Роль пейзажа в рассказе Виктора Астафьева "Васюткино озеро". 5-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (299,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • проанализировать текст, определить функции пейзажа, продолжать формировать навыки анализа прозаического текста;
  • продолжать развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение глубоко понимать текст;
  • воспитывать эстетический вкус и формировать внутреннюю культуру учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация.

Методические приемы: исследовательская работа с текстом, аналитическая беседа.

Учащиеся повторяют пройденный материал по тропам, стилистическим фигурам, иным компонентам текста (портрет, пейзаж, деталь, хронотоп и др.). Предварительно ученикам дается задание внимательно прочитать рассказ Астафьева и выделить в тексте те эпизоды, где встречается пейзаж или элементы пейзажа. Также учащиеся осмысляют рассказ Бориса Екимова «Охота на хозяина». В качестве индивидуального задания дается выразительное чтение отрывка «описание тайги» из рассказа Астафьева «Васюткино озеро».

В начале урока учитель сообщает цель: определить роль пейзажа в рассказе. Обращает внимание учеников на портрет В.П. Астафьева. Представляется целесообразным напомнить определение литературоведческого понятия «пейзаж».

Вспомните, пожалуйста, что называется пейзажем?

Пейзаж – это изображение незамкнутого пространства. Поля, реки, горы, человек среди природы, парк, беседка, дорога с мчащимся по ней автомобилем – все это пейзаж. Функции пейзажа в художественном тексте разнообразны: он может указывать на место и время, на движения души героев, характерные черты их внутреннего мира. Природа, описываемая пейзажем, может содействовать персонажам, мешать им или же оставаться равнодушной к их действиям. Пейзаж может быть связан  с названием произведения. Он может помогать понять основную мысль текста. Пейзаж тесно связан  с другими художественными средствами.

В тексте присутствует образ глухаря. К какому компоненту текста относится этот образ?

К пейзажу.

Верно. А можно конкретизировать этот ответ?

Это деталь пейзажа.

К каким разновидностям детали может быть отнесена эта деталь?

К деталям психологическим, сюжетным и описательным одновременно. С помощью эпитетов «большая», «черная» дается описание птицы. При ее появлении меняется настроение Васютки: он волнуется и радуется. Эти чувства и эмоции вызваны охватившими героя при виде глухаря любопытством и охотничьим азартом. Связан этот образ и с сюжетом – преследование является завязкой действия. Именно в погоне за этой птицей герой заблудился. Но в то же время как раз ее запеченная тушка спасает героя от голода.

Можно ли говорить о символическом значении образа птицы? Назовите, пожалуйста, связанные с ней мифологические ассоциации.

Да, образ птицы имеет символическое значение. Она символизирует природу в целом, препятствующую и помогающую герою. Птица выступает в качестве двусмысленного помощника и одновременно антагониста. Как невольный проводник, глухарь заводит героя в глубину тайги, в которой последний может погибнуть. Но он также спасает персонажа собственным телом. В результате пройденных испытаний Васютка претерпевает изменения, взрослеет. Подобная двусмысленность характерна для многих помощников героев в сказках и архаических мифах. Птица как проводник – традиционный образ античной и христианской мифологических систем, а также ряда других мифологий Старого и Нового Света.

Каким образом связаны природа и человек?

Природа препятствует человеку, но и помогает ему.

Прошу вас прочесть описание ночи в Заполярье и объяснить роль пейзажа.

(Выразительное чтение отрывка.)

Пейзаж указывает на время суток – ночь и на место действия – Заполярье. С помощью пейзажа показано наступление утра. Сочетание тропов: эпитета («густая»), сравнения («как смоль»), метафоры («начала редеть»), олицетворения («прятаться») – позволяет читателю представить начало утра, появление первых лучей света. Упоминаемый повествователем всползший туман также свидетельствует о наступлении утра. Пейзаж выполняет психологическую функцию. С помощью него читатель постигает чувства, испытываемые героем: неуверенность, беспокойство. Ряд олицетворений-глаголов, употребляемых автором, создает картину затухающего костра: «Костер … зашипел, защелкал, принялся чихать, будто сердился…» Потухающий костер символизирует происходящее с героем: во внешнем мире – испытываемые им трудности, во внутреннем – терзающие его чувства.

Почему герой рассказа ассоциируется с разожженным им костром?

Костер одинок, одинок и герой. Но жизнь костра заканчивается, он догорает, а  герой продолжает бороться. И все же они очень похожи друг на друга, так как одинаково противопоставлены окружающему их миру враждебной человеку природы.

Вы правы. Прочтем описание утра. Пейзаж выполняет различные функции. Перечислите их и докажите это.

Пейзаж указывает на место и время, как и в предыдущем отрывке. Только время дня сменилось, наступило утро. Место осталось тем же самым – лес, Заполярье. Природа утром оживает. Солнце светит высоко. Мелкие капли воды от тумана легли повсюду, они сверкают. Красота природы и ее пробуждение показаны автором с помощью тропов. Важную роль играют и сравнение, и олицетворение, и метафоры: «Туман росою (сравнение) пал (олицетворение) на деревья, на землю, мелкая пыль (метафора) искрилась (метафора) всюду». Просыпается жизнь в тайге. Повествователь описывает, как по-разному кричат птицы. Кедровки «на манер базарных торговок», громко, перебивая друг друга. Желна (черный дятел) плачет, кричит жалобно, тоскливо. Синички попискивают, издают высокие звуки. Птицы и звери своим поведением очень отличаются друг от друга. Синицы потрошат старое дерево, ищут в нем насекомых. Белка завтракает, наверное, ест орехи или тех же насекомых. Она цокает, бежит, издавая короткие звонкие звуки. Лес полон шума, звуков, движения.

На что указывает эта пестрая картина утренней тайги?

Эта картина показывает богатство природы северного леса. Но все это пышное разнообразие не обращает внимание на человека. Оно не для него, а само по себе.

Если повествователь так хорошо знает лес, то что можно, исходя из этого, сказать о самом писателе?

Виктор Астафьев очень хорошо знал природу. Он любил лес, любил Сибирь. Его жизнь была тесно связана с природой.

Посмотрите, пожалуйста, еще раз фотографию В.П. Астафьева. Неслучайно писатель изображен у калины, на фоне растения. А на этой фотографии он на берегу Енисея. Возвратимся к тексту.

Прочтем описание тайги. (Читает заранее подготовленный ученик.) Определим роль данного пейзажа. Обратите внимание на значение природы в тексте.

(Выразительное чтение отрывка.)

Пейзаж указывает на большую внутреннюю тревогу мальчика, а также описывает причину этой тревоги. Он видит «молчаливую» и «равнодушную» тайгу, похожую на темное море. Он видит низкое небо, опустившееся почти к самому лесу. Облака закрывают его полностью. Сочетания эпитета и сравнения («спрессованной ватой»), олицетворения и метафоры («ложилась», «растворялась») помогают читателю представить тяжелое небо, нависшее над темной тайгой. Именно этот небосклон и этот лес так действуют на душу героя, что заставляют его переживать и ощущать себя одиноким. Природа в данном случае не препятствует герою и не помогает ему. Природа равнодушна к судьбе человека. Но она также связана с ним, поскольку будит в нем определенные чувства. Но эта связь односторонняя: ответить природе персонаж не может. Также благодаря пейзажу можно проследить отдельные черты характера героя – его впечатлительность и способность эту впечатлительность преодолеть.

Вы правильно определили функции пейзажа и характер взаимодействия человека и природы. Проведите параллель с рассказом Бориса Екимова «Охота на хозяина».

Природа в рассказе Астафьева то равнодушна, то враждебна, то спасительна. У Бориса Екимова же природа открыто противодействует людям. Фабулы обоих рассказов в некоторой степени сходны. И там, и там вторжение в ее владения (преследование глухаря, попытка поймать сома) оборачивается серьезными проблемами. Сходство присутствует и в роли образов птиц: угрожающего и предупреждающего орлана у Екимова, завлекающего в тайгу глухаря у Астафьева.

Посмотрите описание вечера на озере. Определите функции пейзажа.

Пейзаж указывает на место происходящих событий (озеро) и на время (вечер). Обращает на себя внимание сравнение («Середина озера напоминала … раскаленную печку»). Значит, вода в середине озера была красноватого цвета. Также, по-видимому, она была теплой. В ней отражалось закатное солнце. Метафорический эпитет «кровянистое небо» вносит в текст дополнительный смысловой оттенок. Раздражающее небо и отраженное в озере подобное же солнце волнуют героя, вызывают в нем тревогу, беспокойство, дискомфорт. Пейзаж также указывает и на иное место действия – небо. Солнце уходит, становится темно. Метафора («стыли облака») и эпитет («неподвижные облака») помогают передать ощущение от наступления ночи. Тьма и холод воцаряются в мире. Тоску и тревогу вызывает не только эта ночь и это небо, но и «маленький, похожий на ноготок месяц». Употребленное автором сравнение указывает на испытываемую героем тоску. Соотнесение части природы и части человеческого тела лишь подчеркивает заброшенность человека. В целом данный пейзаж помогает показать место героя в мире, а также понять одну из констант, характерных черт внутреннего мира героя: его способность воспринимать и понимать природу.

Определите роль пейзажа, связанного с рекой Енисей. Портрет соотносится с пейзажем. Объясните роль портрета.

Пейзаж указывает на место событий – Енисей.  Краткое описание реки («красива», «широка») и упоминание о том, что раньше она казалась герою «обыкновенной», «не очень приветливой» позволяют понять испытываемую им радость. Пейзаж соотнесен повествователем с портретом. Поза героя, его действия говорят о необыкновенной радости и чувстве счастья: «Мальчик застыл… Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в нее лицо…» Охватившая его эйфория, ощущение единства с рекой вызваны спасением.

Как композиционно данный пейзаж связан с сюжетом?

Енисей спасает жизнь Васютке. Данный момент в тексте является кульминационным.

А что является развязкой действия?

Спасение Васютки. Он попадает на катер-бот.

Какова идея текста?

Идея связана с прославлением человека, его физических и духовных возможностей.

Подумайте, а пейзаж связан с идеей?

Да. Пейзаж помогает понять идею текста. Именно на фоне пейзажа ярче вырисовывается фигура человека, что традиционно для жанра робинзонады. С традицией этого жанра связан рассказ Астафьева.

Как вы объясните название рассказа?

Название также связано с пейзажем. Озеро, которое открыл Васютка, названо в его честь. В нем сохраняется память о его приключении.

Сделаем вывод. Какова же роль пейзажа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро»?

Пейзаж выполняет разные функции. Он указывает на место и время событий, передает настроение героя, позволяет понять его характер. С помощью пейзажа подчеркнута основная мысль текста. Пейзаж связан с названием рассказа. Кроме того, показано существование природы, ее превосходство над человеком. Но человек преодолевает враждебность природы. Пейзаж полифункционален.

Подведение итогов урока. Оглашение оценок.

Домашнее задание.

Подготовиться к уроку внеклассного чтения: определить роль пейзажа в рассказах В. Астафьева «Ах ты, ноченька», «Земляника», «Теплый дождь», «Капалуха».

Литература к уроку:

  1. Литературная энциклопедия, т. 9. – М.: 1935.
  2. Мифологический словарь. Под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: 1991.
  3. Трессидер Дж. Словарь символов. – М.: 2001.
  4. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: 2002.
  5. Чернец Л.В. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. – М.: 2008.