Обработка табличной информации. Совместное использование ресурса в процессе реализации проекта

Разделы: Информатика

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: электронные таблицы, ячейка, лист, книга, формулы, функции


Организационная информация

Предмет Информатика и ИКТ (ИКТ)
Класс 10
Методическая информация
Тип урока урок формирования новых умений
Цели урока выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой
Задачи урока образовательные: познакомить учащихся с новым сервисом портала Google.com "Документы Google"; дать представление о совместной работе над одним документом в процессе коллективной работы над одним проектом; выработать умения работы с табличным редактором в рамках сервиса "Документы Google"; научить владению дополнительными приемами работы с инструментами редактора электронных таблиц; углубить знания в вопросах обработки знаний с использованием редактора электронных таблиц.

воспитательные: показать значимость роли члена коллектива в процессе работы над проектом; вовлечь в активную практическую деятельность в ходе выполнения проекта; создавать объективную основу для воспитания мастерства докладчика; совершенствовать навыки общения.

развивающие: научить работать с электронными и твердыми носителями информации и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Узнают о новом сервисе портала Google "Документы Google", научатся работать над проектом и обрабатывать текущую информацию в сети Интернет посредством сервиса "Документы Google", закрепят старые и приобретут новые навыки работы в редакторе электронных таблиц в рамках сервиса "Документы Google"
Необходимое оборудование и материалы Компьютерный класс: рабочие места учеников, соединенные в единую локальную сеть с выходом в сеть интернет, рабочее место учителя в локальной сети с доступом в сеть интернет, мультимедиа-проектор, проекционный экран, индивидуальные карточки (15 штук или по числу учащихся в группе) с данными для доступа в сервис "Документы Google" по адресу http://docs.google.com/?hl=ru&tab=wo, карточки с индивидуальными заданиями для реализации проекта

Описание мультимедийных компонентов проекта

Форма (презентация, тест и т.п.) Презентация (MS PowerPoint 2003) + видеофрагменты
Технические данные (компьютер, интерактивная доска и другие.) Компьютер, проекционное оборудование (проектор, экран)
Название темы или раздела учебного курса Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
Формат ресурса - основного файла (ppt, avi, exe, doc или другие) Ppt, xls, doc, wmv
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, электронная таблица и другие) Презентация, таблица excel, текстовый документ, файлы видеоматериалов
Образовательный тип

(Поясняющий текст, учебный текст, методичка, разработанная программа, электронный тест, электронный учебник и другие)

Демонстрационный, наглядный материал
Средства Microsoft Office или другое ПО, с помощью которых создан дидактический материал MS PowerPoint 2003/2007, SmartNotebook
Цели, задачи дидактического материала Вспомогательный материал, для наглядного отображения действий, рабочее поле для показа видеоматериала, отображение заданий проекта
Содержание дидактического материала Презентация (слайд 1 - титульный слайд; слайд 2 - видео про табличный редактор; слайд 3 - видеоматериал по работе с сервисом Google; табличный редактор на сервисе Документы Google), текстовый документ карточка 1 - раздаточный материал с данными для входа в сервис Google, таблицы excel карточка 2 и карточка 3 - таблицы для групп
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.) видеофайлы
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.) Авторский материал
Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

По ходу урока обеими сторонами учебного процесса
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений нет
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе. Использование видеоматериалов на презентациях позволяет не быть учителю привязанным к своему рабочему месту во время объяснения темы.

Конспект урока

Мотивация учащихся  
Ход и содержание урока Содержание
  1. Оргмомент
  2. Постановка цели
  3. Фронтальный опрос и актуализация знаний
  4. Формулировка задания проекта: выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, защита проекта
  5. Итоги урока и определение домашнего задания

Ход урока

Оргмомент (1-2 мин.)

Приветствие учителя/учащихся. Подготовка рабочих мест, установка к началу урока.

Постановка цели (2-3 мин.)

Начало урока, оглашение темы урока, общая формулировка цели урока и задач (на экране проецируется слайд 1 презентации).

Фронтальный опрос и актуализация знаний (5-7 мин.)

На данном этапе урока проводится фронтальный опрос для повторения пройденных на предыдущих уроках вопросов по работе с электронной таблицей (ЭТ) (MS Excel или OpenOffice.org Calc): понятия листа, книги, ячейки; понятие адреса ячейки (относительный, абсолютный, комбинированный); элементы форматирования ячеек (пункт меню Формат a Ячейки: и закладки диалогового окна Формат ячеек); понятие формулы; функции в редакторе ЭТ. На этом этапе переходим к показу слайда 2 и предложить одному из учеников выйти к доске и прокомментировать происходящие на видеоматериале действия.

Формулировка задания проекта: выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, защита проекта (30 мин.)

Основной этап  урока.

Использование документов и обмен ими - составляющая деятельности во многих сферах. Создание документов и последующее их слияние остается в прошлом. На смену старым приходят новые возможности. Одна из таких новшеств - сервис Документы Google. Относительно молодой проект глобальной сети интернет резко стал крупным лидером в своей сфере и на этом уроке мы с ним познакомимся.

Для работы с данным сервисом потребуется учетная запись на портале. На время сегодняшнего урока он у вас есть (раздаем карточки 1 (Приложение 1). Дальнейшая работа пройдет за компьютерами. Выполните пожалуйста инструкции на вашей карточке (на экране слайд 3).

После выполнения данного задания демонстрация возможностей и работы с Документами Google (слайд 4). После демонстрации этого слайда и проб учеников по заполнению таблиц переходим к озвучиванию игровой ситуации - формулировки заданий проектов (раздаем карточки 2 и 3).

Работа будет вестись по группам: одна группа получает задание по карточкам 2, вторая по карточкам 3 (Отметим, что приложения 2 и 3 организованы так, что по ним можно создать несколько карточек - по числу учеников, - в них для генерации числовых данных использованы встроенные функции). Коллективно, каждый на своем месте заполняет свой лист одной таблицы. Выполнившие работу первыми получают дополнительное задание: Создать в таблице еще один лист, на которой собрать итоги с первых таблиц, которые создавались остальными. По итогам выполненной работы, от каждой группы по представителю на экране демонстрирует выполненную группой работу.

Если отведенное время позволяет, итоги работы могут быть оформлены в виде презентации на сервисе Документы Google.

Итоги урока и Определение домашнего задания (3 мин.)

Итоги подводятся по всем таблицам, заполненным группами и анализируются положительные и отрицательные моменты подобной формы коллективной работы. В качестве домашнего задания предлагается по возможности завести свои учетные записи на портале Google и совместно заполнить на нем документ.

Проверка и оценивание ЗУНов Проверка итогов реализации проекта и защита проекта у доски с презентацией
Рефлексия деятельности на уроке Выступление с защитой работы по проекту, презентация к защите проекта, листы таблицы с данными по проекту.
Домашнее задание В качестве домашнего задания предлагается по возможности завести свои учетные записи на портале Google и совместно заполнить на нем документ.
Дополнительная необходимая информация  
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются) Справочные материалы по Google
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Наглядно, доступно, познавательно и интересно, с применением доступа в сеть интернет
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим На следующем уроке можно предложить создать коллективную презентацию на одну общую тему в рамках сервиса Google.
Другое