«Мир, такой прекрасный и родной…». Информационные технологии на интегрированном уроке окружающего мира и музыки

Разделы: Музыка, Начальная школа


Цели:

  • Развитие нравственных и эстетических переживаний ребенка за состояние и сохранность природы окружающей среды.
  • Формирование способности ребенка открывать для себя красоту родного края через сопоставление объективного мира и художественного"
  • Обобщить знания ОЗМ по разделу "Природные зоны России"; по теме "Музыка моего народа"
  • Ввести учащихся в мир музыки, навеянной образами природы;
  • Гармонизация внутреннего мира ребёнка выразительными средствами музыки;

Оборудование:

  • Карта полушарий.
  • Компьютер, диапроектор.
  • Экран, музыкальный центр.
  • Русские народные музыкальные инструменты.
  • Презентация.

Материалы урока:

  • ОЗМ: учебники, памятки, карточки;
  • Рисунки учащихся на тему "Музыка моего народа".
  • Песня В. Шаинского "Не дразните собак".
  • Частушки;
  • Инструментальные вариации на тему "Ой ты, степь широкая:"

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Группа учеников исполняет частушки "О моём крае:"

II. Актуализация знаний. Сообщение темы.

- С какими природными зонами мы уже знакомы?

Учитель ОЗМ: "Для проверки ваших знаний по теме "Природные зоны России", предлагаю представить свои группы. Слово капитанам команд".

1 группа.

  • География - это комплекс наук, изучающих поверхность Земли с её природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов.

2 группа.

  • Зоология - наука о жизни и развитии животных.

3 группа.

  • Ботаника - наука о жизни и развитии растительности.

4 группа.

  • Экология - наука о взаимосвязи человека с окружающим миром.

Все вместе мы представляем музыкальную группу.

III. Начало путешествия.

Учитель ОЗМ: "Валентин Катаев написал сказку "Цветик - Семицветик". Давайте скажем слова из сказки".

Хором:

Ты лети лепесток
Не на север, а на юг
Лишь коснешься ты земли
Быть, по- моему вели.

Учитель ОЗМ: "Хотим оказаться в Арктике!!!".

Сообщают:

1 группа.

  • Географы - Арктика расположена на Северном Ледовитом океане и северных островах, которые покрыты многолетними снегами и льдами. Иногда возникает северное сияние. Температура воздуха достигает -500С , -600С .

2 группа.

  • Зоологи - Найдите лишних птиц, обитающих в Арктике. Чайки, сайки, казарки, гагары, кайры.

3 группа.

  • Ботаники: Закончите предложение. На камнях островов встречаются :, похожие на накипь. Кое - где растут :.., а в море множество : ими питаются рачки.

Общий тест для всех (устно):

1) Огромные колонии птиц, селящиеся на отвесных скалах арктических островов называются:

а) "птичья ярмарка"

б) "птичий рынок"

в) "птичий базар"

2) Рыба, обитающая в морях Арктики называется:

а) сайка

б) сойка

в) сушка

3) Белому медведю помогает приспособиться к условиям Арктики:

а) белый цвет меха

б) широкие лапы

в) густая длинная шерсть

4 группа.

  • Экологи - Какую экологическую тревогу поднимает человечество в ледяной пустыне?

1) Охота и рыболовство - неумеренно.

2) Браконьерство

3) Загрязнение северных морей

Организован Заповедник "Остров Врангеля".

Это интересно! Надо решить!

Учитель ОЗМ:

1) Вес белого медведя 500 кг. Сколько весят 2 медведя?

2) На Крайнем Севере полярная ночь длится около 150 суток, а в тундре с декабря по февраль. На сколько суток дольше длится полярная ночь на Крайнем Севере, чем в тундре?".

Хором:

Ты лети, лепесток
Не на север, а на юг
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему вели.

Учитель ОЗМ: "Хотим оказаться в Тундре!!!".

Сообщают:

1 группа.

Географы - Южнее Арктики, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. Она занимает площадь около 3 мл.н км2, протягиваясь вдоль берегов Северной Америки и Евразии. Шириной до 500 км. На карте обозначена сиреневым цветом. В тундре нет четкой грани между весной и летом, летом и осенью. Зима долгая, суровая (морозы до -500 С). Круглый год дуют сильные ветры. В тундре много воды. Большие пространства заняты болотами. Бесплодная земля (в переводе с финского языка).

2 группа.

Зоологи - Ответьте на вопросы словом да или нет.

  1. В тундре водится небольшой по размеру грызун - лемминг? (да)
  2. Белая куропатка - хищная птица? (нет)
  3. Белая сова - травоядная птица? (нет)
  4. Песец и горностай питаются леммингами? (да)
  5. Оленеводы разводят костер, чтобы только согреться? Объясните.
  6. Плотное оперение птиц тундры защищает их от ледяных ветров? (да).

3 группа.

Ботаники - Прочитайте и назовите лишнее слово.

Полярная ива. Брусника. Ягель. Голубика. Карликовая берёза. Клён. Морошка. Можжевельник. Шиповник.

Это интересно!

Учитель ОЗМ:

1) А знаете ли вы, что голубику (высокий тундровый кустарник - высота 0.5 метров) называют, по-другому, гонобель?

2) Вечнозеленый кустарник - брусника

3) А родственник малины - морошка".

4 группа.

Экологи - Назовите не характерное для населения тундры занятие.

  1. Рыболовство.
  2. Оленеводство.
  3. Земледелие.
  4. Охота.

Ответ: Земледелие.

Экологические проблемы.

  1. Неумеренный выпас скота.
  2. Охота, рыболовство, браконьерство.
  3. Добыча полезных ископаемых.
  4. Загрязнение и разрушение почвы транспортом.

Организован заповедник "Таймырский"

Это интересно!

Учитель ОЗМ: " А знаете ли вы, что олень даёт человеку не только одежду, пищу, шкуру для чума и средство передвижения, но и пантокрин - средство для лечения заболевания туберкулёз.

Хором:

Ты лети лепесток
Не на север, а на юг
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему вели.

Учитель ОЗМ: "Хотим оказаться в Лесной зоне!!!".

Сообщают:

1 группа.

Географы - Лесная зона Россия самая большая. Она расположена южнее тундры. На карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, чётко выражены все 4 времени года. Эта зона состоит из 3-х частей: тайга, смешанные леса, широколиственные леса.

2 группа.

Зоологи - Вам надо отгадать загадки:

  • То рыжая, то серая, а называем белая.
  • Он стучит, не калечит, а лечит.
  • Большой сохатый, но не мохнатый.
  • Днём спит, а ночью летает.

Перечислите, какие ещё животные обитают в лесной зоне России.

3 группа.

Ботаники - Пронумеруйте в порядке с севера на юг:

  • Смешанные леса
  • Хвойные леса
  • Широколиственные леса

Тест "Блиц - опрос".

1. Тайга - это:

а) смешанные леса;

б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

2. Хвойные деревья:

а) кедровая сосна;

б) береза;

в) лиственница;

г) клён.

3. Вечная мерзлота имеется:

а) в зоне тайги;

б) в зоне широколиственных лесов;

в) в зоне смешанных лесов.

4. Широколиственные леса расположены там, где:

а) теплее;

б) почва богаче питательными веществами;

в) больше выпадает осадков.

4 группа.

Экологи - Проблемы экологии Лесной зоны:

  • Неумеренная вырубка леса
  • Браконьерство
  • Загрязнение окружающей среды
  • Разведение костров.

Организован "Приокско - Террасный заповедник".

Учитель ОЗМ: А знаете ли вы, что:

  • Берёза является "нянькой" для ели?
  • Что сосна самое светолюбивое растение, поэтому нижние ветки отмирают. А из хвоинок делают витаминную муку?
  • Что дуб живет 500 лет. Из него делают мебель?
  • Из лыка липы делали лапти, мочалки?
  • А из осины делают спички?
  • А из березы - лыжи?
  • А из ели делают музыкальный инструмент - пианино?

Выставка музыкальных инструментов через детские рисунки.

Учитель Музыки

"Вы очень грамотно сейчас говорили о нашей природе, а теперь понаблюдаем, как в музыке отражается её красота, как и чем человек научился скрашивать свою жизнь, наполненную трудом, научился делать её богаче и интереснее"

"Вы, наверное, узнали свои работы?

Подумайте и скажите: "Почему эта выставка сегодня представлена на уроке?"

(варианты ответов)

Вопросы на повторение знакомого материала.

  • Есть ли связь между музыкальными инструментами, природой и человеком?
  • В чём она проявляется:"

(варианты ответов)

Задание:

  • Выбрать рисунок и прокомментировать его (дать характеристику)
  • Извлечь несколько звуков из выбранного инструмента; сравнить их со звуками природы.

Учитель Музыки, вывод: то, есть человек не просто существует в мире природы, пользуясь её богатством, он ещё и создаёт другой мир своим умом, мастерством и талантом. Мир, который украшает его ежедневный труд, делает его жизнь духовно богаче и интереснее. Отсюда и песни, и танцы:и всё великое:

Хором:

Ты лети лепесток
Не на север, а на юг
Лишь коснешься ты земли
Быть по- моему вели.

Учитель ОЗМ: "Хотим оказаться в Зоне Степей!!!".

Сообщают:

1 группа.

Географы - Южнее Зоны Лесов расположена Зона Степей с промежуточной зоной Лесостепи. Там теплее, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьев меньше. Лес чередуется с безлесьем. Лето продолжительное, засушливое. Дуют горячие, сухие ветры - суховеи, переходящие в пыльные бури. Почва плодородная.

2 группа.

Зоологи: Животные приспособились к условиям степи окраской перьев и шерсти. Делают норы и гнёзда на земле. Крупная птица степи - дрофа, красавка - степной журавль(занесен в Красную книгу), степной жаворонок, серая куропатка.

Много насекомых: шмель, кузнечик, кобылка и др.

Хищные птицы: степной орёл, пустельга.

3 группа.

Ботаники: Растут, в основном, травянистые растения: тюльпан, ирис, ковыль, типчак, пион (занесён в Красную Книгу).

4 группа.

Экологи : Проблемы экологии Лесной зоны:

  • Неумеренная вспашка земель
  • Неумеренный выпас скота
  • Браконьерство
  • Исчезновение редких птиц, насекомых

Организован заповедник "Заказники"

Учитель ОЗМ: А знаете ли вы, что:

  • Степное животное хомяк - запасает на зиму до 16 кг пшеницы.
  • Вес взрослого самца дрофы достигает до 10 кг
  • В степи столбиком стоят и тоненько посвистывают суслики
  • Степь - это необъятные просторы.

Учитель Музыки:

Мир музыки и мир природы всегда рядом с человеком и рождает у него много дум и переживаний, особенно на её просторах. Замечательный композитор - француз Клод Дебюсси когда-то сказал: "Музыка как раз то искусство, которое ближе всего к природе".

"Музыка повсюду и везде:"

Вернёмся ещё раз к музыкальным инструментам.

Вопрос:

  • Как вы думаете, для чего человек изобрёл такое разнообразие музыкальных инструментов?"

Ответ: чтобы научиться извлекать разные звуки, напоминающие ему природу.

Вопрос:

  • А если собрать инструменты в один большой коллектив, что мы получим? "

А) команду

Б) бригаду

В) оркестр

"Давайте послушаем, как звучит оркестр".

Звучит обработка песни "Ой ты, степь широкая:"

Слуховой анализ:

Понравилась музыка? Интересное исполнение? Какие инструменты звучали в оркестре:

а) академические

б) виртуозные

в) народные

Какие - вели мелодию? Как она развивалась? Какое движение образа? Какое выражено настроение? (ответы контролируются и направляются учителем:)

О чём хочется думать при слушании, какой рождается образ?

(Варианты ответов).

Учитель Музыки: вы услышали в музыке напевность. Давайте хлором попробуем провести мелодию. Будем петь без слов.

Как такое пение называют в музыке:

а) легато

б) вокализ

в) а капелла

Пение: а капелла вокализом (в ансамбле с учителем)

Вывод: как пелось? (трудно, немного взволновано:)

Это - песня! Значит, в ней есть: слова. Как вы думаете, о чём можно сложить слова, чтобы петь так широко и раздольно?

(Варианты ответов).

Давайте послушаем песню.

Песня звучит в исполнении учителя музыки:

Вывод: зачем сложили эту песню. Как она могла "родиться?"

(варианты ответов.)

Песни - часть жизни человека и рождаются они самой жизнью, а человек только складывает их.

Хором:

Ты лети лепесток
Не на север, а на юг
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.

Учитель ОЗМ: "Хотим оказаться в Зоне Пустынь!!!".

Сообщают:

1 группа.

Географы - Зона пустынь находится южнее зоны степей и расположены в России по берегам Каспийского моря. Лето там очень жаркое. Температура воздуха достигает до +700 С, в тени до 400. Жители пустыни очень ценят воду. Порой всё лето не бывает дождей. Но растения и животные пустыни там приспособились.

2 группа.

Зоологи: В пустыне под цвет песка маскируются: сайгаки, корсак - маленькая лиса, тушканчик, ушастый ёжик, песчанка - мышь, ящерица круглоголовка, песчаный удав.

Много насекомых: кобылка, жук - чернотел, скоробей священный.

"Кораблем пустыни" называют верблюдов.

3 группа.

Ботаники: Интересно, что в пустыне

  • Самое распространенное растение - верблюжья колючка, её корень достигает до 20 метров, там он находит воду.
  • Колосняк тоже корнем закрепляется в песках и не даёт им двигаться.
  • Узкие листочки джузгуна помогают ему перенести сильную жару.

4 группа.

Экологи: Проблемы экологии Лесной зоны:

  • Неумеренное орошение земель
  • Неумеренный выпас скота (больше стало подвижных песков - барханов).
  • Браконьерство

Организован заповедник "Черные земли".

Учитель ОЗМ: А знаете ли вы, что:

Тушканчику хвост как "подпорка", "толкач" - при прыжке, "балансир" - при небольшом полёте.

В самую жару животные и насекомые прячутся в норы; удавчики, гекконы зарываются в песок; мелкие птицы прячутся в тени камней и колодца.

Верблюд за 1 раз может выпить 57 литров воды.

Хором:

Ты лети лепесток
Не на север, а на юг
Лишь коснешься ты земли
Быть по- моему вели.

Учитель ОЗМ: Хотим оказаться в на Черноморском Побережье Кавказа!!!

Сообщают:

1 группа.

Географы: В субтропиках, вдоль берегов Черного моря находится эта зона. Здесь умеренно жарко и теплая зима. Зимой идут дожди, а если снег, то сразу тает. Горы Кавказа не пропускают сильных ветров.

Сказку читает ученик.

"На Черноморском побережье Кавказа" А.С. Бухарева.

Учитель ОЗМ: "Наша страна настолько богата и обширна, что охватывает все природные зоны"

Учитель Музыки:

Мы с вами слушали и исполняли народную музыку. Но вы знаете, что есть музыка профессиональная. Кто её сочиняет, пишет?

Ответ:

а) писатели

б) танцовщики

в) композиторы

У.М.

Какие музыкальные произведения о природе вам знакомы, кто их автор?

(варианты ответов)

У вас на столах лежат конверты с заданием. Вскройте их и прочитайте

Задание:

  • Составьте из разрезанных частей полушарие земного шара:
  • Прочтите полученные слова и дополните ими следующий текст:

Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
"Ты береги нас, береги!"

В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
"Ты береги нас, береги!"

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги!"

Смотрю на глобус - шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
"Я сберегу Вас, сберегу!"

Вывод по уроку:

Читаем хором эпиграф к уроку:

Если вам по душе
Красота земная,
Берегите её, устали не зная!

Вопрос: Кто вспомнил, откуда эти слова?

Этой песней мы и закончим наше путешествие по России.

Хором исполняется песня В. Шаинского "Не дразните собак:"

Оценки.