Тема урока "Части речи все нужны! Части речи все важны!" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: Обобщение полученных знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • Закрепление полученных знаний о частях речи;
  • Обучение умелому использованию слов разных частей речи;
  • Помочь ученикам понять назначение в речи слов каждого грамматического класса.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к родному языку;

Развивающие:

  • развитие речи (поскольку весь курс русского языка имеет коммуникативную направленность);
  • развитие мышления;
  • развитие чувства языка;
  • развитие орфографической зоркости (является как образовательной, так и развивающей целью)
  • развитие памяти.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Орг. момент Приветствие детей.

Проверка готовности к уроку: синяя ручка, папка с заданиями, лист ответов (приложение 1)

Приветствие детьми гостей
2. Постановка учебной задачи (проблемная ситуация) - Вчера третьеклассники нашей школы закончили изучать тему "Части речи" и поспорили, слова какой части речи самые нужные и самые важные в русском языке. А как считаете вы? Запишите свой вариант в бланк листов ответов, но только никому не говорите, что написали.  
3. Сообщение темы и целей урока - Если мы начали урок с такого вопроса, то о чем, по вашему мнению, мы будем сегодня разговаривать? - О частях речи
4. Работа по закреплению знаний о частях речи а) работа над именами прилагательными

- Вы абсолютно правы, мы будем говорить о частях речи русского языка.

- Достаньте из папки с заданием первый лист (цветной). Прочитайте свои слова.

- Ребята, у которых слова записаны на листах розового цвета, подойдите к доске и закрепите слова столбиком друг под другом.

- Составьте предложение из этих слов и запишите на листе ответов.

- Получилось составить предложение?

- Почему?

- Какой частью речи являются эти слова?

- Как узнали?

- Давайте запишем эту информацию в лист ответов.

 

 

 

 

б) Беседа об именах существительных

- Достаньте из папки с заданиями конверт № 1. Прочитайте запись в конверте.

- Можно ли эту запись считать предложением?

- Почему?

- Слов какой части речи не хватает в этой записи?

- У кого на цветных листах записаны имена существительные, выставьте их на доску.

 

 

- Как вы узнали, что это имена существительные?

- Запишем эти данные в лист ответов.

 

 

 

 

 

 

- Какие из перечисленных имен существительных необходимо записать в данную запись, чтобы получилось предложение? Найдите такие слова и запишите предложение в лист ответов.

в) Работа с синонимичными глаголами

- Достаньте из конверта № 2 следующее задание

- Слова какой части речи записаны в скобках?

- Как узнали?

- Запишите полученную информацию в лист ответов.

 

 

 

 

 

 

 

 

- У кого на цветных листах записаны глаголы? Выставьте их на доску.

 

- Запишите предложение на лист ответов, выбирая более подходящий ответ, по вашему мнению.

- О каких самостоятельных частях речи мы сегодня не говорили, но вы о них знаете.

- Давайте вспомним информацию о них и запишем на лист ответов.

 

 

 

Высокий
Тонкий
Финиковый
Тоненький
Щупленький

- Предложение не получилось.

- Все представленные слова одной части речи.

- Имена прилагательные.

- Слова называют признаки предметов и отвечают на вопросы какой?

Часть речи Что называет На какой вопрос отвечает
Имя прилагательное Признак предмета Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

У _____________ были тоненькие ____________ с щупленькими ______________ .

- Нет.

- Не понятно о чем написано.

- Не хватает имен существительных

попугай
Африка
сторона
пальма
мартышка
ручка
мышца
зарядка
корточки
ладошка
голова
носок
пятка

- Слова называют предмет, и отвечают на вопросы кто? или что?

Часть речи Что называет На какой вопрос отвечает
Имя существительное Предмет Кто?

Что?

У мартышки были тоненькие ручки с щупленькими мышцами.

- Мартышка (разводила, ставила) руки в стороны, (опускалась, приседала) на корточки и (ходила, двигалась) на пятках.

- Глаголы.

- Эти слова называют действие предмета и отвечают на вопрос что делать? что сделать?

Часть речи Что называет На какой вопрос отвечает
Глагол Действие предмета Что делать?

Что сделать?

ходить смотреть видеть
залезть пытаться заняться
разводить ставить бегать
передвигаться двигаться  

Мартышка разводила руки в стороны, приседала на корточки и ходила на пятках.

- Не говорили об именах числительных и о местоимениях.

Часть речи Что называет На какой вопрос отвечает
Имя числительное Количество предметов Сколько?

Который?

Местоимение Не называет, но указывает Отвечает на вопросы имен
5. Работа по развитию речи (составление предложения на заданную тему) - Добавлять слова в предложения всегда легче, чем составлять свои. Вот сейчас вы попробуете составить предложение из предложенных мной слов.

попугай Африка сторона жаркий смотреть ходить

- Сможете ли вы составить предложение из данных слов?

- Запишите составленное вами предложение в нужном месте, до или после записанных предложений.

- Над словами в этом предложении обозначьте части речи.

- Слова каких частей речи вам пришлось использовать, чтобы получилось правильное предложение?

Учитель на доске помещает таблички с названиями этих частей речи.

  • предлоги
  • союзы

- К какой группе относятся данные части речи?

- Какой служебной части речи не хватает в этой таблице?

 

 

 

 

- Сможем, если изменить эти слова

Попугай ходил по жаркой Африке и смотрел по сторонам.

 

 

- Предлоги, союзы

- Служебные

- Частицы

6. Проверка понимания изученного. - Вернитесь к первому вопросу нашего урока на листе ответов. А как вы теперь ответите на поставленный вопрос. Какая часть речи в русском языке самая нужная, самая важная? Запишите ответ в листах ответов

- Как написали авторы нашего учебника

ЧАСТИ РЕЧИ ВСЕ НУЖНЫ!

ЧАСТИ РЕЧИ ВСЕ ВАЖНЫ!

- Все части речи нужные и важные.
7. Проверка выполненного задания - Из конверта № 3 достаньте лист с вариантом текста и по нему проверьте свой получившийся текст. Попугай ходил по жаркой Африке и смотрел по сторонам. Он видел высокую и тонкую финиковую пальму и мартышку, которая пыталась залезть наверх.

У мартышки были тоненькие ручки с щупленькими мышцами. Надо было заняться зарядкой.

Мартышка разводила руки в стороны, приседала на корточки и ходила на пятках.

8. Физ. минутка - Текст, с которым мы с вами работали, является отрывком из одного известного произведения. Кто вспомнил название этого произведения?

- Вот и мы с вами сделаем небольшую зарядку.

Выполнение физ. минутки под аудиозапись песни из мультфильма "Зарядка для хвоста"

- Зарядка для хвоста
9. Беседа об авторе и его книги - Наверное, герои сказки "Зарядки для хвоста" знакомы вам по замечательному мультфильму. На самом деле сначала была написана книга, а только потом снят мультфильм. Может быть, кто-то из вас знает, кто является автором данного произведения.

- О других приключениях друзей из Африки вы можете прочитать в книге "Все сказки-мультфильмы про слоненка, мартышку, удава и попугая.

- Григорий Бенционович Остер
9. Подведение итогов урока. Оценивание работы класса - Григорий Остер приобрел свою популярность написав очень необычную книгу "Вредные советы".

Учитель показывает эту книгу детям.

- Мы тоже попробуем сочинить вредные советы по нашей сегодняшней теме "Части речи все нужны! Части речи все важны!".

- На листах ответов записано несколько строк из таких вредных советов. Вам необходимо вставить нужные слова. На работу даю 2 минуты. Обратите внимание, что такие вредные советы читаются не совсем обычным образом, поэтому, пока есть время, потренируйтесь.

 
1.

Если ты из предложенья
"Выкинуть решил глаголы,
А предмету в этом тексте
Нужно прыгать и скакать.
То ты можешь не стараться,
Потому, что без глаголов
Ты о действии предмета
Нам не сможешь рассказать.

2.

Существительное в тексте
Называет все предметы
Торты, колу и конфеты-
Все, что любишь есть и пить.
Если слово уберете,
То останетесь голодным,
А родители подсунут
На обед вам рыбный суп.

3.

Прилагательное может
Признак называть предметов.
А числительное скажет:
"Сколько буде два и два".
Не забудь еще предлоги,
И частицы, и союзы.
Потому, что без служебных
Вам частей не обойтись,
А еще местоименье,
Вместо имени, которое,
Потому, что не всегда ты
Помнишь имена друзей.

4.

Если помнишь части речи,
На любом тогда уроке
Ты составишь предложенье
И ответишь на вопрос.
Я желаю вам успехов
В вашем радостном ученье.
И знакомству очень рада.
За урок благодарю.

- У кого первая часть стихотворения? Прочитайте.

- У кого вторая?

- У кого третья?

Четвертую часть читает учитель