Открытый урок по русскому языку "Соединительные О и Е в сложных словах" (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Знать: об образовании сложных слов от основ с помощью соединительных гласных О и Е.

Уметь: верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах.

Ход урока

I. Лексико-орфографическая работа.

(слайд 3)

Исследователь, обозреватель, летчик-испытатель.

II. Попутное повторение.

(слайд 4)

Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

Задание: Е И

Приехать           Претихий
приблизиться   предобрый
прехороший   приподняться
пристроить   прийти
престранный   преодолеть
приклеить   приказать
прибыть   приобрести

III. Объяснение новой темы.

(слайд 5)

Форма: беседа.

– Какие слова называются сложными?

– Как образуются сложные слова?

На экране:

вода, лазить —> водолаз
море, плавать —> мореплаватель
мышь, ловить —> мышелов

Слово учителя:

Это сложные слова. При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Ивангород. (слайд 6)

Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, какая – после мягких согласных, шипящих и ц ? (слайд 7)

(Вывод делают сами учащиеся).

IV. Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О и Е».

(слайд 8)

V. Чтение словарной статьи.

(слайд 9)

VI. Контроль за пониманием темы.

(слайд 10)

1. Творческая работа. (слайд 10)

Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).

Пить чай            (чаепитие)
помогать взаимно   (взаимопомощь)
любить труд   (трудолюбие)
люди одной фамилии   (однофамильцы)
тот, кто ходит пешком   (пешеход)
старший класс   (старшеклассник)

2. Работа с учебником. (слайд 11)

Упражнение 150.

3. Творческая работа по рисункам.

Задание: соединить слова, расположенные в правом столбике, с названиями предметов в левого столбика.

4. Попутное повторение. (слайд 3)

Задание: к данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.

Ленивый ученик – добросовестный.

Серьезный юноша – легкомысленный.

Однообразное движение – многообразное.

Враждебное отношение – доброжелательное.

VII. Закрепление.

1. На экране: (слайд 13)

пыль            хранить
овощ   тушить
огонь   сосать
телевидение   плавать
море   передача
три   бороться
земля   мерить

Задание.

К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

Примечание: можно провести параллель с темой «Словосочетание».

2. «Диктант-молчанка». Угадай слово. (слайд 15)

Задание: угадайте и запишите слово по толкованию его лексического значения.

Машина, которая очищает хлопок; завод, где строят корабли; бумага, чувствительная к свету; здание, построенное из железа и бетона; машина, которая очищает дорогу от снега.

3. Работа с учебником.

Упражнение 168.

4. Кроссворд. (слайд 18)

(Каждый ученик получает каточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).

  1. Специалист по разведению садов.
  2. Локомотив с паровым двигателем.
  3. Канал для выхода дыма из трубы.
  4. Руссккая народная игра-пляска.
  5. Лес, поваленный бурей.
  6. Бесплановое, стихийное совершения дела, работы.
  7. Огнестрельное оружие.
с а д о в о д
п а р о в о з
д ы м о х о д
х о р о в о д
б у р е л о м
с а м о т е к
п у л е м е т

VIII. Подведение итогов.

Выставление оценок.

Домашнее задание: с. 71. упражнение 169.

Презентация.