Открытый урок по истории Отечества в 8-м классе "Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в."

Разделы: История и обществознание


Метод проведения урока: рассказ-беседа.

Материально-техническое обеспечение:

  • материальное обеспечение – карта России, репродукции, выставка литературы;
  • технические средства обучения – аудио/видео техника, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация.

Источники и литература:

  1. Васильев В.И. Словарь исторических и общественно-политических терминов. -М., 2005.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России 8 кл. -М., 2006.
  3. Захарова Е.Н. История России XIX – начало ХХ века 8 кл. -М., 2006.
  4. История России. Под ред. В.Орлова. М., 2004.
  5. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. -М., 2007.
  6. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. -М., 2000.

Цели урока:

  1. Учебная - изучить «Великие реформы» Александра II.
  2. Воспитательная – способствовать развитию познавательного интереса учащихся к отечественной истории, гордости за свою страну.
  3. Развивающая – формировать у учащихся умение выражать и отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других.
  4. Методическая – показать вариант проведения урока, эффективно раскрывающего содержание данной темы.

Задачи урока:

  1. Раскрыть содержание реформ Александра II.
  2. Показать общие и отличительные черты Великих реформ, сравнивая их с реформированием страны прошлых лет.
  3. Рассмотреть причинно-следственные связи реформ и их итоги.
  4. Показать, какое значение реформы Александра II оказали на последующее развитие страны.
  5. Показать актуальность реформ Александра II для современной России.
  6. Способствовать формированию учащимися собственной оценки реформ.
  7. В процессе проведения урока организовать диалог между учителем и учениками по теме занятия.
  8. Смотивировать учащихся к более глубокому изучению данной темы.
  9. Опробировать и оценить эффективность применения метода рассказа-беседы в изучении данной темы.

Ход урока

Содержание Время
I. Вступительная часть:
1. Организационный момент (проверка готовности
класса к уроку)
2. Объявление темы урока, её актуальность, постановка
целей и задач.

4 мин.
II. Основная часть:
1. Политическая и социально-экономическая
характеристика России середины XIX века
(с использованием видеофрагмента). Причины реформ.
2. Великие реформы Александра II:
(с использованием компьютерной презентации)
а) Крестьянская реформа;
б) Земская реформа;
в) Городская реформа;
г) Судебная реформа;
д) Военная реформа;
е) Реформа просвещения…
3. Итоги и последствия реформ.
30 мин.
III. Заключительная часть:
Закрепление нового материала.
Подведение итогов урока, оценка работы учащихся
Домашнее задание.
6 мин.

Конспект урока приведен в Приложении 1.

Тест – Приложение 2, самоанализ урока – Приложение 3.