Пути духовно-нравственного воспитания школьников через работу школьного историко-краеведческого музея "Патриот"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Ход урока

В глобализирующемся мире стремительно меняются общественные устои, происходит смена ценностных ориентиров, совершается подчас болезненная ломка привычных форм сознания и образа жизни. Если человек прошлого был в известной степени защищен от многих нравственных ошибок рамками среды или сословия, в которых протекал его жизненный путь, то сейчас все возрастающая ответственность ложится непосредственно на личность. И именно семья, школа должны служить источниками духовных ориентиров, которые помогут человеку найти свое достойное место в современном обществе.

На наш взгляд русская Православная Церковь может помочь государству , обществу,  семье,  школе в координации научных, творческих и просветительских усилий. В духовной сокровищ­нице Православия таится неисчерпае­мый источник мудрости и силы. Православная  церковь рассматривает функцию образования не только в предоставлении человеку суммы знаний, соответствующей его возрасту и интересам общества, но и в создании условий для духовного становления личности.

Учебник «Человек и общество» для 11 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой дает определение понятию ценность жизни и культуры. «Ценности — это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. В самом деле, раз­ве не является для каждого человека ценностью понимание, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, вера и безверие? Разве не является ценностью для каждого человека принадлеж­ность к своему народу, его культуре, любовь к Отечеству и ува­жение к другим народам? Безусловной ценностью для личнос­ти является обладание достижениями общечеловеческого, цивилизационного развития, профессиональными знаниями, поз­воляющими человеку занять свое место в сложившейся систе­ме разделения труда. Поэтому можно согласиться с философа­ми, которые считают, что ценность — это жизненная ориентация, это индивидуальный выбор. Ценность вырастает из идеалов личности».

В нашей школе вопросам духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания уделяется очень большое внимание. Учителями разработаны и апробированы элективные курсы «Основы православной культуры»,  «Основы исламской культуры».

С 2004года в школе начал свое становление историко- краеведческий музей «Патриот». В январе 2006 года школьный музей был паспортизирован. Сегодня музей – это центр духовно- нравственного, историко- культурного и гражданско- патриотического воспитания, место , объединяющее       родителей, детей, педагогов. Именно музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения истории и культуры. Цель школьного музея – воспитание у учащихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов.

Направление работы школьного музея: научно-исследовательское поисковое, проектное, экскурсионное, научно-экспозиционное, связь с ОО и СМИ.

Действующие экспозиции: «Имя улицы…что за ней?», «История школы», «Поклонимся великим тем годам!», «Национальный мотив», «Советский период», «Святое и вечное», « Из бабушкиного сундука».

В основе экспозиций- музейные экспонаты, которые имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребенка одновременно. Это позволяет влиять на формирование духовно- нравственных ценностей учащихся.

В настоящее время общепризнано, что педагогически значимы только те музеи, которые создаются на основе самостоятельной поисковой деятельности учащихся. И именно поисковая работа учащихся является одним из важнейших факторов духовно-нравственного и гражданско – патриотического воспитания.

Экскурсии способствуют формированию духовно-нравственной  позиции  у школьников. 2009-2010 году были проведены виртуальные экскурсии на темы: «Международный день памятников и исторических мест», «Маленькие герои большой войны» и т. д.

В настоящее время проектная культура получила широкое распространение в самых различных сферах, в том числе и музейной. В основе работы и нашего музея используется метод проектов. Все проекты, выполняемые при сотрудничестве взрослых и детей, можно разделить на творческие – интеллектуально-практического характера и научно-исследовательские. Метод проектов, проводимый музеем, оправдал себя, как средство активизации учащихся, развития их творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В творческих проектах в нашей школе принимают участие учащиеся 1-11 классов. Тематика творческих проектов планируется педагогическим коллективом, администрацией школы и членами совета музея совместно Творческие проекты становятся основой новых экспозиций. Наши проекты: «Я, ты, он, она – вместе дружная страна», «Легенда одной вещи», «Моя родословная».

С научно – исследовательскими проектами учащиеся принимают участие во Всероссийской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее». Вместе с руководителем музея ребята выбирают актуаль­ные и интересные направления исследовательской де­ятельности в области истории, краеведения, социологии, религии, культурологии. Можно выделить два основ­ных направления исследований учащихся, проводимых на базе музея: историко-краеведческое и духовно-нравственного. Как результат - учащиеся школы являются победителями и призерами конференций и конгрес­сов различного уровня. Работы учащихся печатаются в разных изданиях.

Школьный музей сегодня действительно является центром духовно- нравственного воспитания учащихся школы. ,выполняет учебно - воспитательную функцию, в  своей деятельности музей использует  возможности, потенциал и творчество учащихся, фонд музея - 1300 экспонатов.

 Литература

  1. Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками //Новый мир. – 1999. – №4. – С. 176 -185
  2. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем //Директор школы. – 2001.  – №10. – С. 84-87
  3. Захарчук  А., Есликова Е. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста // Специалист. – 1999. – №2. – С. 30-32
  4. Ильинский И. Молодежь России // Культура.  – 2001. – №16. –  С. 4
  5. Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. – 2000. – №4.  – С. 29-37
  6. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в  школе. – 1999. – №2. – С. 50-52
  7. Коптев-Дворников В.Е. Молодежная субкультура и Церковь: Православные ценности близки психотипу подрастающего поколения // Независимая газета. – 2002. 17-18 мая. – С. 2
  8. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социол. Исслед. // Народное  образование. – 2000. – №3. – С.117-120
  9. Хмелев Е. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших  классов // Воспитание школьников. – 2001. – №8. – С. 10-13
  10. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. – 2002. – №2. – С.5 – 13