Использование возможностей ИКТ для осуществления мониторинга воспитательной деятельности

Разделы: Администрирование школы


Всё лучшее в человеке дается воспитанием. И если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки - это тоже объясняется воспитанием или, скорее отсутствием его. Поэтому человеку, профессионально занимающемуся воспитанием, немаловажно четко представлять, что такое воспитание.

Наиболее оправданным представляется понимание воспитания не как работы, а как деятельности, характер, формы и средства которой определяются теми целями, которые ставит перед собой субъект этой деятельности, а они, в свою очередь, определяются его ценностями и мотивами. На самом деле, педагог может только реализовать собственную позицию воспитателя, которая представляет собой единство его сознания (он свободно и осмысленно ставит перед собой воспитательные цели) и деятельности (он стремится достичь этих целей, самостоятельно выбирая необходимые пути и средства).

Как же оценить процесс воспитания? Как определить эффективность воспитательной деятельности педагога? Что должно быть критерием успешности этого аспекта педагогической практики учителя? Количество проведенных дел (экскурсий, классных часов, нравоучительных бесед о вредных привычках и т.п.), количество педсоветов по проблемам воспитания, количество детей, достигших или приблизившихся к установленному кем-то стандарту?

В МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 28" г. Северодвинска при оценке воспитательного процесса (а именно с этой целью и проводится мониторинг) руководствуются следующими позициями:

1. Смысл мониторинга - обнаруживать и решать собственные профессиональные проблемы: где мы как воспитатели недоработали, что нужно предпринять для решения обнаруженных проблем, какую помощь необходимо оказать ребенку, родителям, педагогам?

В этом случае диагностика не предполагает сравнение изучаемого объекта с неким общим стандартом. Диагностика позволяет отследить динамику изменений объекта, а без этого педагогу невозможно отследить и собственное продвижение в решении тех или иных воспитательных проблем.

2. На первый план ставится анализ и самоанализ деятельности педагога, а не отчет о проделанной работе.

3. Классные руководители имеют большой опыт работы и способны самостоятельно определить цель, задачи, формы, способы своей деятельности и планируют её так, как это удобнее им самим.

На основании каких критериев мы оцениваем процесс воспитания?

Чтобы ответить на этот вопрос, заметим, что воспитание понимается в учреждении как управление процессом развития личности через создание благоприятных условий. Поэтому мониторинг воспитательной деятельности предполагает характеристику динамики личностного развития школьников (это цель и главный результат воспитания) и анализ тех условий, которые созданы в школе для этого развития. К ним мы относим сформированность детских коллективов, благоприятное самочувствие каждого ребенка в этих коллективах, степень развития позиции воспитателя у педагогов школы, а также использование ими воспитательного потенциала различных видов совместной деятельности педагогов и школьников.

В качестве первого критерия оценки воспитательной деятельности в нашей школе рассматривается личностный рост школьников. Под личностным ростом в этом случае понимается развитие ценностного (позитивного) отношения личности к миру, к другим людям, к самому себе. Особенность личностного возрастного развития заключается в том, что на каждом его этапе присутствуют многие качества, но в разной степени проявляющиеся. Возрастная характеристика и индивидуальная характеристика воспитанности нередко не совпадают. Поэтому, чтобы отслеживать продвижение школьников в их нравственно-волевом развитии в учреждении используется диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности, изложенная Шиловой М.И., профессором, член-корреспондентом РАО, зав. кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета, в статье "Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников" ("Классный руководитель", 2000, № 6)

Данная диагностическая программа представляется оптимальной, потому что строится на линейном развитии личности: в каждом возрастном периоде учитываются особо благоприятные предпосылки для формирования определенных сфер самосовершенствования личности.

Для младшего школьника, например, определяются такие показатели, как отношение к родной природе, гордость за свою страну, забота о своей школе, познавательная активность, познавательная активность, инициативность и творчество в труде, уважительное отношение к старшим, милосердие и т.д.

Диагностическая программа для подростков предполагает изучение проявления формирующегося нравственного деятельно-волевого характера школьников этого возраста и выделяет следующие базовые качеств: отношение к обществу и природе, отношение к собственности, отношение к учебному труду и делу, отношение к людям, отношение к себе.

Данная диагностическая программа хороша еще и тем, что не является средством "сортировки" учащихся, выявления их недостатков. Напротив, она позволяет найти и отметить сильные стороны каждого ученика.

Оценка изменений, происходящих в личности школьника, осуществляется различными способами. Это и наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием детей в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в ролевых играх, в групповых дискуссиях. Это и анализ сочинений, дневников, эссе, статей в школьную газету и т.п. Это и самооценка себя детьми.

Результаты этих наблюдений фиксируются классными руководителями в отдельной базе данных "Уровень воспитанности" (она представляет собой документ Microsoft Excel), которая есть у каждого класса и ведется классным руководителем уже в течение трех лет. Данные по каждому ученику вносятся педагогом дважды (в первом и во втором полугодии учебного года) и складываются из оценки классного руководителя и самооценки ученика.

Для оценки динамики личностного роста старшеклассников в школе используется методика "Диагностика уровня становления мировоззренческой позиции учащихся", изложенная Тягловой Е.В. ("Классный руководитель", 2005, № 5). Данная методика имеет четыре диагностических показателя в соответствии с числом выделенных компонентов мировоззренческой позиции: стремление к познанию, степень глубины понимания, объективность в оценивании, степень регуляции поведения.

На вопросы данной анкеты отвечают сами старшеклассники, что развивает навык самооценки, которая включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически, рефлексировать своё поведение, а это служит основой для выработки устойчивых критериев самосовершенствования. Анкета создана в Microsoft Excel, что упрощает процедуру ее обработки, поскольку данное офисное приложение позволяет задать необходимые для получения оперативной информации формулы.

Полученные результаты данной диагностики также составляют базу данных "Уровень становления мировоззренческой позиции", которая создается по принципу базы данных "Уровень воспитанности".

Вторым критерием оценки воспитательной деятельности в школе является сформированность детских коллективов школы. Выбирая инструментарий в данном случае, мы руководствовались тем, что коллектив, по словам Н.Е.Щурковой, это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью. Поэтому нами используется с этой целью методика "Оценка развитости системы отношений в коллективе". Каждому члену классного коллектива предлагается оценить, в какой степени проявляются в коллективе такие качества, как ответственность, коллективизм, сплоченность, организованность, контактность, открытость, информированность. Интерпретация информации, полученной в результате данной диагностики, позволяет определить уровень сформированности детского коллектива и психологический климат в нем. Подобные исследования проводятся во всех классах в конце учебного года в течение трех лет и позволяют оценить процесс формирования детского коллектива. Результаты проведенных диагностик заносятся в электронные таблицы, в которых наглядность отображения цифровых показателей обеспечивается построением диаграмм.

Третьим критерием оценки воспитательной деятельности в нашей школе является сформированность позиции воспитателя у педагогов. Позиция - это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей. Безусловно, что от сформированности этой позиции у педагогов во многом зависит и личностное развитие школьников. Оно зависит от того, является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или он попросту, что называется, отбывает повинность), от того, какие профессиональные ценности сформированы у педагога (или какие отсутствуют).

Для изучения профессиональных ориентиров педагогов в сфере воспитания мы используем диагностическую методику, разработанную Степановым П.В. ("Классный руководитель", 2005, №5). Она позволяет определить степень приверженности педагога (и всего педагогического коллектива в целом) гуманистическим принципам воспитания.

Четвертый, и чрезвычайно важный, критерий, который учитывается нами при оценке воспитательной деятельности, - это использование воспитательного потенциала различных видов совместной деятельности педагогов и школьников. Внимание к данному критерию вполне объяснимо, ведь изменения, которые происходят в личности человека, являются, как правило, следствием его участия в какой-либо деятельности. Непосредственно отчет классные руководители сдают в электронном виде, заполнив соответствующие графы шаблона. Этот документ наиболее полно отражает результаты участия класса в школьных, городских и областных мероприятиях, работы с родителями, детьми девиантного поведения и пр. На основании полученной информации можно судить об используемых классным руководителем формах работы, их эффективности.

Ребенок, пребывая в школе, совместно с педагогами и другими детьми участвует в самых разных видах деятельности: учебно-познавательной, трудовой, творческой, игровой, спортивно-оздоровительной и т.п. Реализовать (и оценить степень реализации) воспитательный потенциал этих видов деятельности позволяет школьный конкурс "Классный класс". Этот конкурс проходит в третий раз и состоит из нескольких этапов, среди которых финальным и решающим является конкурс презентаций, рассказывающих о жизни класса в течение года, о взаимоотношениях внутри коллектива, о совместной деятельности классного руководителя, детей и родителей. Все работы классных коллективов остаются в школе и используются классными руководителями в воспитательной работе. Доступность данных материалов обеспечивает информационная система NetSchool, раздел Портфолио проектов.

Получение информации в ходе мониторинга воспитательной деятельности не является целью этого сложного процесса. Мониторинг в нашей школе проводится с целью применения полученной информации в дальнейшей работе, а это невозможно без анализа результатов оценки процесса воспитания. Он осуществляется и коллективно (на совещаниях, в рамках круглых столов), и в индивидуальных беседах и заключается в сопоставлении полученных результатов в воспитании школьников с поставленными в этой области целями; в выявлении факторов, позитивно или негативно повлиявших на полученные результаты; в формулировании важнейших проблем в сфере воспитания, которые необходимо решать в будущем.

Безусловно, осуществление мониторинга воспитательной деятельности - процесс сложный и трудоемкий. Выстраивание системы оценки этого процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий происходило порой достаточно болезненно. Однако уровень ИКТ-компетентности педагогов школы по сравнению с прошлыми годами заметно вырос и позволил использовать новые формы отчетности классного руководителя. Нынешняя ситуация, сложившаяся в школе, убеждает в необходимости системного подхода к диагностике и анализу воспитательной деятельности, поскольку без этого невозможно достижение цели воспитания - развитие личности ребенка.