Повторение грамматических признаков имени существительного

Разделы: Русский язык


Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное».

Задачи:

  • Закрепление умения учащихся находить имя существительное в тексте и определять его признаки.
  • Развитие речи учащихся (письменной и устной).
  • Воспитание любви к родному городу, чувства сопричастности.
  • Формирование навыка контроля и самоконтроля.

Ход урока

1. Приветствие

Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие по родному краю. А куда мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Меж Уральскими горами
И восточными морями
Вширь раскинулась она,
Рек, озёр, лесов полна.
Этот край Ермак открыл,
А зовётся он (Сибирь).

На доске появляется слово «Сибирь». (приложение 3)

Мы с вами живём в Сибири, в городе…Новосибирске.

На доске появляется слово « Новосибирск».

А чем является город Новосибирск в Сибири? Столицей.

На доске появляется слово «столица».

2. Анализ звуков (с), (с') в словах «Сибирь», «столица».

Эти звуки отличаются твёрдостью – мягкостью, но на письме обозначаются одной буквой. Какой?

Почему слово «Сибирь» написано с заглавной буквы?

3. Минутка чистописания: Сс

4. Словарная работа

(приложение 1)

  • на интерактивной доске (презентация «Виды города» + слова с пропущенными буквами, которые вписывают дети).
  • Одновременно класс работает с веером букв, обозначающих гласные звуки.

5. Чем похожи все записанные нами слова?

(имена существительные)

Докажите. На доске опорные слова « отвечают на вопрос, обозначают».

А что вы знаете об имени существительном? Повторение грамматических признаков существительного. (приложение 2)

  • Презентация по грамматическим признакам существительного (часть речи + вопросы, собственные – нарицательные, одушевлённость, род, изменение по числам, синтаксическая роль в предложении)
  • Одновременно с показом слайдов идет работа по тексту (карточки каждому ученику)

Слайды 1-2.

Проверьте себя, сможете ли вы найти имена существительные в тексте? Кто больше? (приложение 4)

Солнышко клонилось к закату. Оно в Новосибирске всегда ложится спать в одном и том же месте, за вековыми соснами Заельцовского бора. Зимой оно прячется чуть пораньше и чуть поближе, а летом попозже и подальше. Сейчас же, осенним ноябрьским вечером, уставший за день огненный шар укладывался, прихватив облачко под голову, в мягкие сосновые иголки.

Задание 1. Назовите имена существительные. Подчеркните их.

Солнышко клонилось к закату. Оно в Новосибирске всегда ложится спать в одном и том же месте, за вековыми соснами Заельцовского бора. Зимой оно прячется чуть пораньше и чуть поближе, а летом попозже и подальше. Сейчас же, осенним ноябрьским вечером, уставший за день огненный шар укладывался, прихватив облачко под голову, в мягкие сосновые иголки.

Задание 2.

Слайд 3.

Выписать из текста 2 существительных:

  • 1-е – в форме единственного числа;
  • 2-е – в форме множественного числа.

Задание 3.

Слайд 4.

Работа с текстом.

  • 1 ряд находит существительные мужского рода: закат, Новосибирск, бор, вечер, день, шар.
  • 2 ряд – среднего: солнышко, место, облачко.
  • 3ряд – женского: сосны, голова, иголки.

Физминутка

Мы по городу шагаем,
Мы науки познаем.
И налево, и направо,
И, конечно же, кругом.
Это – левая рука,
Это – правая рука.
Ох, наука нелегка!
Это – левая нога,
Это – правая нога,
Ох, наука нелегка!

Задание 4.

Слайд 5.

Найдите в тексте имена собственные.

Солнышко клонилось к закату. Оно в Новосибирске всегда ложится спать в одном и том же месте, за вековыми соснами Заельцовского бора. Зимой оно прячется чуть пораньше и чуть поближе, а летом попозже и подальше. Сейчас же, осенним ноябрьским вечером, уставший за день огненный шар укладывался, прихватив облачко под голову, в мягкие сосновые иголки.

А знаете ли вы, что находится в Заельцовском бору? Это Новосибирский зоопарк. Кого мы увидим в зоопарке? (животных) На какой вопрос отвечают имена существительные, которые называют животных? (кто?) Как называются такие существительные? (одушевлённые)

Слайд 6.

Давайте запишем в тетради по три одушевлённых существительных, пусть это будут животные, которых ещё нет в нашем зоопарке, но вы хотели бы их там увидеть.

Слайд 7.

Синтаксический разбор предложения на интерактивной доске.

Но есть в нашем зоопарке чудо-зверь, которого нет в дикой природе. Это лигр. Он – символ Заельцовского района.

Входит лигрёнок (символ Заельцовского района Новосибирска).

6. Работа над составом слова, словообразованием.

Я загадала слово. Это имя существительное, собственное, неодушевлённое, мужского рода, стоит в форме единственного числа. Что это за слово? (Новосибирск)

От каких слов образовалось название нашего города?

Подберите к слову «Сибирь» однокоренные слова. Запишем их в тетради.

(Сибирь – сибирский, сибиряк, Новосибирск) Докажите, что это родственные слова (одинаковый корень, общий смысл)

7. Работа над развитием речи:

вставить пропущенные слова, найти рифму. (приложение 4)

родной
город
большой
На берегах Оби ...
Стоит любимый ... мой –
Такой красивый и ...
Новосибирск!
Ему лишь ... лет,
Но за стремительный расцвет
Прославился на белый свет
Новосибирск!

Какие слова использует автор стихотворения для того, чтобы подчеркнуть своё отношение к нашему родному городу?

8. Рефлексия

Пожелания городу (сделать плакат) работа в группах по 4 человека (эмблемки с временами года).

Быстро время пролетело
Я хочу вам пожелать,
Чтоб хорошими друзьями
С городом могли вы стать.
Чтоб любили, сохраняли
Всё, что сделано сейчас,
Прошлое чтоб уважали,
Будущее все – для вас!

Как же мы передадим наш пожелания родному городу? В этом нам поможет наш гость – лигрёнок.

9. Итог урока:

  • Гуляя по родному городу, мы с вами вспомнили всё, что изучили ранее об имени существительном.
  • Я уверена, что все ваши пожелания обязательно исполнятся, а я желаю вам любить родной город, беречь его, заботиться о нём. Очень хочется видеть в нём как можно больше умных и грамотных людей, любознательных и внимательных детей. Таких как вы.
  • За вашу отличную работу на уроке подарок.