Информационные технологии на уроках Окружающего мира по теме "Лес – это целый мир" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Закрепить знания строения гриба;
  • Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах;
  • Закрепить знания правил сбора грибов;
  • Уточнить понятие «лес»;
  • Расширение кругозора учащихся;
  • Развитие умения работать с текстами;
  • Развитие монологической речи;
  • Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование:

  • Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Ученик для 2 класса. М., «Вентана - Граф», 2007;
  • Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать. Рабочая тетрадь для 2 класса. М., «Вентана - Граф», 2007;
  • компьютер с мультимедиапроектором.
  • карточки.
  • Толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие.

А куда – отгадайте.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём. (ЛЕС) № 1 кадр

3. Проверка домашнего задания

Индивидуальная работа (Несколько человек работают по карточкам)

  • «Строение гриба» расставь подписи к частям.
  1. Шляпка
  2. Грибное тело
  3. Споры №3, 4 кадр

Сегодня мы продолжим удивляться, изучая природу.

Отгадайте загадку.

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я … (подосиновик)

Что можете сказать, о подосиновике, является ли он растением? №5 кадр

Всего существует около ста тысяч видов грибов, из них триста видов съедобных, хотя широко известно всего несколько десятков. Какие из них вы знаете?

  • Распредели грибы по группам. К одной группе отнеси все съедобные, к другой все несъедобные. 6, 7, 8 кадр
Съедобные Несъедобные
 Подосиновик Бледная поганка
 Белый гриб Мухомор
 Шампиньон  
 Сыроежка  

Фронтальный опрос. Перечислите правила сбора грибов. 2 кадр

  1. Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.
  2. Не бери грибы, которые не знаешь.
  3. Не собирай ядовитые грибы – они служат лекарством для животных.
  4. Сухие шляпки грибов повесить на ветку дерева – созревшие споры ветер разнесёт по лесу.

Сообщения о грибах.

1 ученик. Учёные долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совсем не похожи на них. Главное – они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже… по прихоти какой - нибудь нечистой силы. Наконец, грибы отнесли к растениям. Но постепенно выяснилось. Что в теле грибов немало таких веществ, которых ни в каких растениях нет, зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое, самостоятельное царство.

2 ученик. Когда – то в степных зонах стали создавать лесные полосы, чтобы защитить от суховеев. И обнаружили, что деревья здесь очень плохо растут. Чего – то им не хватает. Заметили: нет грибов. Тогда из старых лесов привезли землю с грибницей. Вскоре в молодых посадках тоже появились грибы. И что же? Лес словно ожил, деревья заметно прибавили в росте, силе. Деревья и грибы, оказались, между собой дружат. Тонкие белые нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными солями. А дерево отдаёт грибу питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях.

- Где растут грибы? №9 кадр

- Что такое лес? № 10 кадр

Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа

Юрия Дмитриева о лесе.

Ученики читают текст, у каждого он лежит на столе.

«Один художник решил нарисовать лес.

- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот – вот ветки закачаются. А в углу, как положено, нарисовал старичка – лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

- Это лес! – послышался голос старичка – лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав не лес. Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили деревья.

- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, не унимался старичок – лесовичок.

Дорисовал и их художник, но лес всё равно чахнет.

- Нарисуй жабу и ящерицу!                                                                                                             

Согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чьё – то фырканье.

- Вот это лес! – Сказал лесовичок и исчез. А может, не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же там в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

Итак, что такое лес? №11кадр

4. Знакомство с новым материалом.

Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называют ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем. №12 кадр

Работа по учебнику ОКМ, часть- 2, стр. 50 – 51.

- Какие бывают леса?

- С чьим мнением – Егора или Даши – вы согласитесь?

- Сравните ответ с иллюстрацией.

Лес – это целый мир. №11 кадр

- В нём обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но ещё больше скрыто от наших глаз.

Работа по учебнику ОКМ, Ч – 2, стр.51 – 52

- Что такое ярусы? №13 кадр

Работа с толковым словарём С.И. Ожегова: стр. 919

Один из рядов расположенных друг над другом предметов. В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам узнать их по описанию.

В процессе разгадывания появляются кадры.

  1. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветки, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. Это дерево является символом нашей родины, горячо любимой России. (БЕРЁЗА) №14 кадр
  2. В жаркий летний день вокруг цветущего дерева гудит целый рой пчёл. Она цветёт позже других деревьев. Оно считается лучшим медоносом. Мёд ценится выше других сортов. Цветы этого дерева являются лекарством, при простуде. (ЛИПА) №15 кадр
  3. Зимой и летом одним цветом. (ЕЛЬ) №16 кадр
  4. Зимой это дерево похоже на засохшую ель: голые ветки без хвои, покрытая трещинами сероватая кора. Весной ветви дерева покрываются зелёными иголочками. Иголочки мягкие, нежные, неколючие. Осенью они желтеют и опадают. (ЛИСТВЕННИЦА) №17 кадр

    Каким словом можно назвать все эти предметы? №18 кадр
    Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Кустарники)
    Какие кустарники растут вокруг школы? №19, 20, 21 кадр
    Что находится ниже кустарников? (Травы)

  5. Синий звонок висит,
    Никогда он не звенит. (Колокольчик) №22 кадр
  6. На припёке у пеньков
    Много тонких стебельков.
    Каждый тонкий стебелёк
    Держит алый огонёк. (Земляника) №23 кадр
  7. Беленькие горошки
    На зелёной ножке. (Ландыш) №24 кадр

Как можно назвать все перечисленные растения? №25 кадр

Многие редкие и исчезающие растения, в том числе женьшень на территории России охраняются в особых заповедниках.

Женьшень – целебное растение, помогающее при множестве болезней. В диком виде женьшень встречается только в Приморье, на территории всего трёх стран России, Китае и Северной Кореи.

Посмотрите видео фильм о нашем Приморском крае.

- Какие лекарственные растения можно встретить в Приморье? (Женьшень, Лимонник, Аралию, Элеутерокок ) № 26, 27 кадр

- Что узнали нового?

Женьшень – корень жизни. Лимонник – возвращает силу и бодрость. Аралия и Элеутерокок – ценны корнями.

- Какие изменения произошли в тайге с наступлением XX века? (Тракторы, машины погубили много ценного в лесу.)

Все ли ярусы мы рассмотрели? (Нет)

Самый нижний ярус – мхи и лишайники. № 28 кадр

Где они растут? ( На земле, на корнях деревьев.)

5. Физминутка «Сова»

6. Знакомство с новым материалом (продолжение)

Вспомните содержание рассказа. Несмотря на наличие в лесу «этажей» лес всё равно погибал.

- Почему? (В лесу не было насекомых.) № 29 кадр

- Для чего нужны насекомые лесу? (Они помогают опылению растений.)

Цветы, деревья через некоторое время оказались густо покрытыми полчищами жуков и гусениц.

- Почему же лес стал голым? (Насекомых развелось так много, что они съели всю листву на деревьях.)

- Кто поможет справиться с полчищами насекомых? (Птицы)

Поместим в наш «лес» птиц, живущих в Приморском крае. № 30, 31 кадр

7. Музыкальная минутка.

Чтобы наша картина ожила, послушайте голоса птиц. (Включить запись «Пение птиц».)

Наш Приморский край на редкость богат птицами: их здесь 350 видов. Ни на одной из территории России такого разнообразия птиц не встретишь. Причём, среди них много тропических ярко окрашенных. (Иволга)

Аист дальневосточный устраивает гнёзда на вершинах и в развилках ветвей деревьев.

Эта симпатичная жёлтая птичка – прекрасный певец. Кажется будто – кто – то играет на флейте, когда она поёт. Но иногда она может закричать, как кошка, которая наступила на хвост. (Голубая - сорока) А эту удивительную сороку вы можете встретить в Испании и в нашей Уссурийской тайге.

Итак, у нас получился настоящий лес. И мы убедились, что лес – это целый мир, где всё взаимосвязано и все живут сообща.

- Каково значение леса в природе? № 32 кадр

Лес – «лёгкие нашей планеты». Лес – источник древесины. Лес- источник ягод, грибов, лекарственных растений. Лес – дом для растений и грибов.

8. Работа в рабочей тетради «Учимся думать и фантазировать».

9. Итог урока. 33 кадр

Подготовленные ученики читают стихотворение «Это наша природа» Михаила Пляцковского.

Ученик 1.

Светит солнце с высоты.
Рады солнышку цветы,
Рады рощи и поля,
Рада вся земля.
Птичьи голоса,
Песни звонкие летят
Прямо в небеса.

Ученик 2.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!

Ученик 3.

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!

Ученик 4.

Летят, звенят, дождинки с небосвода,
Клубится не заре тумана дым…
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Ребята, какой вывод можно сделать, познакомившись со стихотворением М. Пляцковсноко?

Надо любить природу!
Беречь её!
Охранять и приумножать её богатства.

Презентация.