Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме "История создания сборника И.С. Тургенева "Записки охотника". Сравнительный анализ описания природы в рассказе "Бежин луг" (7-й класс)

Разделы: Литература, МХК и ИЗО

Класс: 7


Цель урока: познакомить учащихся с историей сборника И.С. Тургенева «Записки охотника»; умение видеть красоту русской природы глазами художника и писателя;
комментированное чтение начала и конца рассказа; воспитание любви к родной природе.

Оборудование: портрет писателя И.С. Тургенева, учебник-хрестоматия, 7 класс; репродукция картины В.В. Васильева «Мокрый луг»; рисунки учащихся.

Ход урока:

1. Вопросы на повторение:
а). Расскажите об интересных страницах жизни И.С.Тургенева (проверка домашнего задания).
б). Как родители относились к образованию своего сына?
в). Что в детстве повлияло на становление будущего писателя?
г). Чему решил посвятить свою жизнь И.С. Тургенев?

2. Рассказ учителя об истории создания сборника И.С. Тургенева «Записки охотника».

3. Знакомство с новым материалом.

Экскурсия в художественный музей. В роли экскурсовода ученица, которая заранее подготовила рассказ о картине В.В. Васильева «Мокрый луг».

Слово учителя. Сегодня мы будем говорить о картинах природы в рассказе «Бежин луг» И.С. Тургенева. Поэтому, чтобы вы могли оценить мастерство писателя, мы не можем не сказать о художниках, которые с помощью кистей и красок передают красоту русской природы.

- Кого называют художниками-пейзажистами? (Это художники, рисующие пейзажи).
Пейзаж – это рисунок, изображающий виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
Давайте рассмотрим картину В.В. Васильева «Мокрый луг». Картина напоила нас спокойствием, радостью, она согрета ожиданием солнца и тепла.

4. Комментированное чтение и сопоставительный анализ двух описаний июльского утра (начало рассказа) и (конец рассказа). (Работа с учебником).

- Выразительно прочитайте начало и конец рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг».
(См. текст произведения, данный в учебнике-хрестоматии).
- О каком времени года идет речь в рассказе? (Лето).
- В каком описании больше эпитетов? (В первом. Внимание автора обращено вверх, к небу. Это деталь. Именно там ищет приметы земледелец. Ведь речь идет в рассказе от лица автора, который видит эту картину глазами простого крестьянина. Только сельский житель может обращать внимание на приметы в природе, так как ему надо сеять, пахать, убирать урожай. Только крестьянин на протяжении многих веков руководствуется записями народных примет).
- Чем привлекает второе описание? (Красота, поэзия, яркость радует человека в круговерти природы).
- Что символизируют слова «утро зачиналось!» (Надежда автора на светлое будущее).
- Чем объединены обе части рассказа? (Природа способна объединить и сблизить).

5. Заключительное слово учителя.
Мы рассмотрели два эпизода описания природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Первое описание – автор рассматривает глазами крестьянина. Второе – завершает рассказ на радостной, мажорной ноте, он верит в светлое будущее страны. Тургенев, как и Васильев, любил родную природу, видел в ней залог великого будущего своей родины. Он верил в простого русского человека, в мужика, на плечах которого все держалось.

6. Домашнее задание.
Подготовить художественный пересказ описания природы из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» (по выбору учащихся).