Тема: "Средневековое европейское общество: Феодалы"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Ознакомить обучающихся с понятиями, характеризующими средневековое общество.
  • Показать положение, условия жизни и быта феодалов.
  • Основные понятия и термины: Сословия, сеньоры, вассалы, феод, феодальная лестница, феодальная вотчина.

План изучения материала

  1. Феодальное общество
  2. Феодалы и их владения
  3. Жизнь и быт феодалов.

Изучение нового материала: на доске нарисована таблица, которую ребята должны заполнить в течение урока.

Сословие состав Собственность и сословные занятия привилегии
       

Вспомните, что называется сословием?

Назовите сословия раннесредневековой Европы.

Что такое привилегии. Какие сословия имели привилегии? В чем это выражалось?

Объяснение учителя. В IX-X веках вся земля находилась в собственности феодалов. Они владели полями и лугами, лесами, реками и озерами. На ранее свободной земле возникала феодальная вотчина.

Феодальная вотчина – большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

В центре вотчины располагался двор феодала, а позднее замок.

Пахотная земля в вотчине делилась на две части: господское поле, крестьянские наделы. За пользование землей крестьяне несли повинности или выполняли принудительные обязанности.

Ребята называют (барщина, оброк), дают пояснение.

Учитель. Ребята, как вы думаете, кто строил для феодала дом, ткал полотно, шил одежду? (крестьяне)

А где феодал доставал конское снаряжение, изделия из железа, ведь эти предметы не могла делать каждая крестьянская семья?

(В больших поместьях феодалы устраивали мастерские – ткацкие, кузнечные оружейные. Там работали дворовые мастера)

Учитель подводит ребят к выводу: В крупном хозяйстве крестьяне обеспечивали себя и феодала всем необходимым, поэтому ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не надо было покупать: все необходимое производилось на месте.

Заслушиваются сообщения: “Замок феодала”. Иллюстрируются слайды.

Ребята делают вывод. При постройке замков использовались разные условия местности:

– литовский замок – посредине озера.

– испанский замок – на равнине

– немецкий замок – на склоне и т.д.

Учитель читает отрывок из немецкой поэмы XIII века. “Кудруна”. Учащиеся отвечают на вопросы, которые получили заранее.

В бою – отважный рыцарь,
Он свой прославил меч.
Сильнейшие герои с ним опасались встреч.
Всему, что подобает, был выучен герой.
Ни страха, ни упрека не зная за собой.
За это восхищались им знатные девицы,
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.
И так он был отважен, как твердит молва,
Что мстил врагам, и близких отстаивал права.
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки и песни на Родине пели.

– Что воспевается в данном отрывке?

– Что входило в понятие рыцарской чести?

– Назовите черты идеального рыцаря. Какими из них был наделен герой?

– Чему был обучен герой поэмы?

Задание: учащимся раздаются слова, из которых они составляют “Правила рыцарской чести”

– Знатные феодалы стараются быть щедрыми; таким образом они заслуживают уважение у других феодалов;

– Они верны в служении королю и сеньору;

– Они смелы, презирают смерть

– Они ищут подвига

– Борются с врагами христианской веры.

– Защищают слабых, сирот и вдов.

Учитель: Но в повседневной жизни феодалы были грубы и невежественны. Всех, кого рыцари считали “неблагородными”, то есть людьми других сословий, они презирали и вели себя по отношению к ним крайне высокомерно.

Заслушивается сообщение: “Рыцарский турнир”.

Рассказ сопровождается показом слайдов.

Задание: На доске рисунок мужчины. Учитель предлагает снарядить рыцаря на турнир. Учащиеся берут заранее нарисованные кольчугу, латы, шлем, щит, копье и “снаряжают рыцаря”. (Здесь же могут быть предметы, не относящиеся к снаряжению). Ребята объясняют почему они не воспользовались ими.

Учитель: Ребята, подумайте, чем еще занимались феодалы.

(Данный вопрос можно раскрыть на основе самостоятельной работы учащихся с текстом учебника).

Итог урока: Заполнение таблицы.

Сословие состав Собственность и сословные занятия привилегии
Рыцари (конные воины) Представители господствующего слоя общества (феодалы) Замок, землевладение. Основные занятия – военная служба, турниры, охота, пиры. Существовал моральный кодекс.

(Кодекс рыцарской чести).

Владение землей и крестьянами, власть над своими вассалами

Домашнее задание: Для девочек. Написать мини – сочинение: “Прекрасная дама рыцаря”.

Для мальчиков. “Один день из жизни рыцаря”.

Презентация