • снижение предметно-практического опыта, отсутствие за словом конкретных представлений;
  • многие дети с нарушением зрения не умеют общаться в диалоге, т.к. не умеют слушать собеседника; также у них слабо развита монологическая речь;
  • индивидуальные особенности работоспособности (утомляемости), скорости усвоения информации;
  • мышление (анализ и синтез информации) может быть затруднено, больше преобладает наглядно-действенное, чем наглядно-образное (из-за нарушения полноты, целостности, точности и объема зрительного восприятия окружающей действительности);
  • особенности эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в расторможенности или наоборот - заторможенности действий ;

Поэтому, возникает необходимость развития познавательной активности и исследовательского поведения у таких особых детей также в особом, специально организованном , коррекционно направленном образовательном процессе.

Познавательная активность ребёнка с нарушением зрения только постепенно в ходе развития, под влиянием воспитания и обучения принимает формы сознательной целенаправленной деятельности.

Практика развития познавательной активности детей с нарушением зрения показывает, что одним из эффективных условий познавательного развития является адаптивное применение метода исследовательского обучения в русле специально организованной коррекционно-развивающей работы. Как было отмечено ранее - тема развития познавательной активности посредством организации исследовательского обучения обобщена и систематизирована в научных работах доктора психолого-педагогических наук А.И.Савенкова . Применяя его рекомендации на практике и адаптировав их к детям с нарушением зрения мы в своей работе создаем специальные коррекционно-развивающие условия развития познавательной активности.

В таких условиях педагог помогает детям самим избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет, подбодряет ребёнка, высказывая уверенность в его возможностях, поддерживает его старания, подчеркивает, что он может выбрать самый удобный, самый интересный для себя способ познания.

В свою работу по развитию познавательной активности через исследовательское обучение мы включили три подпрограммы:

  • "Тренинг" - развитие у детей исследовательских умений и навыков;
  • "Детскую исследовательскую практику"-проведение детьми самостоятельных исследований;
  • "Мониторинг" - защиту исследовательских работ и творческих проектов; фестивали детских работ.

Поскольку у детей с нарушением зрения из-за снижения уровня зрительного восприятия вызывает затруднение составление целостной картины окружающей действительности , есть трудности в установлении причинно-следственных связей, а также низкое отражение в речи полученных знаний, мы в своей работе по подпрограмме "Тренинг" учим детей специальным навыкам и умениям исследовательского поиска :

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить собственные мини-доклады;
  • объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Например - в подпрограмме "Тренинг"- в блоке "Учимся задавать вопросы" мы используем следующие упражнения по обучению детей этому умению : на стол кладется какой-либо предмет (это может быть - кукла; машинка; кубик и т.д.) и детям ,сидящим вокруг стола с заданным предметом предлагается задавать как можно больше разных вопросов ,чтобы узнать об этом предмете как можно больше .Так мы учим детей пользоваться вопросительными словами, строить вопросительные предложения:

Кто это? Что это? Из чего (из какого материала) сделан этот предмет? Зачем он нужен? К этому же блоку - "Учимся задавать вопросы"- относятся и упражнения по развитию умения составлять описательные рассказы, и в этом прослеживается четкая взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ведь описать кого-то или что-то - значит ответить на вопросы: "Что это за предмет? Чем он отличается от других предметов(по размеру ,цвету ,фактуре материала)? Чем похож на другие предметы? Для большей эффективности восприятия объекта предлагаем описать предмет с использованием тактильных и всех сохранных анализаторов - и в этом прослеживается взаимосвязь с коррекционно-развивающей работой по развитию тактильного восприятия детей, развитию мыслительных функций(как анализа, так и синтеза).

В блоке "Учимся выдвигать гипотезы" мы учим детей умению выдвигать предположения(сами гипотезы) - сначала - сказочные объяснения, а затем - более правдоподобные, из реальной жизни. Например: придумай пять сказочных объяснений тому, почему мяукают кошки(поют птицы; плавают рыбы). Дети учатся проговаривать вслух свои мысли, снимается психологический зажим - боязнь сказать что-то не так, так как всем гипотезам детей придается равнозначная ценность, развивается монологическая речь детей с нарушением зрения;

В блоке "Учимся видеть проблемы" - детям на рисунке (или в проблемной ситуации)дается логическая задача по типу: "Что не так ? Или к чему может привести данная ситуация? То есть дети учатся видеть следующий шаг развития данной ситуации, ее логическое завершение. Так развивается прогностическая функция мышления детей.

Применяя на практике метод детского исследования, на тренировочных занятиях мы используем следующую структуру такого занятия:

Выбор темы (из нескольких тем, обозначенных карточками с картинкой или мнемотаблицами);

Составление плана исследования (задача исследователей - получить как можно больше информации о предмете исследования и подготовить о нем небольшое сообщение (доклад);

Чтобы узнать как можно больше об объекте существует много способов добычи информации - "методов исследования". Педагог может спросить: "Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?" Входе коллективного обсуждения дети могут назвать следующие методы: "прочитать в книге","понаблюдать",но педагог должен подвести детей к мысли, что сначала нужно подумать самому. По ходу обсуждения на стол перед детьми выкладываются карточки (мнемотаблицы), обозначающие эти методы ("подумать", "прочитать в книге", "спросить у специалистов","понаблюдать","Провести эксперимент","посмотреть в интернете"). Можно добавить и такие методы:"позвонить по телефону","получить информацию у компьютера".

Следующий этап-сбор материала. Чтобы запомнить материал мы также используем мнемотаблицы: дети сами зарисовывают изображения на листочках бумаги фломастерами(карандашами, ручкой).

Следующий этап-обобщение полученной информации - нужно разложить полученные зарисовки, проанализировать и обобщить сведения. Совместно с педагогом дети смотрят и рассуждают о том, что интересного они узнали? Что нового они могут рассказать другим по результатам проведенного исследования?

Последний этап - доклад. Можно выбрать еще в начале занятия двух детей, которые в конце занятия и сделают сообщение по исследованной теме, опираясь на собранный материал.

После выступления докладчиков - завершении доклада, нужно обязательно устроить его обсуждение, дать детям-слушателям дополнить доклад ,задать вопросы. Такие тренировочные занятия А.И.Савенков рекомендует проводить одно - два, но мы рекомендуем учитывать индивидуально-психологические особенности детей в группе, исходить из конкретной ситуации. К каждому занятию у ребенка должна быть папка исследователя - на лист картона формата А4 наклеиваются кармашки из плотной белой бумаги. На каждом - схематичное изображение "метода исследования". В них дети вкладывают свои схематические записки.

Такие занятия способствуют формированию у детей самоконтроля, самооценки выполненной работы, развивают умение действовать самостоятельно. В таких занятиях активизируются поисково-познавательные способности детей, с учетом индивидуальных особенностей - развиваются сохранные анализаторы (речевой, слуховой, тактильный) ,что способствует эффективности проводимой обучающей коррекционно-развивающей работы: расширяя представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности ,развивая точность, полноту и скорость зрительного обследования, формируя зрительно-двигательные умения планомерного и целенаправленного обследования предметов ,картинок, обучая умению выделения главных признаков объектов ,анализу сложных форм с помощью сенсорных эталонов и т.д., коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного восприятия и познавательной активности обогащает метод исследовательского обучения коррекционно-практической направленностью, а метод исследовательского обучения встраивается в систему коррекционно-развивающей работы нестандартностью подходов к ней, развивая детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, формирует их маленькими исследователями.

Чтобы помогать детям творчески преобразовывать действительность в коррекционно-развивающем исследовательском обучении в своей работе мы придерживаемся следующих принципов:

  • всегда нужно подходить к работе творчески ; учить детей действовать самостоятельно (с учетом их зрительных диагнозов; рекомендаций специалистов, а также - индивидуально-психологических особенностей );
  • никогда не сдерживать положительную инициативу детей, не делать за детей то, что они могут сделать сами или то, что они могут научиться делать самостоятельно;
  • никогда не спешить с вынесением оценочных суждений;
  • помогать детям учиться управлять (по мере возможности) процессом усвоения знаний (прослеживать связи между различными предметами, событиями, явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; анализировать, синтезировать, классифицировать информацию).

Как было отмечено ранее, для развития познавательной активности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающего исследовательского обучения мы также используем мнемотехнику.

Мнемотехника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Как отмечает в своих трудах педагог Т.В. Большева - цель использования мнемотехники: развитие разных видов памяти(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной),мышления, внимания, воображения, в итоге - развитие творческого познания.

  • На первом этапе использования мнемотаблицы происходит ее рассматривание-разбор того, что на ней изображено.
  • На втором этапе педагог совместно с детьми перекодирует (преобразовывает) информацию, изображенную в таблице, то есть заменяет абстрактные символы в образы- прямоугольник с расположенным над ним треугольником - дом; треугольники, расположенные в ряд друг напротив друга- зубы волка ,которыми он "щелк".
  • На третьем этапе - дети учатся пересказывать тексты(рассказов, сказок)с опорой на символы(образы), то есть происходит отработка метода запоминания .
  • На четвертом этапе - делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • На пятом этапе - ребенок самостоятельно воспроизводит мнемотаблицу и рассказывает - что на ней изображено.

В своей работе мы применяем не только рисованные, но также и тактильные мнемотаблицы (у них на листах плотного картона наклеены кусочки шерсти ,веревки ,накапан воск ; наклеена разнофактурная ткань) - это позволяет детям с нарушением зрения развивать тактильную память .

В целом - овладение приемами работы с мнемотаблицами детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения оптимизирует процесс их коррекционно-развивающего исследовательского обучения и одновременно решает следующие задачи:

  • развивает основные психические процессы - память, внимание, образное мышление; обучает умению перекодировки информации, т .е. преобразованию из абстрактных символов в образы;
  • развивает монологическую и диалогическую речь;
  • развивает мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Таким образом, применяя для развития познавательной активности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста передовые методы обучения (детское исследования, использование мнемотаблиц), и адаптируя их применение на практике к потребностям таких детей - мы оптимизируем свою педагогическую деятельность, тем самым повышая уровень социальной адаптации таких, особых детей, к окружающей их действительности.

Литература.

1. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я.Ляудис.М.1981г.

2. Савенков А.И.Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.

3. Большева Т.В.Учимся по сказке .Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие .2-е изд. испр.- СПБ .: "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2005.