Использование современных технологий на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:
Образовательная:
а) знать определение термина (омонимы);
б) уметь: работать со словарём, словарными статьями; отличать омонимы от многозначных слов.

Развивающая:
а) создание положительной мотивации на уроке,
б) развитие речи, воображения учащихся, их мыслительных процессов, активности и самостоятельности.
Воспитывающая:
а) воспитывать эстетический вкус,
б) прививать чуткость к слову родного языка.

Оборудование: карточки, кроссворд, ребусы, рисунки учащихся, музыка, мультимедийный проектор.

Информационные технологии: игровые, компьютерные, тестовые.

Оформление доски: Лексика. НЛО. (Неопознанные «Лексические» Объекты). На обороте
I. Бор1,- ы, м.  Сосновый лес.
Бор2,-а, м.   Стальное сверло.
II. Омонимы – (греч.) «омос» – одинаковый, «онима» – имя.
III. Рисунки учащихся: ключ, ключ – родник; овсянка – каша, овсянка – птичка.

Ход урока:

I. Учитель:
- У меня самые прекрасные дети на свете! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь.
- И теплее стало вокруг!
Сегодня с вами, а впрочем, глядя на доску, определите, чем мы будем заниматься на уроке?
Действительно, что же такое НЛО?
Проблема. А что такое проблема? (Дети зачитывают из толкового словаря – инд. задание дать заранее). Ответ на этот вопрос мы, может быть, узнаем позже.
Ребята, вообразите себе, что вы представители лексических княжеств, и у каждого княжества есть свой герб. (Зачитывают лексическое значение слова герб).
Итак, ваша визитная карточка. (Представляют каждый своё княжество – 1.Антонимы. 2.Синонимы. 3.Прямое-Переносное значение. 4.Многозначные-Однозначные слова. 5.НЛО таинственные пришельцы).  Используются слайды.
У любого волшебного государства есть глава. Нам не хватает?

– Королевы!

(Звучит переливающийся «стеклянный» звон. Открывается дверь. Входит Её Величество Королева Лексика).

- Доброе утро, юные земляне! Я немного отлучилась из своего маленького, но удивительного королевства «Лексика». Несмотря на свой высочайший титул, я обожаю играть…играть словами.
Передо мною 5 команд – по названию моих чудных княжеств. Ах, одно неизвестно – НЛО. Вот вам мой волшебный ключ. После моего ухода вы откроете тайну этих загадочных пришельцев.
(Ассистенты разложили карточки – словоЛексика»).

1.Испытание: У вас листочки с моим именем. К каждой букве нужно подобрать слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь. Время – 1 минута – песочные часы. (Ассистенты ставят очки в лист учёта).

2.Испытание: Постарайтесь ответить на мои вопросы:
1).Какой рукав нельзя пришить?
2).На каких полях не пашут и не сеют?
3).Какой корень не находится в земле?
4).Какой ручкой нельзя писать?
5).Из какого полотна нельзя сшить платье?
Вывод: Какие лексические особенности слова использованы в этих вопросах? (Многозначные слова).

3.Испытание: Шарады. Что такое шарада? (Зачитывают значение слова).
а). С буквой к бери меня на покос, а без буквы к ужалю в нос. (К - оса).
б). Из писка птиц мой первый слог возьмёте, второй – с бараньей головы. Откройте печь и там найдёте то, что не раз едали вы. (Пи – рог).

4.Испытание: Ребусы. Что такое ребус? (Зачитывают значение слова).

Ребус 1

(Валенки)
Рисунок 1

 

Ребус 2.
 
(Варежки)
Рисунок 2

(Ассистенты отмечают ответы в листе учёта и подводят итоги)

- К сожалению, пришло время проститься с вами. Я тороплюсь на торжественный приём, и опаздывать – нельзя. Ведь точность – вежливость Королей.
Итак, команда – княжество …набрали … очк… Вот вам моя награда.
А чтобы вы не забыли меня, я задам домашнее задание: написать письмо, вложить в конверт и подписать: Королеве Лексике. Начните так: Я вам пишу, Королева Лексика, о слове…(о каком слове вы хотели бы рассказать, какое слово удивило вас, что вы узнали о нём…).
Звучит музыка.
- До свидания, будьте терпеливы и настойчивы, шагая по бесконечной дороге Знаний.

II. Учитель:
- А теперь пришло время разгадать тайну НЛО. Как мы это сделаем?
- С помощью ключа Королевы!
Ученик (из княжества НЛО) читает стихотворение А.Барто и задаёт вопросы ребятам (иллюстрация уч-ся к стихотворению на доске).

Скажи  «родник» -
И вот возник,
Бежит в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий.
Мы и родник зовём ключом
(Ключ от двери тут ни при чём).

1).Сколько предметов определяет в стихотворении слово ключ?
2).Какие это предметы?
3).Это разные по значению слова?
4).Одинаково ли пишутся и произносятся эти разные по значению слова?
Ученик знакомит с гербом своего княжества (на обороте доски – картинки уч-ся).
Учитель:
- Королева подарила ключ, ключ к разгадке – в каком значении? (переносном).
Какие слова из лексики напоминают нам эти (ключ – ключ)? (многозначные).
Что такое многозначные слова? Что ещё характерно для них?
Почему слова (ключ – ключ) нельзя отнести к многозначным? (нет ничего общего, совершенно разные по лексическим значениям слова).
Отсюда следует, что для таких слов в лексике есть своё название. Оно пришло…  А пусть они сами расскажут. (Ученица зачитывает о происхождении слова омонимы).
Учитель:
- Что перед вами – омонимы или многозначные слова – поможет разобраться толковый словарь.
Как в толковом словаре объясняется значение многозначного слова? (в одной словарной статье).
- А омонимов? – (объясняет ученица)- бор1 – бор2 и формулирует, что такое омонимы.
- Какой можно сделать вывод?
Между омонимами нет ничего общего. Омонимы пишутся в разных словарных статьях.
Мы раскрыли тайну НЛО – это новое княжество в лексике - Омонимы.

III. Закрепление.
1.Найти в нашем толковом словаре омонимы.  (Работа со словарём).
2.Удивительные слова омонимы! Поэты любят использовать их в своих шуточных стихотворениях.
См. слайды
- Почему слова – норка, овсянка, адмирал, дворник – омонимы?

IV. Обобщающие вопросы:

  1. Какую проблему мы решали на уроке?
  2. Что вы узнали нового из лексики?
  3. Что называется омонимами?
  4. Привести примеры омонимов.
  5. Чем отличаются омонимы от многозначных слов?

V. Самостоятельная работа. Тест.

1. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:
а) черные мысли; 
б) седой старик;  
в) искры костра;  
г) рев водопада;
д) тянутся дни;
е) красный закат.

2. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:
а) стекольный завод — завод часов;
б) тихий голос — тихая погода;
в) идут торги — идут часы;
г) корень слова — корень растения;
д) мягкий знак — мягкий климат.

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в прямом значении:
а) цветущий сад;
б) тяжёлый характер;
в) бегающие дети;
г) время бежит.

4. Укажите ряд омонимов:
а) (родниковый ключ ключ от замка);
б) (разговорчивыймолчаливый);
в) (смеятьсяхохотать).

5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются …
а) омонимами;
б) синонимами;
в) антонимами.

6. Отметьте ряд, все слова в котором являются синонимами:
а) одеваться, наряжаться, облачаться;
б) молодой, взрослый, пожилой.

7. Какая пара слов не является антонимами?
а) густой – редкий;
б) радоваться – горевать;
в) быстро – медленно;
г) цветок – дерево.

8. Определите, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова:
а) берите свежий хлеб;
б) сестра и меня берёт с собой в поход;
в) где вы берёте книги?
А. Омонимы.
Б. Многозначные слова.

9. Определите, омонимами или многозначными словами являются выделенные слова:
а) у девочки красивая коса;
б) дедушка наточил косу;
в) песчаная коса Братского моря.
А. Омонимы.
Б. Многозначные слова.