Интегрированный урок "Правописание безударных гласных в корне слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Цель: закрепить умение писать без ошибок слова с безударными проверяемыми гласными и парными согласными в корне слова.

Задачи:

  • закрепить умение применять правила написания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова;
  • закрепить умение «видеть» орфограмму;
  • развивать навык чтения;
  • развивать внимание, память;
  • развивать грамотную речь;
  • развивать навыки каллиграфического письма;
  • воспитывать любовь к русскому языку и литературному чтению.

1. Организационный момент. Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.

2. – Что изображено на слайде? (Часы) (Слайд 3)

– Что в них необычного? (Циферблат с названиями 12 месяцев).

– Какая сказка сегодня поможет нам работать на уроке? («Двенадцать месяцев»). (Слайд 4)

– Кто автор? (С.Я. Маршак) (Слайд 5)

– С чем необычным вы встретились в начале сказки? (Звери разговаривают…)

– Значит, какая это сказка? (Волшебная)

– Сколько времени показывают часы? (Январь почти наступил) (Слайд 6)

– Какое сегодня число? (24 декабря)

3. – Сколько дней осталось до января? (7 дней)

– Прежде, чем записать число, проговорим по слогам орфографически.

– Какая орфограмма в слове декабря? (Проверяемый гласный в корне слова. Проверочное слово декабрь).

4. – Кто догадался, как называется тема нашего урока? (Безударные проверяемые гласные в корне слова). (Слайд 7) Запишите тему урока.

5. Чистописание. (Слайд 8)

– Прочитайте предложение. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания: она  чаще других встречается в словах этого предложения и обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость согласного. Какая это буква?

Никем не потревоженный снег лежит волнистыми сугробами, покрывает деревья пушистыми шапками. (Это буква е)

– Что вы знаете об этой букве? (Может обозначать два звука, в безударном положении нужно проверять)

6. Актуализация знаний.

– Какие орфограммы встретились в этом предложении? (ЖИ пиши с и, парные согласные в корне слова, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением и непроверяемые). Почему ставится запятая? (Однородные члены предложения – сказуемые).

– Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу.

Сделайте фонетический разбор слова деревья.

7. Упражнения в написании слов с безударными проверяемыми гласными в корне слова.

– Возьмите карточку № 1. Прочитайте отрывок из сказки.

– Кому принадлежат эти слова? Кому они адресованы? (Маленькая королева своему учителю)

– Проверим ваши догадки. (Слайд 9)

– Скажите, какое правило будете использовать, чтобы не ошибиться при написании всех слов в предложении?

– Спишите, вставьте пропущенные буквы, подберите устно проверочные слова.

«Травка  з.л.неет, солнышко бл.стит, а в наших  кор.левских  л.сах распускаются в.сенние  цв.ты. Посему  всемилостивейше пов.леваем доставить к Новому году во дв.рец полную корзину  подснежников.

– Найдите имена прилагательные. Сделайте разбор по составу слов (королевских, весенние, новому, полную)

Фронтальная проверка. Разбор у доски _____________________.

8. Гимнастика для глаз. (Слайд 10)

Упражнение №2

– Найдите отрывок № 1. Прочитайте. Найдите слова с орфограммой №1.

«Того, кто исполнит нашу высочайшую волю,  мы наградим  по-королевски..."…"Мы дадим  ему столько  золота, сколько поместится в  его  корзине, пожалуем ему  бархатную шубу на седой лисе  и позволим  участвовать в нашем королевском  новогоднем катании».

Переверните текст, возьмите карточку №2. Выберите правильный ответ.

– Проверим. (Слайд 11) Взаимопроверка.

Упражнение №3

– Найдите отрывок № 2. Прочитайте.

Все  светлее и светлее становится  вокруг.  Красноватые   отблески перебегают  по  снегу,  по  ветвям. И  вдруг  перед  Падчерицей  открывается небольшая  круглая  поляна,  посреди которой  жарко  пылает высокий  костер. Вокруг  костра сидят люди,  кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать: трое  старых, трое  пожилых,  трое молодых, а последние трое – совсем  еще юноши. Молодые  сидят у  самого  огня, старики – поодаль. На двух стариках белые  длинные шубы, мохнатые белые шапки, на третьем – белая шуба с черными полосами  и на шапке черная опушка. Один из пожилых – в золотисто красной, другой  – в ржаво-коричневой, третий – в бурой одежде. Остальные шестеро – в зеленых, разного  оттенка кафтанах, расшитых цветными узорами. У одного из юношей  поверх  зеленого кафтана шубка внакидку, у другого – шубка  на одном плече.  Падчерица останавливается между двух  елок и, не  решаясь  выйти на поляну, прислушивается к тому, о  чем говорят двенадцать братьев, сидящих у костра. (Слайд 12)

– Какой это текст? (Текст – описание). Узнали ли вы, кто сидел у костра? (В белой шубе январь, в белой шубе с черными полосами – декабрь). Озаглавьте отрывок.

– Прочитайте словосочетания. (Слайд 13)

  • трое молодых
  • становится светлее
  • падчерица останавливается
  • красноватые отблески  

– Кто нашел ошибку? (Третья запись не является словосочетанием. Это простое, нераспространенное предложение.) Ошибка стирается с доски.

– Запомните словосочетания. Убирается вторая часть. (Слайд 14)

– Ориентируясь на первые слова, напишите вторую часть каждого словосочетания.

9. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
А деревья выше, выше.

– Назовите слова из физминутки, в которых есть орфограмма №1? (Лицо, закачалось, деревцо, деревья)

10. Закрепление.

– Прочитайте отрывок. Озаглавьте. (Слайд 15)

В лесу и на поляне все меняется. Тает последний снег. Земля покрывается молоденькой травкой.  На  кочках под  деревьями  появляются голубые и белые цветы. Кругом каплет, течет, журчит. Падчерица стоит, оцепенев от удивления.

– Что  же ты стоишь?  Торопись. Нам  с тобой всего  один часок братья мои подарили.

– Да  как же все это случилось? Неужто ради меня  весна среди зимы наступила? Глазам своим по­верить не смею.

– Верь – не верь, а беги скорей подснежники собирать. Не то вернется зима, а у тебя еще корзинка пустая.

– О каких приметах весны говорится в отрывке?

– Найдите предложение, которое соответствует схеме. (Слайд 16)

Проверим. (Слайд 17)

(Земля покрывается молоденькой травкой).

– Есть ли здесь слова с безударной проверяемой гласной в корне?

11. Мини-контроль. Работа по карточкам. Взаимопроверка.

Проверочное слово

Проверяемое слово

криво

кривые

мех

меховая

диво

удивление

мёл

метёт

зелень

зелёное

– Взаимопроверка. (Слайд 18)

12. Подведение итогов урока.

– Над какой темой работали?

– Как проверит безударный гласный в корне?

13. Рефлексия. (Слайд 19)

Закончите предложение.

– Сегодня на уроке мне было …

– Сегодня я ...

Карточки с заданиями и отрывки текста для работы представлены в Приложении 1.