Из опыта работы по внедрению авторской программы "Я учусь общаться"

Разделы: Начальная школа


Как известно, в РФ разработаны, апробированы и утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения начального общего образования (ФГОС НОО) (далее Стандарты). Уже в этом учебном году учителя российских (в том числе и дагестанских) школ будут руководствоваться новыми Стандартами, в которых одной из важнейших задач образования определено формирование универсальных учебных действий (УУД), в том числе и коммуникативных.

Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, разработчикам новых Стандартов необходимо было выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования. Ключевым значением коммуникации для психического и личностного развития ребенка являются содействие и сотрудничество учащихся, направленные на деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Кроме того, “благодаря своей знаковой (вербальной) природе общение изначально связано с обобщением (мышлением): возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания”.

Вполне очевидно, что успех этой работы во многом определяется уровнем профессиональной компетентности учителя начальных классов по формированию у школьников УУД как своеобразного фундамента, без которого невозможно в дальнейшем сформировать у них умение самостоятельно приобретать знания. Кроме того, учителю, работающему в условиях билингвизма (Республика Дагестан), необходимы знания специфики региона, одна из которых заключается в необходимости учета влияния родных языков учащихся (речь идет о классах со смешанным национальным составом) на процесс усвоения русского языка.

Для данной категории обучающихся в стандартах нового поколения выделены национально-региональный (вариантный) и школьный компоненты.

Национально-региональный компонент содержания начального образования Республики Дагестан способствует формированию личности выпускника школы, как достойного представителя региона (хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей Дагестана), гарантирует право на получение нормированных знаний о русском и родном языках, литературе, истории, культуре, природе республики каждым учеником, повышает статус образования, как фактора развития региона, углубляет знания, предусмотренные Федеральным компонентом стандарта общего образования.

В Республике Дагестан обучение в классах со смешанным национальным составом ведется на русском языке по программам и учебникам, предназначенным в качестве основы обучения и учащимся РФ, для которых русский язык является родным. Следовательно, учащимся-дагестанцам необходима качественная речевая подготовка на русском языке к моменту поступления в школу. Практика же выявляет неоднородный уровень владения языком учащихся, большинство из которых – представители коренных народностей Дагестана (более 90%). Положение осложняется и тем, что языковая ситуация в республике за последнее десятилетие претерпела значительные изменения, связанные прежде всего с миграционными процессами, урбанизацией. Русский язык подвергается влиянию языковой среды даже тогда, когда учащиеся не владеют родным языком. В данном случае проявляются явления внутриязыковой интерференции, которые в определенной степени препятствуют успешному усвоению русского языка учащимися-дагестанцами.

По нашему мнению, в условиях обучения учащихся начальных классов Республики Дагестан русскому (неродному) языку приоритетным должно стать формирование коммуникативного аспекта УУД, поскольку:

1. Овладение системой речевой и языковой подготовки актуализируется на всех предметах общеучебного цикла и служит основой обучения.

2. Формирование личностного, регулятивного и познавательного компонентов УУД невозможно без четко разработанной системы по развитию коммуникативных навыков.

3. Процесс коммуникации в условиях совместного обучения представителей различных национальностей, где каждый из членов группы испытывает определенные трудности интерферентного характера в общении на русском языке, выступающем в качестве языка межнационального общения, является приоритетным направлением работы учителя начальных классов и служит фундаментов для успешного обучения на последующих образовательных ступенях.

В первый год обучения происходит становление ученика как субъекта нового вида деятельности (учебной), поэтому именно с данного этапа необходимо формирование УУД. В психологии выделяют три базовых аспекта коммуникативной деятельности: взаимодействие, сотрудничество, интериоризация. В соответствии с этим мы выделили особенности каждого аспекта.

1. Коммуникация как взаимодействие: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

2. Коммуникация как условие интериоризации (перенос во внутренний план) и рефлексии. УУД образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

3. Коммуникация как кооперация. Третью большую группу коммуникативных УУД образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

Конечно, при поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения. Но следует признать, что, несмотря на значительное внимание, уделяемое развитию речи, именно в школьные годы оно часто тормозится. Одной из наиболее существенных причин такого положения является, как это ни парадоксально, “вербализм традиционного обучения, при котором происходит: 1) отрыв речи от реальной деятельности в ее предметно-преобразующей материальной или материализованной форме; 2) преждевременный отрыв речи от ее исходной коммуникативной функции, связанный с обучением в форме индивидуального процесса при минимальном присутствии в начальной школе учебного сотрудничества между детьми”.

В течение 2009–2010 года мы наблюдали и отслеживали уровень сформированности коммуникативной компетенции у детей, поступающих в дагестанскую начальную школу, с целью выявления общего уровня развития общения. В ходе эксперимента мы устанавливали состав базовых, т. е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок как:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • приемлемое отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника и т.д.
Бесспорно, при отсутствии помощи учителя в условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного количества детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты.

В данной статье мы представляем некоторые занятия по формированию коммуникативных УУД из авторской программы Арефьевой О.М. “Я учусь общаться”, которая включает 14 занятий, позволяющих развивать у учащихся первых классов РД коммуникативные универсальные учебные умения. Каждое занятие содержит конкретные задания, направленные на формирование следующих коммуникативных умений: высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь выслушивать мнение другого, формулировать вопросы к тексту, вступать в диалог и т.д. Также возможно использование разнообразных заданий исходя из индивидуальных особенностей детей.

Занятие 1. Общение

Принятие правил при общении.

  1. При общении с другими людьми умей поддерживать разговор.
  2. Понимай, что возможны различные точки зрения на какой-либо предмет или вопрос.
  3. В ходе общения выбирай нужные слова, используй мимику и жесты для выражения своих мыслей.
  4. Умей обосновывать собственное мнение.
  5. Умей договариваться, находить общее решение.
  6. Умей аргументировать свое предложение, убеждай и уступай.
  7. Внимательно слушай собеседника.
  8. Умей высказывать свое мнение, даже если оно отличается от других.
  9. Сохраняй доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
  10. Умей с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера.
Задание 1. Напиши три самых важных для тебя правила общения, которые мы приняли на занятии. Если ты еще не умеешь писать, расскажи о них взрослым, пусть они запишут их здесь.

1.___________________________________________________________
2.___________________________________________________________
3.___________________________________________________________

Занятие 3. Делимся умением общаться

Задание 1. Нарисуй здесь Аминат и Магомеда. Подпиши под рисунками, какие умения общения им помогли высказать свое мнение. Если ты еще не умеешь писать, расскажи о них взрослым, пусть они запишут их здесь.

Задание 2. Как Аминат узнала о мнении Магомеда? Прочитай начало предложения.

Аминат узнала о мнении Магомеда, потому что он смог ____________

____________________________________________________________

Как, по твоему мнению, лучше закончить предложение?

Выбери те слова, которые тебе больше нравятся, и допиши предложение:

– сказать о нем,
– задать вопрос,
– прислушаться,
– улыбаться.

Занятие 8.

Тема: Учимся высказывать свое мнение

Цель: формирование умения высказывать свое мнение, сравнивать его с мнениями одноклассников, развивать умение составлять ответы на вопросы к прочитанному тексту, расширять словарный запас учащихся, воспитывать бережное отношение к книге.

Задачи:

  • развитие умения готовить самостоятельно рабочее место;
  • развитие умения составлять ответы на вопросы;
  • развитие умения давать словесную характеристику поступкам;
  • развитие умения понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Формируемые умения и навыки Ход занятия
Развитие организационных умений и навыков

 

 

 

 

 

 

 

Развитие умений и навыков культуры устной речи

 

 

 

 

Умение высказывать свою точку зрения, анализировать

 

 

 

Умение давать ответ на вопрос к прочитанному тексту; выслушивать мнение одноклассника

Умение анализировать и работать в паре

 

 

 

 

Умение давать словесную характеристику своему настроению

 

Умение с помощью мимики и жестов показывать свои чувства

Развитие устной речи учащихся и обогащение словарного запаса

Развитие анализа и синтеза

– Ребята, посмотрите, готовы ли вы к занятию?

– Кто помнит, чему мы учились на прошлом занятии?

– Молодцы, правильно, мы учились высказывать свое мнение, а сегодня мы продолжим совершенствовать это умение.

– Откройте тетради – занятие № 8.

– Посмотрите в тетрадь.

– Что вам нужно сделать?

– Правильно, вам нужно прочитай стихотворение К. Жанэ “Братишки”. Ответить на вопросы. Высказать свое мнение, чему учит это стихотворение?

– Прочитайте стихотворение в тетради.

Купила по книжке братишкам.
Один прочитал свою книжку.
Другой разорвал свою книжку.
Купила братишкам по книжке,
Но разные были братишки.

– Как вы думаете, понравилось ли ваше чтение соседу по парте?

-Выслушай его мнение.

Ответьте на вопрос.

– Как братишки читали книжки?

– Что нужно сделать для того, чтобы прочитанные книжки оставались всегда в образцовом порядке?

– Правильно, необходимо бережно пользоваться ими.

– Ребята, а сейчас поработаем в парах. Обсудите с соседом по парте.

– Как вы думаете, понравилось ли такое “чтение” книг старшим?

-Что они могли сказать?

Задание 2. Физкультминутка.

– Встаньте, пожалуйcтa, из-за парт. Давайте с вами отдохнем.

– С каким настроением вы сегодня пришли в школу?

– Я хочу пожелать вам, чтобы хорошее настроение никогда не покидало вас.

Дидактическая игра “Настроение”.

Учитель читает стихотворение, по ходу которого ученики показывают те чувства, о которых сказано в нем:

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

– Посмотрите на задание № 3. Что нужно сделать?

– Вам необходимо прочитать и попытаться объяснить пословицу.

Возьми книгу в руки – и не будет скуки.

– Работу с пословицей выполняем по памятке.

ПАМЯТКА

  1. Внимательно прочитай пословицу.
  2. Выдели в ней слова, важные для понимания смысла.
  3. Подчеркни слова, употребленные в переносном значении.
  4. Сделай выводы: скажи своими словами, как ты понял пословицу.
Рефлексия

Развитие умения анализировать
– Сегодня мы очень хорошо потрудились, чему мы с вами научились?

– А зачем мы учились высказывать свое мнение? Где нам это пригодится?
Анализируя занятие, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что данное занятие было направлено на формирование коммуникативного умения “высказывать свое мнение”, задания подбирались с такой целью, чтобы была возможность продолжать работу по развитию умений других групп. Помимо развития коммуникативных умений проводилась работа по развитию познавательных процессов.

Занятие 14. Обобщающее занятие

Задание 1. Допиши предложения:

Настоящие собеседники…__________________________________________

Мой лучший собеседник…__________________________________________

Хороший собеседник…_____________________________________________

Задание 2. Нарисуй, как ты общаешься со своими одноклассниками. Можешь подписать их имена.

Проведение целенаправленной работы по созданию в классе реальных условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешного формирования навыков эффективного сотрудничества учащихся со сверстниками – вот главная задача учителя начальной школы.

Мы понимали, что приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом – атмосферы поддержки и заинтересованности. Мы полностью исключили атмосферу контроля, систематически поощряли детей, высказывающих свою точку зрения, а также воспитывали у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Решающая роль в создании благоприятной общей атмосферы принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д., а также введение в программу начальной школы уроков психологии, направленных на раскрытие эмоционального интеллекта детей, умение выражать и воспринимать чувства, эмоции и мысли других людей.

Становится очевидным необходимость специальной организации учебного сотрудничества для более интенсивного формирования коммуникативных действий учащихся – билингвов с более высокими показателями, в более широком спектре. Как результат к концу начальной школы, преодолев эгоцентризм, дети научатся лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. А это и будет показателем нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе.