Урок литературы по роману-эпопее М.Шолохова "Тихий Дон" по теме "Война и мир в "Тихом Доне" М.А. Шолохова

Разделы: Литература


Эпиграф:

В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата.

Цели урока:

  1. Развитие логического мышления (анализ и синтез), навыков сравнительной характеристики образов героев и анализа эпизодов романа.
  2. Воспитание уважения к истории своего народа, гуманизма, любви к слову.
  3. Обучение работе по логико-смысловой модели.

Оборудование: Презентация, высказывания писателей, стихотворение З. Гражданской «Живая вода».

Для оформления доски используются 2 высказывания.

  1. Казак (в переводе с тюркского) «удалец, вольный человек».
  2. «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, вся Россия. Трагическая катастрофа рождает только потери…» (Б. Васильев, современный писатель.)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о М. Шолохове.

Учитель начинает урок с чтения стихотворения З. Гражданской «Живая вода».

А мне опять не спится:
Цветут сады…
Достаньте мне напиться
Живой воды!
От мертвой – сохли долы,
И лес сомлел.
От мертвой – выли вдовы
По всей земле.
Довольно мертвой, красной
Воды-беды!
Найти б источник ясной,
Живой воды!..

Это стихотворение помогает легко перейти к рассказу об истории создания романа-эпопеи. В содружестве с учениками находятся реминисценции с романом-эпопеей Л.Н. Толстого «Война и мир». Объявляются тема и цели урока.

– Ребята! Сегодня мы вместе поразмышляем над страницами романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», подготовимся к итоговой письменной работе.

Слайды 1-2.

II. Проверка домашнего задания.

1. Характеристика романа.

Время действия

Начало – март 1912 года, мирная жизнь.

Конец – май 1922 года, гражданская война.

Центр – 1917 год, революция.

Место действия - хутор – Дон – Россия.

Главное действующее лицо – казаки.

Вопрос учителя: Что же это за племя такое – казачество? Обратимся к материалу учебника Кутузова, стр. 206-208.

Слайды 3-4.

2. Особенности казацкого сословия.

А) Повторение стр. 206-208, взаимоопрос в парах.

Б) Один ученик отвечает у доски на оценку.

В) Вывод делается исходя из вопросов: Почему именно судьба казачества в центре внимания автора романа? Как связано время природное и время историческое в романе?

III. Работа по логико-смысловой модели к роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».

(Проводится под руководством учителя. Учащиеся подходят к интерактивной доске, на которую проецируется изображение координатных прямых, и отмечают на них необходимые точки согласно названиям координат.)

  1. Построение координат «время», «главные герои», «семья», «ключевые образы».
    Слайды 5-10.
  2. Устное рассказывание с использованием логико-смысловой модели.
  3. Координата «время».

Логико-смысловая модель помогает ориентироваться при анализе произведения. Антитезой мирной жизни в романе станет война, сначала мировая, а потом и гражданская. Итак, сконцентрируемся на координате «время». 1912 г. – это мирная жизнь казаков, которая отмечена радостным крестьянским трудом, а для главного героя Григория Мелехова – еще и любовью.

Слайды 11-13.

Учитель обращается к презентации, проводит небольшую беседу, попутно повторяя понятия «образ», «антитеза».

IV. Викторина на знание текста (уровень А).

  1. С какой даты начинается 2-ой том? (1916 год)
  2. Кто говорит о войне русских с немцами: «Я – за поражение». (Офицер Бунчук)
  3. Кому принадлежит фраза: «Я – рабочий. За что я тебя буду убивать?» (Валет немцу)
  4. Кто спасает Степана от смерти? (Г. Мелехов)
  5. Назовите имя красной пулеметчицы. (Анна Погудко)

V. Анализ избранных эпизодов.

1. Вступительное слово учителя. Обратимся к 3-ей части романа. Здесь впервые появляется дата: «В марте 1914 года…». Это значимая деталь в произведении: историческая дата отделяет мир от войны. Рассказ о войне зарождается в самой гуще народной жизни:

  • «Война пристигнет»
  • «Не бывать войне, по урожаю видать…»
  • «А ну как война? »
  • «Война, дядя»

2. Работа с координатой «Главные герои романа», «Ключевые образы романа».

Книга первая: Убийство австрийца. Потеря точки опоры.

Книга вторая, часть 3, гл.7: Почему в романе нет любования подвигом? Что в таком случае интересует писателя? Как через песню показано настроение казаков? В каких строчках передано отношение автора к войне?

Книга третья, часть 6, гл. 24: Трагедия раскола народа. Казнь Подтелкова, убийство казаков.

Книга четвертая, часть 8, гл. 6: Разговор с Михаилом. Бывшие друзья – непримиримые враги.

Слайды 14-16.

3. Вывод: особенности шолоховского психологизма – в вычленении аспекта «Что делает с человеком война». Рисуя эпизоды боев, Шолохов передает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Симпатии автора на стороне Григория Мелехова, ищущего свою правду и находящего её в гармонии с природой, Землей-Матушкой, Доном-Батюшкой. Царские войска, белые, красные, банда Фомина, дезертиры – везде побывал Григорий, отовсюду уходил с окровавленной душой. Писатель наталкивает нас на следующий вывод: «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата».

Через батальные сцены, через острые переживания героев, через лирические отступления, пейзажные зарисовки ведет нас Шолохов к осмыслению «чудовищной нелепицы войны».

Слайд 17.

VI. Суть шолоховской концепции гражданской войны.

А) Слово учителя.

В романе действует более 700 персонажей, что придает произведению эпический размах. Тому, что происходило на Дону, есть название – «расказачивание» казачества, сопровождаемое массовым террором и в ответ – жестоким отпором.

Б) Самостоятельная работа. Анализ ч. 5 гл.I, ч. 6 гл. II, XIX, XXXI, LIV, XXXIII.

VII. Домашнее задание.

Составить план, написать черновик сочинения на одну из тем по выбору:

  1. Трагедия Григория Мелехова.
  2. Отщепенец, собственник или …?
  3. «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата».