Пластический обмен. Биосинтез белка

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: Изучить суть пластического обмена веществ, процесса биосинтеза, его значение.

Задачи:

Образовательные:

  • Рассмотреть понятия «обмен веществ», «ген», «код», «процесс сборки молекулы белка»;
  • Объяснять сущность матричных реакций;
  • Сформировать представления об основных процессах метаболизма;
  • Развить навыки решения поисковых задач.

Развивающие:

  • Формировать умения и навыки, выделять главное, сравнивать, анализировать, формировать навыки.

Тип урока: комбинированный, первичного закрепления.

Метод проведения: частично-поисковый, с элементами беседы.

Требования:

  • согласно программы.
  • иметь представления о процессе биосинтеза белка.
  • знать: определение «обмена веществ», пластический обмен»,триплет, транскрипция, трансляция, матричный синтез.
  • уметь: объяснять процесс обмена веществ, этапы биосинтеза белка, связывать со строением ДНК, РНК, нуклеотиды.

Межпредметные связи: химия.

Внутридисциплинарные связи: цитология, генетика.

Обеспечение занятия:

  • Наглядные пособия: таблицы «Биосинтез белка»;
  • Раздаточный материал;
  • Мультимедийное сопровождение.

План:

I. Организационный момент

II. Проверка знаний учащихся:

Метод: фронтальный опрос, игра «Лото».

III. Изучение новой темы

  • Мотивация учебной деятельности (сообщение темы, цели, задачи, использование в дальнейшей деятельности)
  • Изложение нового материала.
    1. Понятие о биосинтезе белков.
    2. Этапы биосинтеза.
    3. Решение обучающих задач.

IV. Закрепление материала.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

  • Приветствие, подготовка аудитории к работе;
  • Наличие учащихся.

II. Проверка знаний учащихся:

Разминка по теме «Органоиды»

  1. Система мембран, разделяющих клетку на отдельные отсеки, в которых протекают реакции обменных процессов – это..
  2. Внутренняя мембранная структура хлоропластов –..
  3. Структура обеспечивающая движение клетки –…
  4. Клеточная структура, содержащая генетический материал в форме ДНК– …
  5. Двумембранная органелла клетки, в которых идет запасание энергии в форме АТФ…
  6. Складки мембраны митохондрии, увеличивающие общую площадь поверхности..
  7. Основное вещество клетки, в котором находится  все органоиды..
  8. Полые цилиндры, состоящие из микротрубочек и участвующие в делении клетки – это…

Игра «Лото» по теме «Генетический код»

Для проведения игры каждому ученику выдается  с терминами, всего два варианта. Термины – ответы на игровых полях:

1 вариант

Хроматин

Белок

Генетический код

Аденин, гуанин, цитозин, тимин

Полипептид

И РНК

Хромосомы

Денатурация

Анаболизм

 2 вариант

Глобула

РНК

Аминокислоты

Т РНК

Рибосомы

Репликация

Стоп-кодон

Ген

метаболизм

Для заполнения игрового поля ученикам выдаются разноцветные кружки (синий, красный, зеленый) соответствующих размеров. Задавая вопрос, учитель оговаривает, кружком какого цвета следует закрыть ответ. В случае правильного выполнения на игровом поле появляется определенный цветной орнамент – это значительно облегчает проверку. В ходе игры, ученики достают из конверта, заранее заготовленные вопросы и найдя в своей таблице ответ, закрывает его кружком. Если вся карточка оказывается заполнена правильно – ученику выставляется оценка «5», если один ответ не верен, оценка «4».

Вопросы:

  1. Важнейший компонент живой клетки, составляющую большую часть массы клетки (белок) – синий;
  2. Содержит информацию о строении белка в клетке (хромосомы) – синий;
  3. Участок молекулы ДНК, глее закодирована информация о строении белка (ген) – зеленый;
  4. Цепочка, состоящая из последовательности нуклеотидов, содержащая только уроцил (РНК) – синий;
  5. Система записей наследственной информации в молекуле нуклеиновой кислоты (генетический код) – зеленый;
  6. Основные мономеры, входящие в молекулу ДНК, состоящие из азотистых оснований (А, Г, Т, Ц)– синий;
  7. Основные мономеры белков (аминокислоты) – красный;
  8. Как называются бессмысленные триплеты, не кодирующие аминокислоты (стоп-кодон) – красный;
  9. Разновидность нуклеиновой кислоты, обеспечивающую транспортную функцию (ТРНК) – синий ;
  10. Комплекс ДНК с белком (хроматин) – красный;
  11. Процесс раскручивания спирали ДНК (репликация) – зеленый;
  12. Процесс разрушения структуры белка называют (денатурацией) – красный;
  13. Разновидность РНК, служащей матрицей при сборке белковой молекулы (ИРНК) – красный;
  14. Место сборки белка (рибосомы) – красный;
  15. Все белковые молекулы называют (полипептидами) – красный;
  16. Белковая молекула, свернутая в клубок, называется…(глобула) – синий;
  17. Совокупность всех ферментативных реакций клетки, связанных между собой, и с внешней средой обменом веществ, называют… (метаболизмом) – зеленый;
  18. Реакция биологически высокомолекулярных веществ из простых, протекающих с поглощением энергии, называют ... (анаболизмом или пластическим обменом).

III. Изучение новой темы

Учитель: Активизация знаний. Сегодня на уроке, мы будем говорить о пластическом обмене. Выясним, как происходит биосинтез белка. А белки представляют биополимерные цепи. Участок молекулы ДНК (ген) служит матрицей для синтеза одной цепи белка.

К примеру, любая книга издается определенным тиражом в несколько тысяч экземпляров, которые совершенно одинаковы, т.к опечатаны из одного шаблона – типографской матрицей. Если бы в матрице были бы допущены ошибки, то анна была бы воспроизведена во всех экземплярах.

В клетке живых организмов, роль матрицы выполняет молекула ДНК. Биосинтез белков происходит на рибосомах – это особые органеллы клетки, которые находятся в цитоплазме.

Работа с опорным конспектом.

Обмен веществ – это метаболизм

Метаболизм – совокупность всех ферментативных реакций клетки, связанных между собой и с внешней средой, состоящий из пластического и энергетического обмена

Пластический обмен веществ (анаболизм) – реакции биологического синтеза, из простых, протекающий с поглощением энергии.

Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления высокомолекулярных веществ, протекающих с выделением энергии.

Организация работы с терминами и понятиями.

рис.1

Рис.1. Органоиды клетки.

А) Пользуясь учебником, из текста, выпишите все органические вещества, которые принимают участие в биосинтезе белка.

Б) Выпишите все органеллы клетки, которые участвуют в биосинтезе белка.

В) Пользуясь таб. 1 (см. Приложение 1) «Строение нуклеотидов, кодирующих информацию в генах и геномах». Назовите характерные признаки строения генома.

Г) Пользуясь рисунком, раскройте понятие принципа комплементарности.

рис.2
 

Рис.2. Последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК.

Работа по рисункам и таблицам, показ на слайдах.

Учитель: Биосинтез белка – это пластический обмен, он состоит ид двух этапах:

  1. Просмотр анимации о этапах синтеза белка на рибосомах.
  2. Анимация «Транскрипция», обобщение.

1) Транскрипциия (переписывание) – биосинтез молекул РНК, осуществляется на молекулах ДНК по принципу матричного синтеза. При помощи ферментов РНК – полимеразы на соответствующих участках молекулы ДНК синтезируются все виды РНК. Затем и РНК и т РНК выходят в цитоплазму, р РНК встраивается в субъединицах рибосом, которые так же выходят в цитоплазму.

2) Анимация (трансляция)

Транскрипция – синтез полипептидных цепей белков на матрице т РНК, согласно генетическому колу, осуществляющий в рибосомах. Транскрипция начинается со стартового кодона – АУГ. Отсюда рибосома прерывисто, триплет за триплетом, движется вдоль молекулы и РНК, что сопровождается ростом полипептидной цепочки. Число аминокислот равно числу триплетов и РНК. Полипептидная цепочка удлиняется до тех пор, пока не закончится  трансляция, и рибосома не дойдет до одного из колонов. После этого синтез белка прекращается .на одной из и РНК, может размещается одновременно несколько рибосом.

рис.3
 

 Рис.3. Копирование информации на молекуле ДНК и образование и РНК.

Учитель: Рассмотрите рис.16 стр. и составьте общую схему биосинтеза белка. Дайте определение понятиям: «транскрипция», «трансляция», «биосинтез».

(Один ученик у доски выполняет задание), проверку проводят путем показа слайда схемы и дополнительного пояснения учителя.

Схема.

Решение поисковых обучающих задач.

К доске вызываются 3 учащихся для выполнения задач по карточкам.

Задача 1. В искусственных условиях (вне клетки), удается синтезировать белок, используя для этого готовые, взятые из клеток различных организмов комплексы (и РНК, рибосомы, аминокислоты, АТФ, ферменты). Какой – овечий или кроличий белок будет синтезироваться, если для искусственного синтеза, взять рибосомы кролика, а и РНК, из клеток овцы? Почему получен этот ответ?

Дано:

Компоненты и РНК из клеток овцы

Рибосомы – кролика

Решение:

  1. Синтез происходит на рибосомах.
  2. Информацию несет и РНК о структуре белка
  3. Все комплексы имеются для сборки.

Ответ: будет синтезироваться белок овцы, т.к информацию несет и РНК овцы.

Задача 2. Часть матричной нити молекулы ДНК, состоит из нуклеотидов А-Т-Т-Ц-Ц-Т-Т-А-А-Т-А-Ц-Г. Каков будет порядок нуклеотидов комплексе молекулы РНК?

Решение: А-Т-Т-Ц-Ц-Т-Т-А-А-Т-А-Ц-Г

У-А-А-Т-Г-Ц-А-У-У-У-Г-Ц

Задача 3. Считается, что средний молекулярный вес аминокислоты равен 110, а нуклеотида 300.Объяните что тяжелее: молекула белка или его ген?

Дано:

Ср. мол. масса аминокислоты –110

Нуклеотида – 300

Что тяжелее, молекула белка или его ген?

Решение:

  1. Ген – это участок молекулы ДНК.
  2. Он кодирует первичную структуру полипептид.
  3. Аминокислоты кодируются тремя нуклеотидами.
  4. и РНК имеет молекулярный вес – 900.
  5. Участок ДНК участвует в синтезе аминокислот. За счет двойной спирали, еще в два раза тяжелее.

Ответ: Молекулярная масса гена будет равняется 1800, что намного тяжелее чем аминокислота.

Задача 4. Сколько содержится аденина, гуанина, цитозина, во фрагменте ДНК, если обнаружено 600 тиминов, который составляет 20% от общего числа нуклеотидов в данной фрагменте молекулы ДНК.

Дано:

Тимин – 600

Сколько А, Г, Ц – ?

Решение:

  1. Остаточный процент нуклеотидного состава 100 – 20% равняется 80%.
  2. Количество Т-А.
  3. Количество А и Ц , составит : 80-20% равняется 60%.
  4. Так как А и Ц поровну, тогда 60 делим пополам, что составит по 30%.
  5. А в 10% составляет30 нуклеотидов, тогда 30% составит 900 нуклеотидов.

Ответ: А и Т составит по 20%, 600 нуклеотидов, а А-Ц составит по 30%, всего 900 нуклеотидов.

IV. Закрепление материала.

Беседа по вопросам:

  1. Что происходит в ядре клетки
  2. Что происходит в цитоплазме клетки?
  3. Что происходит на рибосоме?
  4. Что такое генетический код?
  5. Какую структуру имеет полипептидная цепочка, отделяющая от матрицы, молекулы РНК?
  6. Какова Роль ферментов в процессе биосинтеза?

V. Подведение итогов урока.

– Оценить степень реализации поставленных задач на занятии целей.

– Оценить работу учеников во время занятия.

VI. Домашнее задание:

Изучить параграф 16, вопросы, подготовится к тесту. Решение задач.

1. При исследовании свойств ДНК ученые обнаружили что молекула обладает тепловой неустойчивостью она разрушается даже при нормальной для организма температуре. Каким образом целостность ДНК сохраняется в организме? Используйте алгоритм системного анализа,

А. составьте подробную схему системы, в которой возникла проблема.

Б. определите проблемный элемент и укажите функцию. Которую необходимо выполнить для решения проблемы.

В. Для получения необходимой информации измените:

  • структуру и состав вещества проблемного элемента;
  • форму и размеры проблемного элемента и  системы;
  • расположение проблемного элемента в системе;
  • стадии развития проблемного элемента;
  • внесите в систему элементы из других систем и организуйте их взаимодействие с проблемным.

2. Ученые доказали, что в аминокислотной последовательности белков имеет отношение только 10% ДНК. Как вы думаете, какие функции выполняют остальные 90% ДНК?

3. Известно, что у представителей различных видов организмов встречаются белки со сходной первичной структурой. Предложите объяснение этому факту.

Использованая литература:

  1. Бухвалов В.А. Общая методика развивающего образования.– Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2003 – 126 с.
  2. Бухвалов В.А, Мурашковский Ю.С. Изобретаем черепаху: как применить ТРИЗ в школьном курсе биологии. Книга для учителей и учащихся – Рига, «Эксперимент», 1993.