Этико-правовой компонент на уроках литературы

Разделы: Литература


Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье– быть полезным людям,
Учить его величество – народ!
Г. Крупин

Как добиться того, чтобы наши ученики выросли людьми совестными, порядочными, чтобы они уважали жизнь и мнение товарищей, чтобы они ценили человеческое достоинство в себе и в других?

Для достижения этих целей и выполнения задач я работаю над темой “Этико – правовое воспитание на уроках литературы”. Для этого использую на уроках учебно-методический комплекс “Вокруг тебя мир”, в качестве дополнительного материала на уроках внеклассного чтения, а так же на уроках развития речи, где делаю попытку показать общность этического начала, которое лежит как в основе базовых норм международного гуманитарного права, так и определяет авторскую позицию в отобранных для анализа произведениях.

С пятого класса начинаю готовить детей к восприятию основ гуманитарного права, формированию читательских навыков, стараюсь развивать речь учащихся. На уроках учащиеся имеют возможность поделиться мыслями и чувствами, которые вызвало у них анализируемое произведение.

Занятия строятся с опорой на коммуникативно-речевую деятельность учащихся. Она обеспечивается формулировками некоторых заданий на выбор (и его обоснование) варианта ответа, проведением речевой игры, организацией работы в парах и малых группах наряду с фронтальными и индивидуальными заданиями, формулировки домашних заданий тоже часто носят коммуникативный характер и нацелены на общение учеников с друзьями, родителями. Использую как традиционные, так и менее распространенные виды творческой деятельности: создание диафильма, формулирование собственной точки зрения.

На уроках литературы, текст произведения – это источник гуманитарного понимания, знания. Он дает множество ракурсов, помогает читателю стать участником диалога между автором и героями, между автором и читателями. Обращение к художественному тексту соответствует потребностям ребенка. Интуитивно он стремится к обогащению своих знаний о человеке, у него есть потребность в информации, впечатлениях на эту тему, в реальном позитивном общении.

В массовую школу приходят дети из разных семей, часто из таких, где не услышишь слов благодарности, где книга не в чести. Именно поэтому так нужна для них художественная “воспитательная, общечеловеческая” литература. Книги для учащихся данного комплекса служат своеобразной хрестоматией, содержащей достаточно обширный перечень произведений на нравственно-этическую тематику, повышающую уровень знаний гуманитарного права и этико-правовых норм поведения.

Особый отклик у ребят нашли произведения из раздела “По принципу гуманности”: В.Быкова “Крутой берег реки”, Е.Носова “Белый гусь” (из книги для учащихся 7 класса).

Практическая направленность этико-правового образования возможна и необходима сегодня не только на уроках обществознания, истории, государства и права, но и на уроках литературы посредством изучения специальных тематических материалов и художественных и публицистических произведений. Реальную помощь в организации уроков внеклассного чтения оказывают тексты из данного пособия и с точки зрения жанрового отбора, объемности; разнообразие творческих работ и заданий, выполнение которых рекомендовано совместно с родителями. Широкий диапазон тем помогает расширить семейный круг совместного чтения, способствует дополнительному стимулированию общения детей с родителями, сверстниками на основе этико-правовых норм поведения.

При изучении в 5 классе творчества М.Ю. Лермонтова, его стихотворения “Бородино”, предлагаю прочесть самостоятельно (для последующего обсуждения) отрывки из романа Л.Толстого “Война и мир”. В беседе о событиях 1812 года пытаюсь подвести учеников к осознанию того, что война – тяжелое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все ее тяготы нести наравне с взрослыми; что человек всегда должен оставаться гуманным. На примере дневниковых записей Д.Давыдова размышляем о роли войны для невоюющих людей. Итогом такой работы стали сочинения о милосердии на поле брани.

Возможности вариативного подхода к воспитанию и обучению помогают решить этико-правовые проблемы. Так на уроках литературы учитель руководит процессом и оказывает помощь при организации фронтальной беседы на этическую, правовую или нравственно-патриотическую тему, основанной на восприятии художественного текста по общеобразовательной программе с включением текстов из УМП и специальных заданий, вопросов.

В 6 классе при изучении мифов народов мира предлагаю на уроке – зачете ответить на ряд вопросов по поэме Гесиода “Труды и дни” в переложении Н.Куна, по мифу “Пять веков”, раскрыть понимание правил, регулирующих поведение людей в целом и ограничивающих насилие в их силовом соперничестве в частности.

При коллективном лингвостилистическом анализе текстов на уроках по развитию речи применяются специальные тестовые задания, написания эссе на заданную тему, рецензии на предложенную статью или художественный текст. Образцами служат задания из методических рекомендаций для учителя к курсу “Вокруг тебя – Мир…”.

При организации групповой формы работы над текстом ставится определенная цель перед учащимися, задания дифференцируются с учетом познавательных возможностей. При ответах на вопросы допускаются противоречивые точки зрения, но требующие аргументированности ответа, основанного на этической морали, знания прав и обязанностей человека в той или иной ситуации

Организация индивидуальной работы на уроках литературы и внеклассных мероприятиях по изучению нормативных актов, правовых и политических, гражданских и этических, нравственных основ жизни позволяет ученику стать равноправным участником обучения – в равной с учителем мере отвечать за свои успехи, промахи, поступки. Так при изучении произведений из раздела “Твой выбор” подвожу учеников к осознанию того, что человек несет ответственность за ту линию поведения, которую избирает,– ответственность перед самим собой, перед обществом, перед человечеством.

“Вокруг тебя – Мир…” является гуманитарным интегрированным курсом, исходящим из литературного текста, построен на идее жизнетворчества – формировании человека как творца, проектировщика собственной жизни, создателя и хранителя жизни и разума. И если школа будет обеспечивать вхождение ребенка в социум с таким уровнем субкультуры, то ее задачу можно будет считать в значительной мере выполненной, а деятельность – адекватной современным условиям и детям.

Общеизвестно, что в российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, которая дает современному учителю широкие возможности выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели в зависимости от намечаемых целей и ожидаемого результата. Данная технология представляет собой синтез приемов и методов альтернативной педагогической системы “французские группы”, поэтому я разработала ряд уроков по французскому мастерству.

Литература – особенный предмет. Литературное образование предполагает воспитание гуманитарного человека, развитие которого “выражается прежде всего в жгучем интересе к окружающему миру”.

Поэтому я разработала уроки – диспуты, уроки – конференции, уроки – семинары и другие.

Все это определяет этико-правовую специфику. Для этого характерно наличие трех компонентов: литературоведческого, этического и правового.

Этический компонент дает возможность без ущерба решению задач литературного образования интегрировать в уроки литературы правовой компонент.

Традиционно на уроках литературы в школах РФ внимание школьников обращается на такие произведения отечественной и мировой литературы, в которой говорится о ценности человеческой жизни, о деятельном сострадании, уважении человеческого достоинства, ответственности за последствия совершенного, переосмыслении содеянного, выбора средств для достижения цели…

В основе норм международного гуманитарного права лежит принцип гуманности.

Суть положений соотносима этическими постулатами, как “жизнь человеческая – наивысшая ценность”, “Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступили с тобой”.

Ученики осваивают такие понятия как: деятельное сострадание, ответственность, переосмысление, уважение, личность, достоинство, последствия, жертва, сострадания, уязвимость, помощь, культурные ценности.

Художественные и публицистические произведения отличаются гуманистической направленностью.

Правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Изучаемые тексты дают возможность обсудить с учениками некоторые проблемы “взрослой ”жизни с которыми в той или иной степени сталкивается человек.

Тщательный отбор филологического содержания накладывается на современные образовательные технологии, отсюда вытекает демократизация образования и достижение психологического комфорта на уроках.

На уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых являются чтение и изучение текстов, имеющих художественно –эстетическую ценность. Одновременно уделяется внимание решению задач нравственного воспитания учащихся , формирование гуманитарной личности, развивающего обучения, воспитания правовой культуры.

Более полную информацию и точные знания о международном гуманитарном праве ученики получают, изучая курсы “Граждановедения”, “Человек и общество, “Основы безопасности жизнедеятельности”.

Для того чтобы эти знания были восприняты осознанно, создаются условия для приобретения учениками необходимого опыта эмоционального переживания

Литература как особый вид словесного искусства всегда поднимала сложные этико-философские вопросы, которые в той или иной мере составляют основу правовых норм. Кроме того, в преподавании литературы в школах РФ сложились устойчивые методические традиции, успешно сочетающиеся с такими современными тенденциями, как вариативность обучения, интегрирование предметов, нестандартные интерпретации произведений классической литературы.

Именно это позволяет надеяться на консолидацию усилий преподавателей различных дисциплин в создании условий для формирования правовой культуры учащихся.

Тщательный отбор филологического содержания накладывается на современные образовательные технологии, отсюда вытекает демократизация образования и достижения психологического комфорта на уроках.

Задача учителя уже сегодня, воспитывая нового человека третьего тысячелетия, обращаясь к лучшим образцам классики, иллюстрирующим общечеловеческие законы деятельного сострадания, прививать гуманное отношение к людям, уважение права каждого человека на жизнь, умение в любой ситуации сохранять человеческое достоинство, ибо "Сущность закона – человеколюбие" (У.Шекспир). И, как сказал Ф.М.Достоевский, "В идеале общественная совесть должна сказать: "Пусть погибнем мы все, если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка, – и не принять этого спасения".

“Я знаю, что очень важна результативность опыта, вы сами понимаете, что характер формулировки опыта “Этико – правовое воспитание личности” не предполагает сиюминутных, зримых результатов, которые можно показать в конкретных цифрах, но во всяком случае я уверена, что это окажет влияние становление личности детей, откладывается в их сознании, и проявится потом в дальнейшей жизни. Вообще результативность преподавания литературы не конкретна, она на уровне формирует сознание и поведение наших детей. От учеников не требуется безупречного знания правовых тонкостей и употребления сложных правовых терминов и понятий на уроке литературы. Эти вопросы изучаются на уроках права, обществознания и мы вместе способны формировать личность”.

Процесс овладения русским языком может быть интересным, увлекательным и очень эффективным. Этому в немалой степени способствует методика обучения русскому языку средствами субъективизации.

Субъективизация предполагает качественно новую роль школьников в организации осуществления учебной деятельности – их прямое непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. В соответствии с данной методикой учащимся передается часть функций учителя. В практическом плане это означает, что школьники сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности на всех или отдельных его структурных этапах, принимают активное участие в овладении новыми учебными материалами, сами делают выводы и обобщения. Принципиальной новизной предлагаемой методики является постоянное, взаимообусловленное сочетание трех высокоинтеллектуальных процессов: антиципации, целенаправленного развития логического мышления учащегося, повышенной речевой активности. Взаимодействие средств субъективизации обеспечивается с помощью системы специально – разработанных заданий и упражнений, направленных на углубленное овладение учеником учебным материалом и одновременное развитие ряда его важнейших интеллектуальных качеств: речи, внимания, памяти, мышления наблюдательности и других. Благодаря этому, лингвистическое развитие учащихся происходит в теснейшей связи с комплексным развитием их интеллекта, что в свою очередь обеспечивает высокую результативность обучения русскому языку, повышает активность и осознанность действий школьников, улучшает количество знаний, интенсифицирует интеллектуальное и речевое развитие учащегося.