Метод проектной деятельности

Разделы: Технология


В межаттестационный период я работала над методической темой «Метод проектирования» и «Метод проектов в учебной деятельности». Имея, большой педагогический опыт, я заметила, что учащиеся в одном образовательном пространстве отличаются от учащихся в другом образовательном пространстве, дети одного возраста отличаются от детей другого возраста, и каждый учитель должен хорошо знать своих детей, чтобы быть в состоянии предложить то, что школьникам действительно нужно и интересно.

Практическая проектная деятельность не только интересна, но полезна для каждого ребенка, поскольку он приобретает очень важные умения, которые будут востребованы обществом в нашей стране.

Я занимаюсь методом проектирования относительно недавно. Посетив в 2002 году курсы «Личностно-ориентированное образование» руководитель - Костина Нина Александровна, я начала осознавать некоторое преимущество новых педагогических методик. И только в 2003 году на курсах «Графическое образование школьников: современные требования» руководитель Попова Галина Иннокентьевна – заведующая кафедрой образовательной области технологии, я впервые подробно ознакомилась с методом проектирования. Результатом работы на курсах стал мой первый проект «Компьютерная графика», выполненный в содружестве с педагогами из г. Назарова.

Почему же меня так заинтересовал метод проектирования? Я могу выделить ряд преимуществ в работе с учащимися в проектной деятельности:

  • сочетание самостоятельной работы учащихся в парах, группе, коллективе;
  • использование дифференцированных знаний, для детей разного уровня подготовки (посильное задание для каждого);
  • использование поискового и исследовательского методов;
  • развитие познавательных навыков, умение самостоятельно добывать информацию;
  • решение не только образовательных, но и развивающих задач (развитие умений формулировать свою точку зрения, обобщать, систематизировать, анализировать материал, договариваться, развивать самостоятельную активность);
  • актуализация знаний в различных образовательных образах, что способствует интеграции предметов;
  • предоставление возможности детям выбрать вид деятельности, средства обучения;
  • социальная значимость выполненной деятельности;
  • стимулирование творческого подхода к выполнению задания;
  • повышение мотивации учащихся к образовательному процессу,

Все это, в целом, я считаю, позволяет формировать у учащихся различные компетенции: информационные, коммуникативные и компетенции разрешения проблем.

Принимая во внимание уникальность метода, я часто использую его на уроках, разрабатываю краткосрочные проекты по организации урочной деятельности.

Мною были разработаны краткосрочный проект урока черчения по теме «Построение плоских фигур в аксонометрических проекциях». Моя первая проба – урок – сопровождение. И долгосрочные в воспитательной работе с классом.

На сегодняшний день, являясь классным руководителем в 9 классе, и я чувствую, что у меня появилась потребность в разработке проектов, выполненных вместе с учениками, направленные на формирование осознанного отношения к получению необходимых знаний, для дальнейшей востребованности обществом.

Тематика проектов определяется целями и задачами предстоящей работы и весьма разнообразна. Учитывая опыт работы международной школы бизнеса при открытом университете Великобритании, которая также занимается подготовкой выпускников к сдаче ЕГЭ, Линка и, используя принцип SMART в постановке целей, цели должны быть конкретные, достижимые, измеримые, ориентированные на результат, определенные во времени, мы более успешно справляемся с выявленной проблемой.

В своей работе с учениками я использую различные виды проектов:

  • индивидуальные, образовательные как, например проект «Куда пойти учиться?»;
  • коллективные, социальные: «Жизнь прекрасна без алкоголя». Этот проект отправлен на краевой конкурс профилактических образовательных проектов, где получили хорошую оценку (этот проект ценен для меня не тем, что он представлен на краевой конкурс, а тем, что инициаторами его были дети, а я лишь умело сопровождала их).
  • парные и коллективные, творческие: «Подарок ко дню рождения».

Как сделать проектирование максимально интересным для детей? Как изменить свою деятельность, чтобы адаптировать ее к особенностям современной школы, учеников, чтобы учесть все их личностные характеристики, интересы. Именно эти вопросы и не только, натолкнули меня на мысль провести среди учащихся анкетирование.

Цели анкентирования я поставила следующие:

  • выяснить мнение учащихся о проектной деятельности;
  • что именно им нравится в проектировании;
  • в чем дети испытывают трудности, работая над проектом;
  • помогают ли проекты узнать действительно что-то новое;
  • какие проекты интересны детям;
  • с какими источниками информации предпочитают работать.

Вопросы анкеты:

  1. Что именно нравиться в проектировании?
  • возможность самостоятельного выбора (темы, роли в проекте);
  • возможность самостоятельной работы;
  • возможность работать в группе (сотрудничать, договариваться, общаться);
  • возможность показать свое я (рассказать о себе, своих мыслях, мнениях);
  • возможность планировать свою работу;
  • обращаться к действительно интересным темам, проблемам;
  • участие в ролевых играх (проведение пресс – конференций, интервью);
  • что-то еще.
  1. В чем вы испытываете трудности, работая на проектом?
  2. Помогают ли проекты узнать действительно что-то новое.
  3. Какие проекты вам нравятся:
  • монопроекты (в рамках одной области);
  • межпредметные;
  • по определенной пройденной теме учебника;
  • не связанные с материалом учебника (по каким темам и проблемам?);
  • индивидуальные;
  • групповые.
  1. С какими источниками информации предпочитаете работать?
  • книги;
  • газеты;
  • журналы;
  • словари и другая справочная литература;
  • электронные носители.

Анализ анкетирования показал, что каждому ребенку важно:

  • выбрать, чем ему заниматься, что для него интересно;
  • самим определиться, как им работать в группах или индивидуально;
  • самому собирать информацию, планировать свою деятельность, определять сроки реализации и предоставления конечного продукта;
  • анализировать, рефлексировать результаты, т. е. быть инициаторами всей своей работы.

Я пришла к выводу, что метод проектирования позволяет мне построить учебный и воспитательные процессы, как процесс познания и общения, а общение, как мы знаем, является личностным процессом и учитывает личностные особенности и характеристики каждого конкретного ребенка.

В преподавании использую:

  • дифференцированный подход к обучению через разноуровневые задания;
  • исследовательские методы обучения;
  • метод постановки проблем и поиска решений;
  • моделирование;
  • рефлексию;
  • применяю сочетание различных организационных форм обучения (групповая, работа в парах, микрогруппах).

Работая над методической темой «Метод проектов в учебной деятельности», добилась сформированности у учащихся исследовательских навыков, мои дети умеют разрабатывать и реализовывать проекты:

  • выделять проблему;
  • выдвигать гипотезы, свободно высказывать свое мнение и задавать вопросы;
  • самостоятельно формулировать новые понятия на уроке;
  • грамотно выполнять поэтапное проектирование;
  • рефлексировать свои действия.

В 2008 – 2009 учебном году учащиеся 8 класса, где я являюсь классным руководителем, Сергеев Толя и Гаджиева Лиоза, отправили социальный проект «Здоровый подросток – здоровая нация» для участия в районном конкурсе.

Я пришла к выводу, что метод проектирования позволяет мне построить учебный и воспитательные процессы, как процесс познания и общения, а общение, как мы знаем, является личностным процессом и учитывает личностные особенности и характеристики каждого конкретного ребенка.

Сейчас мне на память пришла китайская пословица (слайд 20).

Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.

Я, думаю, трудно спорить с восточной мудростью.

Приложение