Урок окружающего мира по теме " Какие растения весной цвести торопятся"

Разделы: Начальная школа


Цель: через анализ иллюстраций учебника, тексты хрестоматии создать условия для формирования у учащихся представлений о раннецветущих растениях, в т.ч. северных.

Оборудование: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы, опорные слова, веточки вербы, план работы группы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Встали дружно, улыбнулись
Руки в стороны и вверх.
Потянулись, потянулись.
Мы готовы на успех!

2. Актуализация знаний.

- Ребята, послушайте и попробуйте отгадать загадку

Дышит, растёт,
А ходить не может. Что это? (растение)

- Какие группы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)

- Откройте учебник и вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке (пришла весна)

- Какие изменения происходят ранней весной в жизни растений?

(меняется цвет коры, ярче становится зелень у хвойных деревьев)

3. Выход на тему урока. Постановка цели.

- Сегодня мы продолжим разговор о растениях, переверните страницу учебника, прочитайте тему урока.

- Как вы понимаете выражение “цвести торопятся”? ( Раннецветущие растения)

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

Узнать:

  • Какие растения весной цветут первые.
  • Почему? Выявить причины раннего цветения.

-Чему научиться?

Научиться отличать раннецветущие растения от остальных.

4. Изучение нового материала

а) Рассмотрите центральный рисунок.

- Предлагаю вам сесть в вертолёт, но перед тем, как подняться в воздух, найдите пиктограмму на стр.48, что предстоит выполнить?

- Прочитайте, какие вопросы задаёт Миша.

  • Видно ли тебе с вертолёта, какие деревья цветут ранней весной?
  • А листочки уже распустились?

- Что же вы видите сверху?

(изменение окраски кроны деревьев и кустарников в особо мягкие тона, ива и орешник кажутся желтоватыми шарами, у осины нежный зеленоватый цвет)

- Увидели мы цветущие деревья и распустившиеся листья с высоты?

- Лишь спустившись на вертолете на землю, можно рассмотреть цветущие деревья и кустарники.

- Давайте войдем в лес и присоединимся к Маше и Мише.

Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат весны.

б) Обратимся к учебнику к левой полосе разворота.

Работа в парах.

Сравните цветущие деревья и кустарники.

План:

  1. Рассмотрите внешний вид цветков.
  2. Определите цвет.
  3. Какой формы листья.

- Чем похожи, чем отличаются?

Орешник – кустарник (на доску)

Развитие орешника весной начинается прямо с цветения. В это время ветки кустарника ещё совершенно голые, как зимой, но цветки уже распустились. Гибкие серые хвостики свешиваются с них.

- Может кто-нибудь из вас знает, если толкнуть такой хвостик, то в воздухе появится легкое желтое облачко пыльцы, которое быстро рассеивается. Пылит орешник очень рано, когда в лесу ещё лежат последние пятна снега.

- Ребята, а почему кустарник имеет такое название?

Вот, что удивительно: на ветках орешника есть и другие цветки. Они сидят парами, их можно принять за почки, только из верхушки каждой почки высунулись по паре ярко - розовых ниточек-язычков. Эти язычки ловят пыльцу, которая летит по ветру с других кустов орешника. Отцветет орешник. Отвалятся серёжки. Засохнут розовые ниточки странных цветков-почек. Но каждый такой цветок превратится в орех.

В нашем городе не встречается, только на юге Архангельской области.

Ива – небольшое дерево. Кто видел? По каким признакам отличим? (на доску)

В начале весны на лесных опушках, у дорог, можно встретить небольшое дерево, которое привлекает внимание своим оригинальным нарядом. Листьев у него ещё нет, а на голых веточках виднеется множество желтых пушистых комочков. Цветки ивы богаты нектаром. Когда подходишь к дереву сразу ощущаешь своеобразный медовый аромат. Ива первой встречает весну, опережая все остальные деревья. В нашей местности, за городом можно увидеть пуховки ивы, чаще мы слышим название верба (вид ивы).

Осина – дерево (на доску)

На веточках осины тоже весной появляются многочисленные серёжки. Вначале они короткие, плотные, как комки. Затем удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц. Растет осина в нашем городе?

- Ребята, если вы с родителями будете в лесу, обратите внимание на то, что цветут деревья и кустарники ранней весной до распускания листвы.

в) Возвращаемся на лесную поляну к Маше и Мише, которые рассматривают травянистые растения.

Рисунки-подсказки на правой полосе учебника позволяют рассмотреть эти растения поближе и узнать их названия.

- Прочитайте названия цветов, рассмотрите их внешний вид.

  • Перелеска
  • Первоцвет
  • Ветреница
  • Мать – и – мачеха
  • Хохлатка
  • Прострел (сон-трава)

Учебник вверх парты.

5. Самостоятельная работа в тетради (музыка)

- Откройте тетрадь задание 33. Рассмотрите пиктограммы, что предстоит выполнить?

- Прочитайте задание самостоятельно. Расскажите, что будете делать.

- Если я сомневаюсь или не знаю, как выглядит цветок растения, куда я обращусь за помощью?

Проверка. Кто справился без ошибок?

6. ДМ (музыка)

Экскурсия в музей первоцветов. Пройдите по классу, и посмотрите, какие цветы получились у одноклассников.

-Что понравилось?

7. Работа в группах.

Обратимся к учебнику стр.49. Мише нужна наша помощь.

Поможем Маше ответить на вопросы.

  • Почему первые весенние цветы так назвали?
  • Почему они уже цветут?
  • Разве им не холодно?
  • А других первоцветов не бывает?
  • Можно ли собрать маленький букетик первоцветов?

Вы сегодня - исследователи, вам предстоит посовещаться в группе и разрешить поставленную проблему. Заканчиваем работу по сигналу.

1 группа – Первоцвет. Хрестоматия стр.46

2 группа – Ветреница. Хрестоматия стр.48

3 группа - Перелеска. Хрестоматия стр.49

4 группа - Мать-и-мачеха, Хохлатка. Почему они уже цветут?

5 группа – Неужели первым цветам не холодно? Хрестоматия стр.49

Выслушать группу. Общее обсуждение.

Прострел (сон-трава) вам предстоит дома узнать самостоятельно. Где можно найти ответ?

  • А других первоцветов не бывает?
  • Можно ли собрать маленький букетик первоцветов?
  • Какие чувства вызывают у вас эти растения? Почему?
  • Можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов?

Давай пройдемся медленно по лесу.
И “здравствуй”, скажем каждому цветку,
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А, чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать. (С.Вургун)

8. Рефлексия деятельности

-Что нового узнали на уроке? Чему учились?

Кому было интересно? Кто доволен своей работой? Кому было трудно? А что ещё хотели бы узнать?

-Спасибо за работу. Урок окончен.

Приложение