Интегрированный урок в 1-м классе (русский язык и окружающий мир) по теме "Слова-предметы. Слова-действия"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Дать детям представление о словах-предметах и словах-действиях.
  2. Учить ставить вопросы кто? что? к словам-предметам и что делает? что делают? к словам-действиям.
  3. Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?
  4. Познакомить со схематическим изображением слов-предметов и слов- действий.
  5. Формировать умение составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, состоящим из двух слов (слово-предмет + слово-действие).
  6. Расширять и систематизировать знания о животных.

Оборудование:

  1. Диск со слайдами по теме “Слова-предметы. Слова-действия”. “Животные”.
  2. Видеофильм “Это всё животные” (отрывок).
  3. Чучело вороны.
  4. Рисунок летучей мыши.
  5. Маша и Миша (рисунок).
  6. Сигнальные карточки для обратной связи.
  7. Мяч.
  8. Схемы слов.

Ход урока

У нас на уроке гости. Поприветствуйте их улыбкой. Вместе с Машей и Мишей мы будем сегодня знакомиться с миром слов. (На экране появляется тема урока “Мы знакомимся с миром слов”. 1 слайд. Презентация) В русском языке много слов, все они разные, каждое что-нибудь значит. Их можно обозначить схемами. В “Азбуке” слова обозначались прямоугольниками разного цвета и серым треугольником. Давайте вспомним, что обозначал каждый из них? (Учитель показывает схемы слов, а ученики объясняют, что они обозначают)

Сегодня на уроке мы поговорим о словах-названиях предметов и о словах- названиях действий. (На экране таблица, в правом столбике записано: слова-названия предметов, а в левом слова-названия действий. 2 слайд) Но на уроках русского языка мы будем их обозначать по-другому: слова-названия предметов прямоугольником с одной чертой, а слова-названия действий прямоугольником с двумя чертами. (На экране – схемы: прямоугольник с одной чертой внутри к словам-предметам и прямоугольник с двумя чертами к словам-действиям. 3 слайд)

На какие вопросы отвечают слова-названия предметов? (Кто? что?)

На какие вопросы отвечают слова-названия действий? (Что делают? что делает?) (На экране – вопросы: к словам предметам кто?, что?, а к словам-действиям что делает?, что делают? 4 слайд)

Сейчас мы поиграем в игру “Кто? или что?”. Я буду называть слова – названия предметов и бросать мяч, вы возвращаете мяч, выбрав для него вопрос, кто? или что? (Слова: бабушка, девочка, книга, зонт, собака, очки, магнитофон, цыплёнок, обезьяна, гитара, дедушка, перчатка)

(Экран – картинки к слова. 5 слайд)

Назовём ещё раз слова, отвечающие на вопрос кто? Чем они схожи?

А теперь слова, которые отвечают на вопрос что?

Посмотрите, кто к нам прилетел? (Ворон). У него записка для нас. Давайте её прочитаем. (Анишит – Йокоп лишила животных способности действовать. Надо им помочь!) Вы готовы помочь?

Давайте сначала посмотрим фильм о том, какие есть животные. (Отрывок “Это всё животные”)

Животных много. А теперь узнаем, каких из них Анишит-Йокоп лишила способности действовать. Откройте учебник на странице 14, посмотрите на рисунок, а под ним прочитаем названия животных. Давайте выясним, к какой группе животных они относятся.

(Экран – таблица "Животные". 6 слайд) Обратите внимание на таблицу. Каждая группа животных обозначена прямоугольником разного цвета: насекомые – жёлтого, птицы – синего, рыбы – красного, звери – зелёного. У вас на партах сигнальные карточки тоже четырёх цветов. Я буду называть животное, а вы с помощью карточки покажите, к какой группе оно относится: медведь, дятел, еж, петух, кот, шмель. (Слайды 7–12)

Какое главное отличие насекомых от всех остальных животных? (6 ног)

Чем отличаются птицы? (Тело покрыто перьями)

Чем отличаются звери? (Тело покрыто шерстью)

А вот рыб у нас нет в таблице. Каких рыб вы знаете?

Чем отличаются рыбы? (Тело покрыто чешуёй)

Всех этих животных можно разделить ещё на 2 группы. Кто сможет догадаться на какие? (Домашние и дикие)

Каких животных мы отнесём к домашним животным, а каких к диким?

Чем эти группы отличаются друг от друга? (Домашние – человек их кормит, строит им дом, ухаживает за ними; дикие – сами добывают пищу, сами строят себе дом)

Посмотрите, а вот наша помощница – Летучая Мышь. Послушайте её совет о том, как вернуть животным способности действовать. (Чтобы вернуть животным способность действовать необходимо: к словам-названиям предметов подобрать подходящее слово- название действия)

Прочитайте следующие слова в учебнике: рычит, стучит, кукарекает, сопит, фыркает, топает, царапается, мяукает, охотится, пасётся, летает, ест, дышит, пьёт. Подумайте, какое из этих действий может совершать медведь? (На экране рисунок медведя и слова-названия действий 13-14 слайды) Аналогично подбирают слова- названия действий к остальным животным. На экране в завершении появляются: медведь рычит, дятел стучит, ёж сопит, петух кукарекает, кот мяукает, шмель летает. (15-25 слайды)

Ребята, а какие действия совершает каждое животное? (Ест, дышит, пьёт)

Для того чтобы Анишит – Йокоп не смогла больше лишить животных способности действовать давайте выполним упражнение 4 на странице 15. (Письменно расшифровывают схемы, а записывают по рядам по 2 предложения)

Какие правила нужно вспомнить, когда записываешь предложения?

В заключение урока выслушиваются рассказы детей о животных, которые они подготовили дома самостоятельно.

Итог урока.